Особенности организации воспитательной работы в условиях школы закрытого типа

Разделы: Внеклассная работа


Каждый человек нуждается в психологической защите, в той психотерапии, к которой обращается масса людей, не состоящих на учете в психиатрических клиниках, но в то же время переживающих состояние психологического дискомфорта. В светском обществе эту функцию выполняет церковь, в условиях пенитенциарных систем эта роль возложена на школу. Образовательное учреждение, находясь на территории исправительной колонии, призвано работать в пенитенциарном режиме, т.е. выполнять не только образовательные функции, но и способствовать нравственному возрождению личности. Особенность школы закрытого социума заключается в том, что ученики существуют как бы в двух пластах: осужденные исправительного учреждения и учащиеся вечерней школы. Задача обоих учреждений едина: “...формирование у них (осужденных) уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения” (УИК РФ ст.9 ч.1). В своей деятельности общеобразовательная школа закрытого типа руководствуется Законом Российской Федерации “Об образовании”, Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, нормативными актами Министерства образования и Минюста России. Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В условиях специальной школы воспитательные функции, безусловно, превалируют над общеобразовательными. Таким образом, перед школой стоит задача воспитания или, точнее, социальной реабилитации личности. Необходимо обеспечить смену мировоззрения учащихся. Решая данную задачу педагогический коллектив акцентирует внимание осужденных учащихся на том, что их пребывание в колонии – явление временное, которое надо использовать разумно – подготовиться к достойной жизни после освобождения. Для этого надо узнать себя и свои возможности, приобрести определенные знания в школе, необходимые для выбора профессии, навыки в общении с людьми, научиться владеть собой.

На процесс социализации влияет целостный образовательный процесс. Наши учащиеся имеют негативный социальный опыт: большую роль играет та среда, в которую они попадают после школы – это злостные нарушители режима, неустойчивые из числа осужденных, члены малых отрицательных групп, приспособленцы. Воспитание предполагает предотвращение возможного негативного влияния среды. В данном случае необходимо говорить о корректировочной функции воспитания, направленной на обеспечение нравственной устойчивости личности к влиянию негативных факторов среды. Школа может влиять только тогда, когда задачи организации воспитательной деятельности решаются всеми средствами, всеми субъектами образовательного процесса, всем стилем деятельности образовательного учреждения.

Наш принципиальный подход при организации воспитательных воздействий заключается в следующем: в каждом человеке есть доброе начало, и это надо беречь и развивать. Мысль Достоевского, что каждый человек самоценен положена в основу деятельности пенитенциарной школы. Соответственно выдвигаются основные принципы школы:

  1. Первый принцип – человек – главная ценность педагогической культуры. Школа должна не только транслировать знания, но и дать возможность каждому ученику глубже понять себя.
  2. Второй принцип – личностно-ориентированный подход к учащимся.
  3. Третий принцип – ресоциализация личности учащихся.

Сегодня воспитание и учение рассматривается как единый образовательный процесс. Меняется смысл учебной деятельности: усвоение знаний мы должны воспринимать не как цель, а как одно из средств, ведущее к развитию личности. Переход в учебной деятельности с монологических методов к диалогу, активизация мыслительной деятельности учащихся, предоставление права выбора способа выполнения задания, дифференциация содержания образования – все эти направления перестройки процесса усвоения знаний становятся средствами развития личности. Решение частных и целевых задач развития личности, которые могут быть решены на том или ином этапе общего образования, зависит от потенциальных воспитательных возможностей каждой образовательной области:

  • естественно-математический цикл формирует мировоззрение, единую модель мира, развивает экологическую культуру личности, дисциплинирует мысль;
  • гуманитарные предметы способны влиять на развитие нравственной культуры личности, структуру ценностей и потребностей;
  • информационные технологии, иностранные языки формируют функциональную грамотность будущего специалиста, конкурентноспособность личности в современных социально-экономических условиях.

Так на длительном этапе общего образования формируется целостное представление о мире, науке и ценностях общества, то есть формируется социальный опыт: отношение к деятельности.

“Серая масса осужденных” в школе должна превращаться в ряд личностей, пусть не позитивно направленных, но личностей. В школе осужденный учащийся исчезает, в ней появляется ученик. Помощь необходима каждому. Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия ученику в решении проблем, создании специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательной организации для позитивного самораскрытия, самоуважения.

Исходным является специальный подготовительный этап, на котором определяются задачи и содержание работы. Главное – изучение коллектива, составление характеристик класса и отдельных учащихся и на этой основе составление плана и программы воспитательной работы.

На втором этапе совершенствуется намеченная программа. Основной задачей на этом этапе является перестройка самосознания, самооценки осужденных и формирование у них субъективной готовности к перевоспитанию на основе устойчивой неудовлетворенности собой.

На следующем этапе в центре внимания формирование и накопление у каждого положительного опыта поведения, основанного на добровольном выполнении всех административных и моральных требований.

Заключительный этап – подготовка к освобождению.

Так, не унижая, не критикуя низменные, на наш взгляд, пристрастия и предпочтения учащихся, необходимо включить их в ту деятельность, где они могут проявить себя, почувствовать значимыми для других, поверит в себя, испытать радость собственной активности.

Воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на процесс социализации только при следующих условиях:

  • гуманизация позиции педагога, способного создать благоприятный нравственно-психологический климат;
  • создание целевой установки всех участников образовательного процесса на обеспечение готовности к воспитательной позитивной деятельности;
  • определение общих и частных воспитательных задач с учетом психологических особенностей учащихся, потенциальных возможностей различных образовательных областей, сложившихся ситуаций педагогического взаимодействия;
  • выполнение функций компенсации недостатков первичной социализации (семейное негативное воспитание и др.);
  • коррекция комплексов;
  • создание ситуации успешности, а для этого включение учащегося в ту деятельность, которая позволит самореализоваться;
  • дифференциация и индивидуализация процесса воспитания.

На сегодняшний день в действующем Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации отсутствует какое-либо нормативное обоснование достижения (или недостижения) результата исправления осужденного. Мы считаем, что нашим основным показателем успеха в воспитательной работе является изменение отношения осужденного обучающегося к самому себе (самооценка и отношение к самовоспитанию), к коммуникативному взаимодействию в группе, формирование таких личностных качеств, как любознательность и познавательный интерес, стремление к образованию.

Так, учащиеся школы принимают участие в заочном Всероссийском конкурсе “Русский медвежонок”, международном конкурсе “Кенгуру” и занимают призовые места. В 2010году приняли участие в областном конкурсе молодых поэтов “Подымайся, песня, над судьбою”, посвященного памяти выдающегося русского поэта П.Н.Васильева, в честь 100-летия со дня рождения, и стали лауреатами. В плане дополнительного образования было организовано обучение в заочной школе “ЕГЭ-технологии” при Омском государственном университете по русскому языку и физике. В течение двух лет выпускникам предоставляется возможность сдавать экзамены в форме ЕГЭ (по выбору). Результаты вполне удовлетворительные – средний балл по школе – 70.

С 2005 года на базе колонии №6 открыт филиал Московской гуманитарной академии. Ежегодно выпускники школы становятся студентами академии.

В 2009году учащийся школы поставил фильм о жизни в колонии “Твори добро”, который занял второе место на Первом Всероссийском фестивале видеороликов (по УФСИН) “Быть добру”. Хочется верить, что в дальнейшем он будет плодотворно трудиться.

Социализация – это длительный процесс. В школе мы можем говорить только об относительной его завершенности, которая обеспечивается четкой и строгой направленностью всех педагогических воздействий.