Правописание безударного гласного в корне слова. 3-й класс

Разделы: Русский язык, Информатика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Цели:

  • совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова;
  • продолжить формирование умений написания словарных слов;
  • закреплять синтаксические навыки;
  • развивать внимание, речевые умения и творческие способности;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:

  • учебная презентация, карточки с заданиями, учебники, тетради, канцелярские принадлежности, рабочие тетради, тетради для словарной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Весело звенит звонок
Начинается наш урок. [Слайд 4]

Ребята, внимательно посмотрите на экран. Прочитайте про себя пословицы и поговорки.[1] Кто из вас прочитает их вслух? [Слайд 5]

  • Грамоте учиться - всегда пригодится.
  • Красна птица пеньем, а человек уменьем.
  • Ученья корень горек, да плод сладок.

Объясните значение этих пословиц. Какую пословицу выберем для девиза урока? Почему?

1. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас не простой урок, а урок - путешествие в страну Русского языка. [Слайд 6] И мы сегодня не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны "Умники и умницы". Дорога впереди нас ожидает нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны много трудиться. Наши тетради - это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

Откройте свои записные книжки и запишите число.

Послушайте внимательно стихотворение, и вы узнаете тему нашего урока.

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.

Какова же тема нашего урока? Кто из вас догадался?

Высказывания детей.

Правильно, сегодня на уроке мы говорим о правописании безударных гласных в корне слова.

2. Работа по теме урока.

Посмотрите внимательно на экран. Перед нами карта нашего путешествия. [Слайд 7] А кто из вас вспомнит из курса окружающего мира, что же такое карта?

Высказывания детей.

Карта - чертеж поверхности Земли, где отмечены реки, озера, города. [Слайд 8]

Рассмотрите карту нашего путешествия и назовите основные этапы нашего пути. [Слайд 7]

Первая наша остановка: город Чистописания. [Слайд 9]

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

(учитель читает стихотворение, обращая внимание детей на плакат "Правильная посадка учащихся во время письма)

В городе Чистописание нас встречают буквы: Я и М (учитель показывает карточки с буквами на экране монитора). [Слайд 10]

Дайте характеристику этим звукам:

Я - гласный, ударный или безударный, может обозначать один или два звука.

М - согласный, звонкий, мягкий или твердый, непарный.

Пропишите эти буквы в своих записных книжечках.

(учащиеся работают в тетрадях по образцу).

Вторая наша остановка: озеро Словарных слов. [Слайд 11]

Чтобы переплыть это озеро, надо вставить пропущенные буквы в словарные слова. Откройте свои рабочие тетради - словарики [6] и выполните задание на стр. 12.

Ребята, посчитайте, пожалуйста, количество букв и звуков в слове МЕДВЕДЬ. Почему букв, больше чем звуков? [Слайд 12]

Молодцы, скоро день подойдет к концу, а мы с вами прошли лишь половину пути, надо поторопиться.

Третья наша остановка: Синтаксический лес. [Слайд 13]

А теперь перед нами встал лес, и чтобы не заблудиться, мы составим предложения о жителе леса - зайце. [Слайд 14]

Ребята, составляют предложения устно.

Давайте запишем одно предложение и разберем его по членам предложения. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Ребята, а как по-другому можно назвать лес? (чаща, роща) [Слайд 15]

Чаща - густой, частый лес, заросли.

Роща - небольшой, чаще лиственный лес.

Молодцы, выбрались из леса. Теперь немного передохнем и отправляемся дальше в путь.

Один из учеников проводит физкультминутку.

Отдохнули, отправляемся дальше. Мы хорошо поработали, переплыли озеро, прошли дремучий лес, но впереди нас ожидает новое испытание.

Четвертая наша остановка: Избушка Бабы Яги. [Слайд 16]

Баба Яга холодными зимними вечерами очень любит отгадывать кроссворды. [Слайд 17] Вам она предлагает составить ей компанию. Слова отгадки нужно будет записывать в столбик, подбирая рядом проверочное слово, а затем мы их расставим, и отгадаем главное слово, расположенное по вертикали. Например:

Глаза - глаз.

Один ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях.

Пока дети - каждый в берете.
Повзрослели - шляпы надели. (Грибы)

Течет, течет - не вытечет.
Бежит, бежит - не выбежит. (Река)

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)

Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок!
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья! (Зерно)

Летом зеленеет,
Осенью желтеет. (Трава)

Прочитайте выделенное слово в кроссворде. [Слайд 18]

Что такое гроза?

Гроза - бурное ненастье с громом и молнией. [Слайд 19]

Какое проверочное слово можно подобрать к слову гроза? (Грозы)

Молодцы, открываем учебник стр. 33. [2] Выполняем упражнение 60. Прочитайте. Выпишите столбиком сначала слова, в которых на месте безударных гласных надо писать а, потом о, затем е, и, я после проверочных слов. Укажите способ проверки безударного гласного в корне.

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение в своих тетрадях.

Молодцы, вы хорошо поработали. И нас с вами ожидает последнее испытание.

Наша последняя остановка в городе "Умники и умницы" [Слайд 20]

[Слайд 21] Составьте и запишите себе в тетрадь текст из 4 предложений. Первое предложение должно начинаться с имени существительного, второе - с имени прилагательного, третье - с глагола, а четвертое - с предлога.

Ребята, зачитывают свои мини тексты. Доказывают правильность выполнения задания.

3. Рефлексия.

Молодцы. Вы хорошо поработали.

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • Что больше всего запомнилось?
  • Как же можно проверить на письме написание безударных гласных в корне слова?

4. Домашнее задание.

Открываем дневники и записываем домашнее задание. [Слайд 22]

Повторить правило правописания безударных гласных в корне слова стр. 33, упр. 6

Я думаю, что каждый из вас сегодня по итогам урока заслужил, чтобы получить титул "Умник" или "Умница" [Слайд 23]

Список используемой литературы.

  1. Вахрушева Т. Диктанты по русскому языку. Учебное пособие для начальной школы. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1998
  2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2008
  3. Лободина Н.В. Приглашаем на урок. 3 класс. - Волгоград, Издательство Учитель, 2009
  4. Псарева Л.А. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. - М.: Вако, 2007
  5. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. М.: Издательство "Экзамен", 2010.
  6. Шаповалова О.А. Русский язык. 3 класс. Карточки заданий. - Саратов: Лицей, 2008
  7. Шаповалова О.А. Русский язык. 3 класс. Словарная работа. - Саратов: Лицей, 2008
  8. Шаповалова О.А. Русский язык. 3 класс. Тетрадь для творческих работ. - Саратов: Лицей, 2008
  9. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Часть 1. / [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и другие]. - 3 издание. - М.: Просвещение, 2008.