Установление взаимодействия с родителями по вопросу оздоровления детей в условиях детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


Наш детский сад уже несколько лет работает по программе «Здоровье», разработанной в ДОУ. Оздоровление и физическое развитие детей предусматривается по нескольким направлениям:

  • обеспечение психического благополучия,
  • развитие физических качеств,
  • повышение сопротивляемости детского организма к различного рода инфекциям,
  • профилактика нарушений в физическом развитии,
  • формирование интереса, потребности заниматься спортивными упражнениями, а в старшем дошкольном возрасте – спортом.

В детском саду созданы необходимые условия для реализации задач по оздоровлению и физическому развитию воспитанников:

  • оборудованы тренажерный и спортивный залы,
  • душевые для закаливания водой,
  • циркулярный душ,
  • «комната полета»,
  • приобретены гидромассажеры, велосипеды, современный спортивный инвентарь для обучения ходьбе на лыжах,
  • установлены крепкие связи с детским спортивным клубом, оздоровительным центром школы № 10, детской поликлиникой.

Все формы оздоровительной, профилактической и физкультурной работы, проводимые с детьми, положительно влияют на сохранение и укрепление как физического, так и психического здоровья детей.

Проанализировав состояние здоровья детей в 2006 г. за последние три года, отметили, что увеличилось количество детей с третьей группой здоровья, в дошкольное учреждение стали приходить дети с хроническими заболеваниями. Результаты психологической диагностики и социометрии, проводимые ежегодно, показали, что уровень эмоционального состояния детей, уровень развития навыков общения находятся на одном уровне. Анализ анкет для родителей выявил, что большая часть родителей вопросы оздоровления и психического благополучия детей ставят на второй план в сравнении с интеллектуальным развитием.

Данные анкет родителей показали, что 25 % родителей считают состояние здоровья своих детей отличным, неудовлетворительным только 5 %. 40 % родителей считают, что их ребенок часто болеет, из этого числа родителей только 5 % оценили физическое развитие своего ребенка как неудовлетворительное. Только 15 % детей, по ответам родителей не получает дома вредных для детского организма продуктов: чипсов, лимонада, жевательной резинки и др. Организация прогулок в выходные дни тоже не отличается активностью и разнообразием: чаще всего это прогулки по рынку и магазинам или дети гуляют одни во дворе дома.

Из всех случаев детской заболеваемости только 10 % родителей считают причиной болезни своего ребенка хронические заболевания. 70% причину заболеваемости видят в слабом иммунитете, 20 % родителей считают, что часто болеют дети по причине низкого уровня физического развития. Однако, тщательный анализ анкет показал, что родители детей со слабым иммунитетом не заботятся об укреплении здоровья своего ребенка, мало того, усугубляют состояние здоровья ребенка своим равнодушием к оздоровительным мероприятиям: из 100 % детей со слабым иммунитетом 85 % постоянно получают от родителей вредные продукты, 80 % детей ежедневно проводят у телевизора или компьютера более одного часа, прогулки большинства таких детей в выходные дни часто отменяются ввиду занятости родителей или дети предоставлены на улице сами себе.

Неутешительные данные изучения работы семьи вопросами оздоровления и физического развития позволили сделать вывод, что часто причины детской заболеваемости в неумении или нежелании родителей заниматься оздоровлением и физическим развитием детей.

Изучив состояние воспитательно-образовательной работы по вопросам оздоровления, физического развития, эмоционального благополучия и психического самочувствия воспитанников, пришли к выводу, что результативность педагогического процесса в течение последних трех лет остается без значительных улучшений, несмотря на отлаженную систему работы всего ДОУ.

Пришли к выводу: чтобы добиться положительного результата в оздоровлении воспитанников, необходимо привлечь родителей к работе дошкольного учреждения по данной проблеме.

Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями считаем установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для сохранения и укрепления здоровья детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Решение этой задачи требует с обеих сторон высокого уровня доверия и информированности.

Творческая группа разработала формы сотрудничества с родителями, которые, на наш взгляд, были бы полезны в оздоровлении дошкольников.

Первым шагом в установлении сотрудничества было выявление интересов и желания семьи участвовать в педагогическом процессе детского сада. Результаты анкет показали, что многие родители не владеют знаниями о том, как улучшить психологическое самочувствие детей, не могут распознать признаки неблагополучия. Почти все родители изъявили желание участвовать в совместных мероприятиях по оздоровлению, причем, предпочтение было отдано физкультурным праздникам, занятиям в спортивном зале.

Для выбора направлений, по которым будет осуществляться взаимодействие с семьей, пригласили заинтересованных взрослых для беседы за «круглым» столом. Чтобы заинтересовать родителей предстоящей беседой оформили красочные пригласительные билеты.

В ходе беседы выяснили, что родители 2 – 3 – летних детей перед оформлением в детский сад впервые испытывают беспокойство, которое передается и самому ребенку. Неизвестность, незнание того, что ждет их малыша в дошкольном учреждении, часто пугает молодых родителей. Особенно такое происходит, если уже были негативные впечатления, связанные с дошкольным учреждением, из собственного детства или со старшим ребенком. Большинство родителей высказали пожелание знакомиться перед поступлением в детский сад не только с группой, но и со всем детским садом, с теми педагогами, с которыми предстоит общаться их малышу. Так родилась идея организации клуба для молодых родителей, имеющих детей раннего возраста и не посещающих дошкольное учреждение.

Творческая группа педагогов ДОУ разработала программу работы клуба для молодых родителей на базе дошкольного учреждения.

Родительский клуб при дошкольном учреждении стал функционировать с целью оказания консультативной, диагностической и методической помощи родителям, имеющим детей раннего возраста, которые воспитываются дома, и разработки специальных педагогических подходов для адаптации малышей к условиям детского сада.

Целесообразность функционирования семейного клуба определяется насущной потребностью родителей в разрешении проблем и трудностей воспитания и развития детей раннего возраста в условиях семьи.

Клуб молодых родителей.

Цель: обучение родителей педагогическим приемам и методам воспитания обучения и оздоровления детей раннего возраста.
Психологическую помощь семье оказывает педагог - психолог - специалист, получивший общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, а также знания и навыки в области консультирования.

Педагогическую помощь оказывает старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре – специалисты, получившие специальную подготовку в области воспитания детей раннего возраста и имеющие опыт работы с детьми до 3-х лет.

Медицинские рекомендации предоставляет специалист детской поликлиники, получивший специальную подготовку в области педиатрии, имеющий опыт работы с детьми раннего возраста не менее 3-х лет.

Квалификация специалистов подтверждена дипломами соответствующего высшего или среднего специального учебного заведения.

Психолог, врач-педиатр и педагоги несут ответственность (персональную, профессиональную) за ход и результаты консультирования.

Основными задачами клуба молодых родителей являются:

  • Раннее сопровождение и поддержка родителей, имеющих детей раннего возраста.
  • Консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития.
  • Определение состояния психического здоровья ребенка, качественных показателей его отношений с родителями и другими членами семьи.
  • Создание программы индивидуального сопровождения ребенка.
  • Отслеживание эффективности ранней помощи и при необходимости внесение дополнений и изменений в разработанную программу.
  • Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение.

Психологическую помощь, работу по сенсорному воспитанию организует педагог-психолог.

Организацию совместной творческой деятельности в процессе рисования красками осуществляет старший воспитатель.

Организацию работы по освоению основных движений проводит воспитатель по физической культуре.

Занятия по развитию эмоциональной отзывчивости, развитие подражательных движений под музыку проводит музыкальный руководитель.

Контроль за выполнением программы клуба и организацией его работы осуществляет заведующая МДОУ.

Формы работы:

  • консультирование,
  • практические групповые занятия с детьми и родителями,
  • практические индивидуальные занятия с детьми и родителями,
  • групповые беседы,
  • индивидуальные беседы,
  • обмен семейного опыта.

Семейный клуб «Крепыш».

Родители совместно с ребенком занимаются на тренажерах, выполняют физические упражнения, играют в подвижные игры, получат квалифицированные рекомендации по оздоровлению детей дома.

Цель: пропаганда здорового образа жизни семьи, привлечение родителей к оздоровлению детей.

В процессе организации работы клуба решаются задачи:

  • укреплять здоровье детей и родителей,
  • формировать валеологическую культуру родителей,
  • создавать условия для совместной двигательной активности детей и взрослых,
  • воспитывать интерес к физической культуре, здоровому образу жизни,
  • улучшить родительско-детские взаимоотношения.

Детский туризм.

Цель – развитие выносливости старших дошкольников в походах, улучшения родительско-детских взаимоотношений.

Игротерапевтические занятия по сценариям русских народных сказок по методике Г.И. Репринцевой

Цель - улучшения психического самочувствия дошкольника. 

Положительный эффект психологического воздействия игрового аттракциона обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимальной психологической поддержкой со стороны родителей и сверстников.

Анализ анкет для родителей показал, что некоторые родители недооценивают способности своего ребенка, считают что «не дано» ему творчески проявить себя. А это негативно сказывается на эмоциональном благополучии дошкольников, а следовательно и на их здоровье.

Персональные выставки рисунков и поделок детей

Цель - раскрыть творческие способности дошкольников с заниженной самооценкой. Привлечение же родителей к выполнению работ на выставку позволило решить сразу несколько задач: повысить оценку способностей детей в глазах родителей, улучшить родительско-детские взаимоотношения, развивать творческие способности дошкольников, привлечь родителей к более активному воспитанию своих детей.

Занятия «Взрослый – ребенок».

На этих занятиях дети вместе с родителями выполняют музыкально-ритмические упражнения и игры в парах, оздоровительные упражнения под контролем взрослых и акробатические упражнения со страховкой родителей. Обязательным на таких занятиях является момент «Ералаш», когда дети и взрослые занимаются по желанию детей на разных тренажерах.

Городские спортивные соревнования среди дошкольников.

Наш детский сад стал инициатором проведения таких соревнований, которые проводятся в большом спортивном зале школы уже на протяжении шести лет. Родители являются непосредственными участниками, как в подготовке таких соревнований, так и в их проведении. Они получают не меньше удовлетворения от участия в соревнованиях, чем дети.

Кружковая работа: «Школа мяча», ритмопластика.

Цель – формирование интереса к спортивным играм с мячом.

Цель – формирование творческих способностей, пластики в процессе гимнастических упражнений в сочетании с художественными текстами и музыкой.

Участвуя в мероприятиях по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников, многие родители изменили свое отношение к проведению свободного досуга. Все чаще стали приходить вместе с детьми на занятия спортивного клуба «Крепыш». Большинство родителей оборудовали дома спортивные уголки, стали активными участниками городских спортивных мероприятий

  • «День города» - 44% родителей группы,
  • «Лыжня зовет» - 20 %,
  • «День защиты детей» - 60%,
  • «Хибинский фестиваль» - 24%

Заболеваемость воспитанников ниже среднего показателя по городу. Снижение тревожности к концу года на 15 – 20 %. Уменьшение агрессивных проявлений у детей с нарушением эмоционального развития к концу года на 20 – 25 %. Участие семей в спортивных мероприятиях – 55%. Посещение детей с пяти лет спортивных секций города – 46%.

Вывод: Взаимодействие с родителями по формированию основ здорового образа жизни позволяет эффективно решать задачи оздоровления и физического развития дошкольников.

Вся совместная работа семьи и ДУ по оздоровлению дошкольников, несомненно, очень важна и полезна, и есть еще много новых идей и задумок. В первую очередь, учитывая климатические особенности Заполярья, организовать спортивные мероприятия, занятия спортом на улице. А так как всегда любимыми спортивными занятиями детей зимой были и остаются санки, лыжи и коньки, надо использовать такие виды спорта в совместной работе с родителями. Можно оборудовать каток на территории ДУ, организовать совместные лыжные прогулки, катание на санках и многое другое.

Главное в этом деле – желание заниматься с детьми и собственная жизненная позиция на здоровый образ жизни. Ведь именно с нас, близких ребенку взрослых – родителей и воспитателей детского сада, ребенок будет брать пример.

Приложение 1. План проведения конференции для родителей «Здоровье детей в наших руках»

Приложение 2. План работы клуба «Молодая семья»

Приложение 3. Конспект физкультурного занятия в старшей группе

Приложение 4. Перспективный план занятий родителей и детей в клубе «Крепыш»

Приложение 5. Инструкция для родителей по технике безопасности при проведении занятий в спортивном и тренажерном залах

Приложение 6. Анкета для родителей, предлагаемая перед конференцией