Модернизация технологий дошкольного образования. Переподготовка воспитателей

Разделы: Работа с дошкольниками


Правительством РФ разработана Концепция досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, в которой представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”.

Уже в возрасте 3–6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов. До сих пор в России работа воспитателя рассматривается с точки зрения присмотра за детьми. Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентноспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. “Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог”.

В настоящее время в системе дошкольного воспитания в основном работают люди, получившие образование в советской школе, где приоритетным было формирование знаний, умений и навыков. Без фундаментальных знаний обойтись нельзя. Модернизацию педагогических технологий может реализовывать педагог, обладающий инновационным стилем мышления. Поэтому, наряду с обновлением структуры образовательного стандарта, организации работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт необходимо изменение системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, в основе которой лежит развитие творческого педагогического мышления.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога.

Кроме того, проблема подготовки воспитателя ДОУ к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту.
Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями, и , прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов способных:
1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
2) самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
3) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

Потребность в инновационной деятельности возникает тогда, когда создается противоречие между желаемым и реальным результатом. Именно эта потребность возникла в нашем коллективе. Для определения возможности модернизации педагогической системы в ДОУ на начальном этапе был проведен SWOT – анализ развития творческих способностей педагогов.

Сильные стороны Слабые стороны
Высокий образовательный ценз педагогов.
38% педагогов “стажистов”.
50% педагогов, имеющих наиболее продуктивный стаж педагогической работы.
Кружки на базе ДОУ.
Творческие конкурсы для педагогов.
Связь ДОУ со СМИ.
Семейные газеты (издания отдельной семьи).
Ярмарки, вернисажи, музейные композиции.
Эстетическое оформление помещений ДОУ.
Утренники, вечера “Вопросы и ответы”, КВН.
Занятость на работе и общественная нестабильность.
Старение педагогических кадров.
Недостаток творческой инициативы.
Предпочтение традиционным формам работы.
Недостаточность электронной информационной поддержки.
Низкий уровень использования интернет-ресурсов.
Отсутствие эффективной, профессиональной, интеллектуальной управленческой команды единомышленников.
Отсутствие мониторинга творческой инициативы педагогов.
Отсутствие центра профессиональной помощи при разработке авторских программ.
Возможности Угрозы и препятствия
Участие в конкурсе “Детский сад года”.
Участие в окружных и территориальных конкурсах.
Участие в научных конференциях, семинарах в сети Интернет.
Договоры о сотрудничестве с школой, музыкальной школой, Центром внешкольной работы, библиотекой, Домом культуры.
Создание официального Интернет-сайта.
Отсутствие развитой инфраструктуры (небольшой поселок).
Отсутствие Интернет-сервиса.

SWOT – анализ позволил собрать данные и установить соответствия между внутренними и слабыми свойствами ДОУ, благоприятными факторами среды.

С целью более глубокого анализа проведена психологическая диагностика (тест креативности Г.Девиса), анкетирование педагогического коллектива по методике К.Ю. Белой (тест “Ваш потенциал”).

Диагностика помогла определить мотивы повышения квалификации педагогами, составить характеристику коллектива. Тесты, анкеты выявили психологическую готовность коллектива к внедрению инноваций. Проделанная работа позволила условно разделить педагогов на три группы.

Первая группа (40 %) педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач. Педагоги – новаторы. Работают по инновационным технологиям. В частности внедряют в практику метод проектов.

Вторая группа (53%) педагоги освоение новшеств осуществляют умеренно, включаются в инновационную деятельность, когда она воспринята большинством коллег. Реализуют в своей работе ставшие традиционными технологиипо развитию речи О.С. Ушаковой, по экологическому воспитании Рыжовой Н.А.

Третья группа (7%) консервативные педагоги, воспринимают новое только после того, как сформируется общее положительное мнение.

Вывод: SWOT – анализ, результаты анкетирования, тестирования показали, что коллектив готов изменить слабые стороны, готов использовать предоставляющиеся возможности.

Поэтому следующий этап – разработка алгоритма действия по модернизации технологий дошкольного образования (внедрения инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс).

Поиск соответствующего новшества Организация творческих групп воспитателей и специалистов.
Организация дифференцированной работы с членами каждой группы.
Усиленная работа с педагогом третьей группы (практикумы, тренинг).
Выбор инновационных технологий Изучение методической литературы, детальное обсуждение
возможных вариантов и выбор наиболее приемлемых с учетом
актуальности, результативности, в соответствии с основными
направлениями деятельности ДОУ.
Разработка программы внедрения инноваций в образовательный процесс
Создание инновационного пространства

Разработка программы развития ДОУ.

Использование Интернет-ресурсов.

Администрирование сайта ДОУ.

Использование инновационных форм методической работы:
  • презентация результатов образовательно-воспитательной работы,
  • калейдоскоп творческого мастерства,
  • конкурсы методических разработок, составление портфолио ребенка.
Проведение мониторинга. Определение объекта мониторинга, его показателей и критериев,
изучение объекта, анализ и структурирование полученных данных ,
соотнесение полученных данных с данными предшествующих мониторингов;
прогнозирование возможных изменений данных мониторинга.
Определение результативности. Обобщение результатов, формирование соответствующих выводов.
Включение инноваций в повседневную практику. Распространение передового педагогического инновационного опыта.
Знакомство родителей с внедренными инновациями.

Эффективность и результативность проведенной работы по стимулированию педагогов к инновационной деятельности сказалась на:

– изменении профессиональной компетенции педагогов ДОУ;
– стремлении педагогов к участию в конкурсах различного уровня;
– активный поиск путей решения;
– уровне овладения современными образовательными технологиями;
– повышении качества образования (результаты диагностики);
– желании педагогов быть конкурентноспособными.