Интегрированный урок во 2-м классе "Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Задачи урока:

Учить обнаруживать орфограммы в слове. Определять правило, которое регулирует написание в корне. Научиться использовать один из способов подбора поверочных слов - объяснение значения слова с помощью однокоренного.

  • Формировать коммуникативные умения.
  • Учить читать по ролям, плавно, осознанно, выразительно.
  • Формировать универсальные учебные навыки: самоконтроль, самооценку, учить применять полученные знания на практике.
  • Самоопределение к деятельности.

Учитель:

Сегодня на уроке, ребята, мы будем решать задачи.

Ученик:

Но это же урок русского языка? Какие задачи?

Учитель:

Хорошо, давайте вспомним составные части задачи.

Ученик:

- Условие, вопрос, решение, ответ.

Учитель.

Условие: "Написать предложение, не допуская орфографических ошибок.

Вопрос к задаче: Какие операции нужно сделать для этого?"

Ученики:

- Прочитайте, пожалуйста, предложение!

Актуализация знаний и мотивация.

Учитель читает предложение орфоэпически. Дети слушают, чтобы понять и запомнить.

Старушка подарила малютке котёнка.

Ученик:

- Учитель прочитал так, как мы говорим. Но мы не знаем ёщё, как нужно правильно писать это предложение.

Постановка учебной задачи.

Учитель:

Наступил момент решения нашей задачи. Что будем делать?

Запишем схематически, подчеркнем "опасные места". Диктуют себе снова и записывают каждое слово предложения слоговыми дугами (лучше над чёрточками). Учащиеся ещё раз произносят по схеме каждое слово, чтобы поставить ударение; отмечают "опасные места". Орфоэпическое чтение с элементами орфографического проговаривания.

Учитель:

  • Есть ли в данном предложении орфограммы корня?
  • Как искать проверочные слова для корня?

"Открытие детьми нового знания"

Учащиеся:

- Чтобы правильно выбрать букву гласного или согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово.

Для этого можно:

  • подобрать однокоренное слово,
  • изменить проверяемое слово.

Узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же в проверяемом.

Учитель:

Кого можно назвать ст..рушкой?

Женщина, достигшая старости.

Старость - старушка.

Что означает слово "под...рила"?

Давать, передавать в качестве подарка (дар).

Подарок - подарила.

- Что означает слово "м.лютка"?

- Маленький ребёнок. Ребёнок, который ещё мал.

- Что означает слово "к.тёнок"?

- Детёныш кошки и кота. Мама - кошка, папа - кот.

- Кот - котёнок.

- Под орфографическую самодиктовку второклассники записывают предложение, отмечают орфограммы, проверяют, помогая себе карандашом.

Учитель:

- Удалось ли выбрать буквы?

Каким способом? Решили ли мы, поставленную ранее задачу?

Ученики:

- Чтобы правильно выбрать букву гласного или согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное родственное слово.

Чистописание:

Р р (прописные буквы)

Род, р.дня, р.дители, р.дственные, р.ддом, Р.дина

Учитель:

- Что объединяет эти слова?

Это родственные слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова "род". Это и есть проверочное слово для всех других.

Запись в тетради:

род родня родители родственные роддом Родина

Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Валентины Осеевой

"Просто старушка".

Первичное чтение. С.103.

- Какое впечатление вызвал у вас прочитанный рассказ? Выскажитесь.

Какой отрывок вам понравился больше?

"Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передавая девочке портфель, и бросился на помощь старушке".

Вопросы учебника.

Сколько понадобится актеров для радио спектакля?

Обозначь роли: девочка- Д, мальчик- М, автор - А.

Подготовься читать по ролям.

Чтение по ролям. ( Аудиозапись).

Пальчиковая игра.

Бабушка.

С бабушкой мы буквы
В книжке разбираем,
С ней играем в куклы,
В классики играем,
Важные секреты
Шепчем ей на ушко,
Потому что бабушка -
Лучшая подружка.
(А. Барто)

Актуализация опорных знаний .

Ст.рушка - старый,

поск.льзнулась- скользко,

спр.сила - спрос ,

уд . вилась - диво.

- Это родственные слова.

- Их можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живет во всех словах - родственниках.

- Чтобы правильно выбрать букву гласного или согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное родственное слово.

Учитель:

- Ребята, а родственники должны помогать друг другу в трудную минуту?

Учченики:

- Да они могут помочь, подсказать друг другу в трудную минуту, в момент опасности.

- Родственные слова помогают друг другу. Сильный помогает слабому.

- Стать словом-подсказкой.

В словах подсказках гласный должен быть ударный.

Включение в систему знаний и повторение.

- А должны ли люди помогать друг другу?

Что вы можете сказать о поступке мальчика?

Чему учит нас этот рассказ?

Какую пословицу мы должны сейчас вспомнить?

ЖИВИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ПОЖИВУТ И ЛЮДИ ДЛЯ ТЕБЯ.

Звукобуквенный разбор.

Моя ?

[м]- м

[а] - о

[й] -

[а] - я

__________

Межпредметные связи.

- Какие знаки препинания могут быть в конце предложения?

!?.

- Найдите в тексте первый абзац. Посчитайте количество предложений.

(Четыре).

- Найдите и прочитайте в этом абзаце второе предложение.

А впереди них шла старушка.

- Назовите главные члены: подлежащее и сказуемое.

- Составим схему предложения, указывая количество слов в предложении, слогов в слове, буквы гласных.

Коммуникативное взаимодействие - преимущественно в парах.

Карточки.

М.лютка Х.трец В.дитель
Ст.рушка Д.бряк Ч.ртёжник
Ст.рик См. льчак Стр.итель
Б.гун Т. хоня Л.сник

Запиши слова, вставляя буквы. Напиши проверочное слово. Объясняй выбор букв.

Работа со словарными словами.

Работа по активизации словаря учащихся.

Учитель:

- Речь правильная должна быть грамотной и вежливой. Выпишите словарные "волшебные" слова из орфографического словаря задачника с. 4.

Не забывайте использовать их в речи! Отметьте "опасные" места. Самостоятельная работа.

Рефлексия деятельности.

Учитель:

- Нашли мы ответ на вопрос: " Какие операции нужно сделать для того, чтобы написать предложение, не допуская орфографических ошибок"?

Ученики:

- Чтобы правильно выбрать букву гласного или согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное родственное слово.

- Можно ли утверждать, что объяснение значения слова с помощь однокоренного - это способ подбора проверочных слов?

- В каких случаях этот способ можно использовать? (Чтобы решить орфографические задачи: как искать проверочные слова для корня, от значения слова - к правильной букве.)

- Какие важные открытия мы сегодня сделали на уроке?

- Если задуматься над значением слов, то в корнях многих из них не сделаешь ошибки. Нужно людям друг другу помогать в трудную минуту, как это делают родственные слова?

Вопросы детям:

- Каковы результаты класса? Мои собственные результаты? Что у меня пока ещё не получается?

Учитель:

- Русский писатель Александр Иванович Куприн писал:

"Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен"

Использование игровой ситуации.

Айболит:

- Постараемся, ребята, чтобы слова не "болели" - вовремя заметить "опасные" места. Определить орфограмму в корне. Родственные слова должны помогать друг другу в момент опасности! Толкование значения слова - интересный способ подбора слов - подсказок.

Мальвина:

- Не только родственные слова помогают друг другу, но и люди должны заботиться друг о друге.

Ребята! Уважайте пожилых людей, оказывайте им внимание и поддержку!