Применение рейтинговой оценки как дополнительного средства оценивая качества знаний учащихся

Разделы: Иностранные языки


Содержание.

  1. Поиск эффективной системы оценивания.
  2. Создание творческой группы “Рейтинг”
  3. Применение рейтинговой оценки в обучении английскому языку
    3.1 “Таблицы настроения” и дополнительный балл
    3.2 Рейтинговая оценка при защите проекта:
  4. Заключение
  5. Приложения.
    Таблица № 1. Распределение учащихся по формам работы над проектами.
    Таблица № 2. Оцениваемые аспекты деятельности (в баллах).
    Таблица № 3. Результаты защиты проектов по теме “Мир вокруг нас” (в баллах)
    Таблица № 4. Результаты защиты исследовательских проектов по теме “Зрительские предпочтения моих одноклассников”.
    График № 1. Итоги презентации проектов по темам “Мир вокруг нас”, "Зрительские предпочтения моих одноклассников” (в баллах).
    График № 2. Итоги презентации проектов по темам “Мир вокруг нас”, “ Зрительские предпочтения моих одноклассников” (отметки).

Даже если мы не правы, кто-то долен пройти по этому пути.

1.Поиск эффективной системы оценивания качества знаний учащихся.

Рейтинг (англ. Rating) – числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта или явления.

Проблема контроля знаний не является новой для дидактики средней и высшей школы и педагогической психологии. Поиск рациональной и эффективной системы оценивания знаний учащихся берет свое начало в древности. Балльная система оценивания впервые сформировалась в иезуитских школах XVI–XVII веков. В России систематизация оценивания знаний учащихся началась с реформ Петра I и работы Московского университета. В истории русского просвещения наиболее древней является система словесного оценивания, которая просуществовала до XIX века. Постепенно она была заменена на цифровую (3, 5, 8, 10, 12 и 100 ). 5-ти балльная система оценивания в русских школах была узаконена в 1837 году. Совсем скоро мы могли бы отметить двухсотлетний юбилей самой могущественной и простой в применении системы принуждения и уничтожения творческого потенциала учащегося. Ни для кого из практикующих педагогов не секрет, что фактически сегодня применяется 3-х балльная система измерения количества неправильно выполненных учеником действий.

“В нынешней системе изначально содержится презумпция виновности, – говорит Ефим Рачевский, директор Центра образования № 548, член Общественной палаты – Отметка ставится не за то, что ученик сделал, а за то, чего он не сделал ”. Идея реформирования пятибалльной системы снова бродит по коридорам власти. Осенью, во время встречи с победителями конкурса “Учитель года”, президент Медведев признал: да, пятибалльная система неудобная и давно пора ее менять. Вслед за Медведевым это подтвердил министр Фурсенко, а потом и чиновники рангом пониже. Не исключено, что первые эксперименты по переходу на десятибалльную систему начнутся уже в следующем году. И если реформа будет идти разумными темпами, то те, кто сейчас ходит в первый класс, будут оканчивать школу на шестерки и девятки.

Сейчас каждая школа может сама определять, как оценивать своих учеников – закон “Об образовании” это разрешает. И есть учебные заведения, которые этим правом воспользовались. Где-то давно применяется десятибалльная система, где-то – стобалльная, где-то вообще отказались от текущих отметок и используют только зачет/незачет. Но все это – частные инициативы очень немногих продвинутых школ, не подчиненные какой-то единой стратегии.

2. Создание творческой группы “Рейтинг”.

В 2009–2010 учебном году кафедра гуманитарных наук МОУ гимназия № 5 г.Конаково предложила учителям-предметникам принять участие в работе творческой группы, задача которой состояла в обобщении опыта педагогов и составлении методических рекомендаций для внутреннего пользования по проблеме “Рейтинговая оценка качества знаний учащихся”.

Начиная работу над использованием рейтинга как дополнительного элемента оценивания знаний учащихся и повышения их мотивированности к обучению, члены творческой группы “Рейтинг” МОУ гимназия № 5 г. Конаково ясно представляли себе, что не найдут панацею от двоек. Главное, что интересовало группу – попытаться найти доступную возможность для школьного учителя учесть динамику изменения качества знаний учащихся. Группа реально представляла, что динамика может быть и положительной и отрицательной, но это будет движение качества знаний. Полученные результаты помогут учащимся и учителю скорректировать свои траектории (учебную и обучающую) в соответствии с динамикой.

Что стало импульсом для создания творческой группы под рабочим названием “Рейтинг”?

Во-первых, необходимость более качественного оценивания параметров деятельности ученика. Во-вторых, повышение учебной мотивации школьников и в-третьих, создание условий для овладения школьниками необходимыми современными компетенциями, такими как самостоятельное принятие решений, ответственность за качество выполнения работы, умение работать в группе, повышение уровня информационной культуры, умение исследовать проблему и презентовать свои результаты перед аудиторией. Перечисленные проблемы актуальны и для моей педагогической деятельности, поэтому в курсовой работе будут предложены пути решения этих проблем.

Для различных групп учащихся применение рейтинга в оценивании их учебных результатов имеет практическую направленность. Учащиеся из более продвинутых групп получают дополнительные возможности улучшить качество знаний и расширить научный кругозор. Те, кто обладает средним уровнем обученности, имеют шансы улучшить текущие или итоговые отметки и расширить базовый горизонт знаний. Учащиеся, имеющие уровень ниже среднего или низкий, получают реальную возможность повысить текущие и итоговые отметки по предметам.

Результаты работы творческой группы показывают, что не зависимо от уровня обученности учащиеся демонстрируют повышение мотивации к учению. Это отражается в положительной динамике отметок, желании перейти от индивидуальной работы к работе в группе или выполнить исследование по определенной теме. (Приложение).

Все наши ученики в недалёком будущем будут стоять перед выбором профессии. В современном техногенном обществе требования к представителям многих областей знания качественно изменились. Школьное образование должно дать им начальные знания, умения и навыки работы в различных форматах, требуемых от специалистов нового времени. Шери Батлер, президент Национальной ассоциации по развитию карьеры (США) приводит следующий список наиболее востребованных умений и навыков для развития успешной личной карьеры:

  1. Коммуникативные умения и навыки (в школьном курсе эти навыки формируются в работе над презентациями и групповыми проектами);
  2. Аналитические умения и навыки (развитие их обеспечивают дисциплины естественно-научного цикла);
  3. Работа в команде (выполнение групповых проектов);
  4. Технические умения (овладение навыками работы с персональным компьютером и другими средствами коммуникации);
  5. Здоровая этика на рабочем месте (в школьном курсе развитие данных умений и навыков обеспечивается проведением on-line обучения).

Отмеченные умения, необходимые для продвижения личной карьеры, должны иметь хорошее качество базового уровня, который можно привить еще в школе. Применение рейтинга для отслеживания качественных изменений в развитии учащихся, по нашему мнению, может стать мощным стимулом движения учащихся по их личным образовательным траекториям, которые обеспечат им в будущем достойную карьеру.

3. Применение рейтинговой оценки в обучении английскому языку.

Современные условия требуют от учащихся владения различными компетенциями в области изучения иностранного языка и применения этих знаний в повседневной жизни.

Трудно представить себе урок или внеурочную деятельность учащихся без применения ИК технологий и современных средств коммуникаций. Расширение пространства общения, доступ к ресурсам Интернета предполагают наличие у учащихся исследовательских навыков, умений анализировать и систематизировать информацию. Решение этих задач в комплексе возможно при использовании метода проектов в учебной деятельности. Презентация проектов, выполненных индивидуально или в группе, – великолепный опыт публичных выступлений и обмена мнениями. Учащиеся и учитель имеют возможность проследить изменения качества знаний по иностранному языку, мотивировать отдельных учащихся к более активной деятельности, дополнить ученическое портфолио исследовательскими работами.

Применение рейтинга в оценивании проектной деятельности учащихся на уроках английского языка служит дополнительной оценкой творческого потенциала учащихся, мотивирует их к исследовательской деятельности. Это дает учащимся возможность повысить качество знаний по английскому языку и отметку за текущий триместр. Обучение английскому языку в 8 классе средней школы предусматривает использование базового курса 102 часа в год или 3 урока в неделю. В параллели 8-х классов используется:

  • программа “Английский с удовольствием” авторы М.З. Биболетова, Н.Н.Трубанева, 2006 г.
  • учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Английский язык:Английский с удовльствием/Enjoy English: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– Обнинск, Титул, 2009;
  • рабочая тетрадь к учебнику 8 класса;
  • аудиоприложения и видеоприложения к УМК;
  • методическое пособие, разработанное учителем английского языка МОУ гимназия № 5 г. Конаково Муратовой Л.В. (мультимедийный продукт “Different Landscapes”) .

В течение учебного года учащиеся выполняют презентацию и защиту проектов по двум учебным темам:

  • “Мир вокруг нас” (творческий проект);
  • “Зрительские предпочтения моих одноклассников” (исследовательский проект).

3.1 “Таблицы настроения” и дополнительный балл.

К использованию рейтинговой оценки как дополнительного средства оценивания качества знаний учащихся мы пришли не сразу, а после применения подобных средств в течение предшествующих 3 лет (5–7 класс). Началом работы по подготовке учащихся к использованию рейтинга были “Таблицы настроения” отражающие эмоционально-психологический фон класса и отдельных учащихся по итогам урока (Приложение).

Основой продуктивного взаимодействия учителя и языковой группы является комфортная психологическая обстановка в урочное время. Учащимся 5 класса бывает сложно словесно определить свое состояние на уроке, а тем более высказать это учителю или однокласснику. Цветной квадратик в таблице отражает это лучше и яснее как для ученика, так и для педагога. Проанализировав спектр настроений класса и отдельных учеников на разных видах уроков, воспользовавшись помощью психолога МОУ гимназия № 5 г. Конаково Габуевой Е.Г., мне удалось скорректировать эмоциональный фон к концу 2005–2006 учебного года. К сожалению, в отношении двух учащихся способов коррекции их настроения найти не удалось, но возраст и время сделали свое дело, и к концу 7 класса проблему удалось минимизировать.

В 2006–2008 учебных годах применялась схема дополнительного оценивания качества знаний учащихся, которую мы назвали “5 + 1”. Такая схема не является полностью инновационной, так как она достаточно давно применяется в школах Канады, Финляндии, Польши. В сотрудничестве с разработчиком нашего варианта схемы, учителем английского языка МОУ гимназия № 5 г. Конаково Кирюхиной Г.И., мы предложили к использованию в гимназии такой вариант этой модели.

При подведении итогов урока ученикам предлагается “поставить” отметку “6” за наиболее качественный с их точки зрения ответ одного из учеников. Иногда мнение учителя и класса совпадают, но бывают и расхождения. На некоторых уроках учитель самостоятельно выставляет дополнительный балл учащемуся и аргументирует своё решение. Решение выставить дополнительный балл учащемуся напрямую связано с теми задачами, которые решаются в курсе обучения английскому языку в 6–7 классе. В моей практике дополнительный балл особенно хорошо “срабатывает” для корректировки или улучшения произносительных навыков учащихся. На уроках не всегда удается уделять достаточно времени закреплению каллиграфических навыков учащихся, здесь тоже помогает дополнительный балл.

Для фиксации дополнительных баллов приходится составлять списки учащихся, т.к. поставить отметку “6” в классный журнал невозможно. В классном журнале я проставляю отметку “5”, а в дополнительном списке “5 + 1”.В конце триместра дополнительные баллы суммируются, и из полученного количества последовательно вычитается 5 баллов. В классный журнал выставляются отметки “5”,получившиеся в результате предыдущего действия. Если имеется остаточное количество баллов, то они переносятся в следующий триместр. В конце учебного года учащиеся, имеющие остаточные баллы, не дающие в сумме отметку “5”, получают за них сладкие призы или другие бонусы, учащиеся могут “подарить” свои лишние баллы менее успешным одноклассникам. На практике максимальное количество дополнительных отметок “5” составляет от двух до четырех в течение триместра.Следующим этапом применения рейтинга в оценивании качества знаний учащихся является оценивание проектных работ по теме.

3.2. Рейтинговая оценка при защите проектов: трудности и результаты.

На первых уроках изучения темы учащимся предлагаются темы проектов, модуль выполнения задания, предложенный в Книге для учителя к УМК под ред. М.З. Биболетовой. Учащиеся могут выбрать индивидуальную, парную или групповую форму работы над проектом. Большая часть учащихся языковой группы 8А класса умеет работать с персональным компьютером и владеет элементарными навыками работы с программой Power Point,поэтому создание презентаций в данной программе не является невыполнимым требованием к проекту. Параметры оценивания ответов учащихся на защите проекта являются открытой информацией, с которой они знакомы с предыдущего учебного года (Таблица №2). Заранее оговаривается, что ответы учащихся работавших в паре или группе, будут оцениваться индивидуально. Естественно требования к лексическому и грамматическому аспектам, социокультурной компетенции, продолжительности высказывания были приведены в соответствие с нормами овладения иностранным языком учащимися 8 класса общеобразовательной школы.

Для учителя не является секретом, что часто учащиеся со средним и низким уровнем овладения английским языком понимают подготовку монологического высказывания, как заучивание текста наизусть. Вот почему диалог с аудиторией является обязательным моментом при защите проекта. Таким образом, можно проверить и скорректировать использование вопросительных структур, вежливых вопросов, привить учащимся навык продуцировать неподготовленные высказывания, языковую реакцию и научить правилам ведения дискуссии. В нашей практике встретилось следующее затруднение: невозможность убедить ученика в совершенной грамматической, фонетической или лексической ошибке при устном высказывании (монолог и диалог). Для этого используется запись ответа учащегося в аналоговой или цифровой форме в режиме реального времени.

Применение рейтинговой формы дополнительного оценивания качества знаний учащихся помогло в решении следующих учебных задач (Таблица № 3,таблица № 4, Приложение):

  • Повысился уровень фонетической культуры учащихся;
  • Обогатился словарный запас продуктивной лексики;
  • Использование изученных грамматических структур перешло на автоматический уровень;
  • Ускорился темп речи учащихся из менее продвинутой группы.

Очень важным является воспитательный момент применения рейтинга в оценивании. Учащиеся с более высоким уровнем владения иностранным языком становятся толерантными в отношении ответов и самих учащихся с меньшим уровнем владения, стараются им помочь в подготовке материалов к защите проекта. Учащиеся из менее продвинутой группы получают возможность накопить больше положительных оценок и получить более высокую отметку за триместр. Учитель, анализируя типичные ошибки учащихся, может скорректировать свою методику преподавания предмета, получить новые идеи для разработки дидактических материалов.

Заключение.

Проанализировав результаты рейтинга учащихся по отдельным аспектам учебной деятельности, учителю легче отследить изменение качества знаний учащихся и скорректировать методику преподавания отдельных тем, формы и методы работы на уроках. Составление отдельных списков и таблиц занимает определенное время, но, если сделать это заранее и сохранить информацию в таблицах программы Excel, то сам процесс заполнения и подсчета не будет трудоемким.

Отношение к рейтингу в образовании очень различно. Кто-то полностью отрицает систему ранжирования, кто-то полностью принимает ее и утверждает, что она порождает интеллектуальный азарт; есть мнение о том, что составление рейтинга – “игра с нулевой суммой”: если твой товарищ выиграл, то ты проиграл и так далее. Однако реальность такова, что традиционная система не учитывает ни личный прогресс ученика, ни многие его достижения. Учителя невольно вкладывают в отметку свою оценку поведения и прилежания, хоть это и запрещено. Школьная отметка не является “прозрачной” для ученика и его родителей, что часто приводит к конфликтным ситуациям.

Творческая группа “Рейтинг” МОУ гимназия № 5 г. Конаково предлагает несколько вариантов параметров оценивания, таблиц и методик подсчета результатов. Все они могут быть изменены в соответствии с нуждами того или иного предмета или педагога. Мы не ратуем за повсеместное применение только наших вариантов и приглашаем коллег к сотрудничеству по корректировке системы. Изменить отношение к процессу оценивания и попытаться разработать более эффективные критерии оценивания в одной отдельно взятой школе – было задачей творческой группы “Рейтинг” МОУ гимназия № 5 г. Конаково. Презентационные материалы и текстовые файлы проектов хранятся в “Методической копилке” Информационного центра МОУ гимназия №5 г. Конаково. Они доступны не только для преподавателей гимназии, но и для всех желающих ознакомиться с ними.

В заключении хотелось бы еще раз процитировать академика Скулачёва М.В., который, выступая перед студенческой аудиторией в телепрограмме “Academia”, сказал: “Даже если мы не правы, кто-то должен пойти по этому пути”.

Приложение

Презентация.