Конспект урока по теме "Алфавит". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель. Формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).

Задачи.

1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному запоминанию алфавита, формированию орфографической зоркости первоклассников, становлению самоконтроля.

2. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

3. Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.

Оборудование урока. Раздаточный материал:

  • карточки с заданием для парной работы на II этапе;
  • карточки с заданиями групповой работы на V этапе;
  • карточки с изображением солнышка, облачка, тучки у каждого ученика;
  • компьютер, видеопроектор, программа Microsoft Power Point (Презентация).

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности. (3–4 мин.)

Задачи:

1) создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию каждого ребенка;

2) определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на первом этапе.

Учитель. Встало солнышко с утра, заниматься нам пора!

Учимся старательно, слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем, дружно руки поднимаем. (Презентация, слайд № 2).

(На столах у детей карточки: солнышко, тучка, облако).

Учитель. Ребята, какое у вас настроение? Если у вас настроение веселое, то возьмите себе карточку с солнышком, если чуть – чуть грустное – то облачко, а если совсем печальное – тучку. Кто хочет поделиться своим настроением или высказать пожелания другим? У меня тоже хорошее настроение. Желаю всем с хорошим настроением работать весь урок.

Каллиграфическая минутка.

ал     фа    вит

Анализ соединений: “ножка балерины до 1/3”, остальные соединения по “секретику” (методика В. Илюхиной).

Учитель. Подчеркните карандашом тот элемент буквы или слог, который у вас получился лучше всех.

- Попробуйте определить тему урока. Кто догадался?

Дети. Алфавит.

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности. (5 мин.)

Задачи:

1) способствовать прочному запоминанию алфавита;

2) актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

3) организовать затруднение в деятельности.

III. Организация учебного процесса на втором этапе (общеклассная, работа в парах).

Учитель. Каково значение слова алфавит? Где вы об этом узнали? (Презентация, слайд № 3)

- Кто может рассказать весь алфавит? Кто попробует с буквы К? кто с буквы Ц? молодцы! А зачем человеку нужен алфавит?

Дети. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу, в классном журнале – фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного.

Учитель. Значит, теперь вы умеете располагать слова в алфавитном порядке, сможете любое слово быстро найти в словаре? Молодцы! Выполните, пожалуйста, задание.

(Работа в парах).

(Карточки у детей на столах, презентация, слайд № 4)

Учитель. Покажите цифрами алфавитный порядок слов (пенал, альбом, портфель, карандаш).

(Задание вызывает затруднение – проблемная ситуация)

Физминутка. (3 мин.)

IV. Выявление причины затруднения, поиск выхода из затруднения. (12 мин.)

Задачи:

1) выявить причину затруднения (расположение слов по следующей букве);

2) открыть новый способ действия;

3) зафиксировать новый способ действий во внешней речи.

Организация учебного процесса на третьем этапе (побуждающий от проблемной ситуации диалог)

Учитель. Вы смогли выполнить задание? Что вызвало затруднение?

Дети. Два слова начинаются на одну букву, мы не знаем, как их расположить.

Учитель. Давайте попробуем вместе разобраться. Итак, что нужно было сделать?

Дети. Расположить слова по алфавиту.

Учитель. Какие знания вы применили?

Дети. По первой букве определили место слова.

Учитель. Над каким словом вы поставили цифру 1? 2? Какое слово обозначили цифрой 3?

Артём. Мы слово пенал.

Вика. А мы над словом портфель.

Учитель. А задание было одно?

Дети. Да.

Учитель. А как вы его выполнили?

Дети. По-разному.

(Осознание проблемы)

Учитель. Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем?

Дети. Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквой.

Побуждающий к гипотезам диалог.

Учитель. Ваши предположения? Гипотезы?

Дима. Я думаю, что надо записать пенал, оно короче, чем слово портфель.

Алина. А может быть, портфель; ведь в портфеле же носят и пенал, и альбом, и карандаш.

Влад. Причем тут то, что носят. Нам же надо просто по алфавиту расставить.

Данил. Наверное, надо по ударению их расставить.

Катя. А у этих слов ударение на втором слоге.

Учитель. А может быть нам поможет словарь? (Учебник с. 128, раздел “Вещи”)

Учитель. Найдите слова на букву П. Сравните. Что интересного заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно в таком порядке (пальто, пенал, портфель)?

Дима. Я догадался! Буква а первая в алфавите! Нужно слова расположить по второй букве!

(Предположение проверяется на словах другого столбика)

Учитель. Итак, к какому выводу мы пришли? Давайте сравним наши мысли с выводами ученых (печатная тетрадь, с. 18). Молодцы! Мы открыли ещё одну тайну нашего языка. Возвращаемся к нашему заданию. В каком порядке будем записывать слова? (Проверка, презентация, слайд № 5)

Учитель. Работаем в тетради по памятке (презентация, слайд № 6).

(Списывание слов ведётся в соответствии с памяткой, разработанной автором учебника М.С. Соловейчик. Такая технология списывания способствует формированию орфографической зоркости, развитию орфографической памяти, становлению самоконтроля).

V. Обобщение затруднений во внешней речи. (3 мин.)

Задачи: воспроизвести во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение.

Организация учебного процесса на четвёртом этапе.

Учитель. Давайте ещё раз вспомним, в каком месте возникло затруднение.

Дети. Расположение слов по алфавиту.

Учитель. Как же надо действовать, чтобы эти затруднения снять? Какой способ вы теперь знаете?

Дети. Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей букве.

Физминутка. (3 мин.)

VI. Самостоятельная работа по эталону. Включение в систему знаний. (10 мин.)

Задачи:

1) проверить своё умение применять новый способ в типовых условиях с опорой на эталон;

2) систематизировать знания об алфавите.

Организация учебного процесса на пятом этапе (работают в группах по 4 чел.).

Учитель. Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ расположения слов? В какой ситуации? У меня для вас есть очень интересное задание.

Задание для 1 группы. Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы.

Задание для 2 группы. Расположить в порядке алфавита фамилии детей своей группы.

Задание для 3 группы. Догадайтесь, в каком порядке стоят в библиотеке эти книги. (Михалков, Барто, Маршак)

Задание для 4 группы. Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположите по алфавиту (суббота, вторник, среда).

Задание для 5 группы. Герой нашего учебника Антон назвал весенние месяцы: март, апрель, май в алфавитном порядке. Верно ли он это сделал?

(Воспроизведение полученных результатов каждой группой. Проверка по эталону, презентация, слайды № 7-14)

VII. Рефлексия деятельности. (3 мин.)

Задачи:

1) зафиксировать в речи открытый способ действий;

2) оценить собственную деятельность на уроке.

Организация учебного процесса на шестом этапе.

Учитель. Итак, мы сегодня открыли ещё одну тайну нашего языка. Какую?

Дети. Располагать слова, начинающиеся с одинаковой первой буквой по второй и т.д.

Учитель. У кого возникли затруднения? Кому удалось их преодолеть? Как? Над чем надо поработать? Кого из ребят вы похвалите за работу? С каким настроением вы заканчиваете урок? Молодцы! Я рада за вас.

VIII. Домашнее задание. (2 мин)

(Задание на дом детям предложено в трёх вариантах по выбору).

а) аналогичное классному (печатная тетрадь, с. 18, упр. 102 (2));

б) записать имена членов семьи в алфавитном порядке;

в) творческое: составить задание для товарища (по теме урока).