Урок "Дикие и домашние животные". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Обучающие: дать представление о диких и домашних животных; показать некоторые отличия в жизни домашних животных по сравнению с дикими; систематизировать и дополнить сведения о диких и домашних животных.
  • Развивающие: развивать речь, память, внимание, мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитательные: формировать бережное отношение к природе, животным, стремление охранять и любить природу.

Оборудование:

  • Творческие работы детей, открытки, фотографии с изображением животных.
  • Репродукции картин: И. Шишкин “ Утро в сосновом лесу”, В. Васнецов “Иван-царевич на Сером Волке”, И. Левитан “Март”, А. Саврасов “Грачи прилетели”.
  • Таблицы “Дикие и домашние животные”.
  • Мультфильм “Кошка, которая гуляет сама по себе” (Р. Киплинг).
  • Выставка книг со сказками, баснями, стихами и рассказами о животных русских и зарубежных авторов.

Ход урока

1. Организационный момент

Учащиеся читают стихи о своих любимцах, показывают рисунки и фотографии животных.
Учитель обращает внимание на репродукции картин и рассказывает о великих художниках, изображающих природу и жизнь животных.

2. Проверка и систематизация полученных ранее знаний. Вступительная беседа

В окружающей нас природе мы встречаем множество разнообразных животных. Мы узнаём о них из книг, фильмов, видим в зоопарке, цирке, в природе, заботимся о наших любимцах дома…

Все животные делятся на группы.

Вспомним и определим, какие группы животных существуют.

Дети перечисляют известные им группы животных: звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.
(На доске заполняется 1 графа таблицы “Чем отличаются животные различных групп”.)

Далее учащиеся выполняют самостоятельную работу (повторение пройденного). Приложение 1.

Задание:
Записать в первую графу животных по группам.

(Учитель показывает картинки с изображением животных. Дети записывают название животного в определенную графу).
Далее учащиеся самостоятельно заполняют графы таблицы, отмечая основные отличительные признаки животных разных групп.

3. Сообщение темы и целей урока. Введение в тему

Предлагается отгадать загадки.

Пашет землю трактор без колес.
Для него горючее – овес. (Конь.)

Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать даёт. (Собака.)

– Где была ты?
– Тут и там.
– Где летала?
– По цветам.
– Что домой принесла?
Мёд, – ответила ... (пчела).

Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки! (Кот.)

Желтый одуванчик по двору идет.
Желтый одуванчик зернышки клюёт. (Цыпленок.)

Дети находят среди игрушек – животных ту, которая является ответом – отгадкой, и ставят на полку.

– Кто догадался, как можно назвать этих животных? (Домашние животные.)

– Сегодня мы подробнее узнаем о жизни домашних и диких животных, о пользе, которую приносят человеку домашние животные.

Беседа о диких животных.

Дети называют диких животных, рассказывают кто, где живёт и делают вывод, почему они называются дикими.

– Дикие животные живут в лесу, в поле, в горах, водоёмах, самостоятельно добывают себе пищу, устраивают себе жилище, ухаживают за потомством, защищаются от врагов или нападают сами.

А как появились домашние животные?
Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма по произведению Р. Киплинга “ Кошка, которая гуляет сама по себе” и вы сами сделаете вывод.

Показ фрагмента мультфильма.
После просмотра м/ф учащиеся приходят к выводу, что давным-давно все животные были дикими. Человек стал приручать их. Первым человек приручил собаку, лошадь, корову …Домашние животные стали приносить человеку пользу. Теперь жизнь человека без домашних животных невозможна.

– Какую пользу приносят домашние животные?

Работа с таблицей учебника с.68.

4. Физкультминутка

5. Обобщение полученных знаний. Закрепление пройдённого материала

В беседе дети называют домашних животных и делают вывод, что домашние животные, в отличие от диких, живут рядом с человеком, их разводят люди, кормят их, строят для них жилища, заботятся и ухаживают за ними и их потомством.

– В прекрасной книге Антуана де Сент-Экзюпери “ Маленький принц”, с которой вы познакомитесь, когда чуть-чуть подрастёте, есть замечательные слова, которые мы должны помнить всю жизнь: “Человек в ответе за тех, кого приручил”.

Информация о “Красной книге”.

– Чем отличаются домашние животные от диких?

Дети обобщают полученные знания и решают самостоятельно кроссворд (Приложение 2а, Приложение 2б), работая парами.

Задание:
Записать отгадки: названия домашних животных – красной ручкой, диких животных – зеленой ручкой.

6. Итог урока

– Подводя итог урока “Дикие и домашние животные” проводится беседа о необходимости защиты природы, заботе о наших меньших братьях – животных. Чтобы больше узнать о жизни животных, можно прочитать в книгах, представленных на демонстрационном стенде.

7. Информация о домашнем задании

– Прочитать легенды о животных с.68-69 учебника, составить рассказ о животном по плану (Приложение 3).

P.S.
На следующем уроке в качестве проверки домашнего задания проводится самостоятельная работа. (Приложение 4)