Урок литературного чтения в 3-м классе «И.А. Крылов "Ворона и Лисица"»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова, вспомнить другие изучаемые ранее.
  • Учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни.
  • Развивать и обогащать речь, художественный вкус учащихся.
  • Содействовать в ходе урока формированию отрицательного отношения к порокам и недостаткам как лесть, корысть, заискивание.

Оборудование: карточки с названиями басен и отрывками из них, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Садитесь, ребята, начинаем урок.

2. Проверка домашнего задания

– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с произведениями Ивана Андреевича Крылова. Но прежде, давайте вспомним басни, которые изучили. (Слайд 2, см. Приложение 1)

– Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням И. А. Крылова. На партах у вас лежат карточки с названиями и отрывками из них. Я буду показывать иллюстрации, а вы определите, к какой басне они относятся. (Слайд 3, 4, 5, 6, 7)

(1 – показ слайда; 2 – выходят дети и зачитывают название и строки из данной басни, 3. подтверждение.)

Название басен на карточка.

  • “Лебедь, Щука и Рак”.
  • “Стрекоза и Муравей”.
  • “Мартышка и Очки”.
  • “Зеркало и Обезьяна”.
  • “Квартет”.

Карточки со строками из басен:

“К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
То он ее еще и гонит”.

“Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука”.

“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”.

“Ты все пела? это дело;
Так поди же, попляши!”.

“Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?”

– Видите, ребята, сколько басен дедушки Крылова вам уже известны. А с какой басней мы познакомились вчера на уроке? (С басней “Зеркало и Обезьяна”.)
– Сейчас мы послушаем, как вы подготовили инсценирование этой басни дома.

3. Знакомство с новой басней

(Слайд 8)

Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым.
Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе (сплав меди с оловом). В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним , чуть ниже, фигурка персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

– Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? (Крылов учил людей узнавать самих себя, помогая обнаружить недостатки, и подсказывал, как можно от них избавиться.)

– Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.
– Сегодня мы познакомимся еще с одной басней, она называется “Ворона и Лисица”. (Слайд 9)
Можете предположить о чем или о ком эта басня?

(Ответы детей.)

4. Первичное восприятие

Чтение басни учителем наизусть.

– Какое впечатление произвело на вас это произведение?
– Ребята, прочитайте басню спокойно, вдумчиво.

5. Словарная работа

– Как вы поняли значение следующих слов?

(Слайд 10)

6. Физкультминутка

Если вы у нас в лесу
Повстречаете лису,
Берегитесь, ведь плутовка
Всех обманывает ловко.
Может с виду и проста,
Обведет вокруг хвоста.

7. Анализ басни

– Давайте постараемся представить события, описанные в басне, а заодно проверим, кто внимательно ее прочитал.

– Зачитайте место, где впервые встречаемся с Вороной.

– Как вы понимаете, выражение “бог послал”? (Ворона случайно нашла кусочек сыра.)

– Какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны? (Взгромоздясь, позавтракать было собралась, призадумалась.)

– На что они указывают? (Глупая, неповоротливая, медлительная птица, раздумывает.)

– Какой предстает Ворона? (Неуклюжей, замедленной.)

– С какого момента начинает развиваться действие басни? (С появлением Лисы.)

– Случайно ли появление Лисы? Подтвердите ответ словами текста.
– Выражение “на ту беду”, какое значение имеет? (К несчастью, указывает на случайность появления в этих местах Лисы.)

– Как действует на Лисицу сыр? (Дети зачитывают.)

– Сырный дух – замените синонимом. (Запах, аромат.)

– Каким метким словом называет Крылов Лисицу? (Плутовка.)

– Что обозначает это слово? (Хитрая и ловкая обманщица.)

– Каковы ее действия? Зачитайте.
– Прочитайте, как Лисица льстила Вороне.
– Как Лисица называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, царь-птица.)

– Перечислите, что расхваливала Лиса?
– Для чего она это делала? (Ответы детей.)

Прочитайте еще раз речь Лисицы, обратите внимание на то, как она постепенно, подбирается к самому главному – “ангельскому голоску”.

– Как же действует на Ворону ласковые слова Лисы?

(Дети зачитывают.)

– Почему Крылов не забыл упомянуть в басне о способности Ворон быть вещими птицами? (Она должна была предвидеть недоброе, но забыла обо всем.)

– Как же прореагировала Ворона на лесть, как об этом написал Крылов?

(Дети зачитывают.)

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Она поверила словам Лисицы.)

– Сравните поведение Вороны и Лисицы. Какими качествами вы наделите Ворону? Лисицу?

(Слайд 11)

Прочитайте мораль басни.

– Как вы поняли смысл данной морали? (Плохо льстить; не нужно поддаваться на лесть; не нужно быть глупой, доверчивой.)

– Какие строки из басни “Ворона и Лисица” стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы? (В сердце льстец всегда отыщет уголок.)

8. Ролевое чтение в парах (автор, герой)

(Чтение. Оценивание)

9. Работа с пословицами

– Прочитайте пословицы и скажите, как они соотносятся с содержанием басни. Как вы их понимаете?

(Слайд 12)

10. Итог урока

– Так с какими человеческими порками боролся Иван Андреевич Крылов, создавая эту басню? (С лестью, заискиванием.)

– И.А. Крылов в своих баснях дает нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

11. Домашнее задание

(Слайд 13)

Литература:

  1. Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть 1: Книга для учителя. – М.: Изд-во “Первое сентября”, 2000. – 256 с.