Организация работы в ДОУ по развитию интеллектуальных способностей на основе дифференцированного подхода

Разделы: Работа с дошкольниками


Происходящие координальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не затрагивать системы образования, которая в новых условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым обществом и государством.

На сегодня возник спор о том, каким быть дошкольному учреждению и как оно должно функционировать.

В настоящее время существуют два подхода – один – сосредоточен на традиционных формах, другой – на исследовательском, развивающем обучении.

В первом случае педагог призван выполнять следующие функции: организовывать, контролировать, оценивать ход образовательного процесса. Его забота донести до детей программный материал, обучение ведется, как правило, в пределах – группы, в которой дети подобраны по возрастному критерию. Само собой – разумеющимся считается, что одной группы должны продвигаться вперед с одинаковой скоростью, хотя известно, что темпы обучения у разных людей различны.

При исследовательском подходе – основная цель обучения – ребенок, его идеи и мысли, а не стандартизированные программы и навыки.

Возвращается из забвения древнейшая теория интереса: ребенку требуются развивать собственные идеи и выбрать виды деятельности, которые ему интересны.

Так осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, которая основывается на различии способностей, склонностей и темпов обучения детей и различии и представляет собой широкий спектр мероприятий, состоящих только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций индивида.

Проблема развития способностей – одна из самых актуальных. Что такое способности? Под способностями обычно подразумевают индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения – деятельности.

Наша задача обнаружить – выявить, – раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. У термина “способности” довольно много синонимов. Один из них – “уровень развития”.

У способных детей более высокий уровень умственных способностей. Что значит высокий? Высокий уровень определяется относительно возрастной нормы, а ею служит показатель, который является средним для данной возрастной группы.

Дети одного возраста различаются по уровню развития умственных способностей. Те из сверстников, которые – обладают высоким уровнем развития решают более трудные задачи, быстрее овладевают новыми понятиями. При решении же определенной задачи им требуется значительно меньше времени, чем детям с более низким уровнем развития. Почему? Да потому, что, во-первых, необходимые умственные операции у них более отработаны, отлажены, во вторых они реже ошибаются. Умственное развитие у таких детей происходит с опережением по отношению в возрастной норме, а дети с низким уровнем развития с отставанием.

Какой же выход их этой ситуации?

Дифференцированный подход в воспитании и обучении на основе представлений педагога о личностных возможностях воспитанника, анализа представления способностей детей к обучаемости.

Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Дифференцированное обучение (дифференцированный подход в обучении) это:

  1. создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп, с целью учета особенностей их контингента;
  2. комплекс методических, псизхолог0педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференцированного обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп различаю дифференциацию:

  • возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
  • по полу (мужские, женские, смешанные);
  • по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);
  • по уровню умственного развития (или по уровню достижения) (одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети требующие повышенного индивидуального внимания);
  • личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
  • по уровню здоровья (группы здоровья).

Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он облегчает, упорядочивает воспитательную деятельности педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не только для каждого ребенка в отдельности (что практически не возможно, например, в условиях большой наполняемости групп и загруженности педагогов), для “категорий” детей.

В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.

При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не на него.

В чем новизна (практическая острота) этой проблемы в настоящее время?

В нашем понимании “дифференцированное обучение” – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности.

Отсюда следует:

  • дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности;
  • проведение (внедрение) дифференцированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ребенка как данности, с присущим только ему личностными особенностями;
  • только знание индивидуальных особенностей каждого обеспечивает посторенние личностно-ориентированной системы воспитания и обучения.

Следовательно, исходный пункт в организации такой системы – раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого воспитанника в развитии.

Именно дифференцированный подход в обучении создает благоприятные условия для этого.

Детский сад, через который каждый человек проходит в наиболее ответственные периоды возрастного и личностного развития является уникальным социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Эта цель не нова. Еще при индивидуальном обучении, широко применяемого в школах древнего мира и средневековья учителя сталкивались с тем, что ученики по-разному воспринимали, усваивали, запоминали учебный материал, проявляли неодинаковое отношение к занятиям, волевые усилия.

В ХХ веке в практике опробовали различные виды дифференцированного обучения, среди них дифференциация по способностям. Дети распределялись на несколько групп по сумме набранных баллов. Другой разновидностью этой системы была дифференциация по интеллекту на основе интеллектуальных тестов. Дети распределялись в группы на способных, средних и неспособных. Дифференцированное обучение по способностям заключалось в том, что дети неуспевающие группировались в подгруппу, в которой знания давались на пониженном уровне и в меньшем объеме. Такая дифференциация была педагогически несостоятельной.

Занков, опираясь на результаты обследования индивидуальных вариантов развития ребенка, утверждал, что возможности развития крайне индивидуальны, и что для полноценного развития ребенка необходимо обучение в такой группе, которая состояла бы из различных индивидуальностей.

Поэтому, необходимо создать ряд условий:

  • учет медицинских показателей здоровья ребенка.
  • темперамента и складывающегося на его основе характера.
  • темпа и общего уровня развития ребенка.
  • умственных способностей и эмоционально-нравственного развития, склонностей и интересов.

Предъявление особых требований к личности педагога:

  • доброжелательное отношение к детям независимо от успехов и реальных достижений, стремление к развитию индивидуальных сдвигов в развитии каждого педагога;
  • специальная подготовка педагога, включающая помимо знания методик и умения гибко (с учетом развития каждого ребенка) выбирать любые методические приемы и средства);
  • продуманный подбор методического материала, позволяющий педагогу в процессе занятия использовать задания разной степени сложности и учитывать индивидуальные предпочтения каждого ребенка;
  • разработка нескольких вариантов программных задач для каждого занятии, определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от различных объединений детей.

Наблюдение и анализ воспитательно-образовательной работы в ДОУ показал, что разделение детей в подгруппы носит формальный характер. Педагоги комплектуют подгруппы путем деления детей на две равные по количеству, без учета интересов, условий развития, способностей.

Даже при условии деления по уровню развития детей (на слабых и сильных, это не всегда находит отражение в планировании, в подборе наиболее эффективных методов и приемов, учитывающих степень подготовленности детей. Наиболее часто используемыми видами дифференциации являются деление детей по уровню здоровья, по уровню развития (на слабых и сильных). Недостаточно используется дифференциация по полу – в основном на музыкальных занятиях. В совместной и самостоятельной деятельности прослеживается использование дифференциации по области интересов, по личностно-психологическим типам. На организованных занятиях воспитатели испытывают трудности в подборе тем в зависимости от интересов детей, а также самой организации деятельности детей.

На основании проведенного анализа в качестве основной стратегии выбраны следующие пути преобразования:

  • создание внутрисадовой системы, которая позволила бы направить внедрение дифференцированного подхода в нужное русло.
  • изучение возможностей воспитателей, освоение и разработка путей реализации дифференцированного подхода в различных направлениях работы ДОУ.
  • создание условий, побуждающих педагогический коллектив осваивать новшества.

Успех осуществления данной работы во многом зависит от профессионализма воспитателя, его педагогической культуры. Поэтому перед педагогами поставлены следующие задачи:

  • осмыслить педагогическую деятельность воспитателя с позиции дифференцированного подхода и интеллектуального развития дошкольника.
  • повысить уровень педагогической культуры и профессионального мастерства.
  • создать условия для развития и выявления творческого потенциала педагогов.
  • оказать всестороннюю научно– методическую помощь воспитателям.

Вся деятельность ДОУ направлена на осуществление следующих целевых ориентаций:

  1. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
  2. Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп воспитанников.

Дифференцированный подход нашел отражение в следующих направлениях:

  • Развитие детского словотворчества
  • формирование элементов экономической культуры дошкольников
  • раннее обучение английскому языку
  • формирование экологического сознания через поисковую деятельность
  • развитие интеллектуальных способностей по системе Зака
  • интегрированный подход в интеллектуальном развитии дошкольников.

При проведении диагностического обследования педагогов было выявлено, что проблема соотносимы с потенциальными возможностями коллектива воспитателей и каждого в отдельности. Правильность выбора проблемы показали результаты анкетирования педагогов, где они отразили:

  1. актуальность избранной проблематики, ее связь с дифференцированным подходом
  2. направленность поисково-творческой работы:
  • на обновление содержания
  • на поиск диагностических методик, новых способов оценивания познавательной деятельности развития дошкольников в зависимости от видов дифференциации.
  1. Характер поисково-творческой работы:
  • внедрение опыта воспитателей-новаторов
  • обобщение новаторского опыта
  1. Научно-методическая проработка проблемы. Работа опирается на анализ психолого-педагогической и методической литературы – используется комплект разнообразных методов исследования, наблюдения, анкетирования, эксперимент.
  2. Результаты поисково-творческой работы и их оформление.
  3. Адаптация работы (обсуждение на педагогических советах)

Для того, чтобы проблема дифференцированного подхода была достижима в ближайшее время педагоги объединились в методические пары, микротворческие группы. Было создано 7 групп по проблемам. В группах были распределения:

  1. меняющийся лидер в зависимости от меняющейся на данном этапе проблемы.
  2. Генераторы идей – мог быть любой творческий педагог.
  3. Организаторы и исполнители принятых решений.

В творческих группах были продуманны и отмечены этапы работы.

I этап – подготовительный. Подборка и изучение интеллектуальных способностей детей с учетом дифференцированного подхода.
II этап – основной. Составление плана работы по данной проблеме.

– с детьми
– с педагогами

III этап – заключительный. Подведение итогов. Определение перспектив на будущее.

С педагогами было проведено анкетирование: “Дифференцированный подход в обучении”. Было выявлено, что, несмотря на то, что у педагогов есть общие представления о дифференциации, на практике они используют лишь 2–3 вида дифференциации.

Для определения интеллектуального развития детей, мы использовали методику Л.А. Венгера “Диагностика умственного развития ребенка– дошкольника”. Продиагостированы были дети от3-6 лет. Полученные результаты (в общем) говорят о хорошем уровне умственного развития детей.

При организации развивающей среды воспитатели подошли с учетом дифференцированного подхода. Дифференциация по интересам реализуется в центрах науки, природы, художественно-творческом, игровом и т.д.

Ожидаемые результаты.

  • дифференциация по полу позволит подчеркнуть детям значимость собственной половой принадлежности, что способствует формированию женских и мужских качеств личности.
  • дифференциация по уровню развития даст возможность каждому ребенку двигаться в определенном темпе.
  • дифференциация по интересам поможет раскрыть способности в развитии.

Литература

  1. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития ребенка-дошкольника. М.: Просвещение, 1987.
  2. Инге Уит. Индивидуализация и дифференциация образования. М.: Просвещение, 1990.
  3. Марциковская Т. Проблема личности и диагностика ее структуры у детей. Журнал “Обруч”, № 4, 1996.
  4. Максакова В.И. Дифференцированный подход в воспитании. Журнал “Магистр”, № 2, 1992.
  5. Рональд де Греет. Дифференциация в образовании. Журнал “Директор школы”, № 1, 1995.