Занятие по правилам дорожного движения "Счастливый случай" в подготовительной группе с использованием интерактивной доски

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Игра – это не только развлечение. Она делает занятие содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, развивает ум, волю, терпение и быстроту реакции. Психологи утверждают, что учебный процесс наиболее эффективен, если он облечен в игровую форму, живо и доходчиво ориентирован. Игра – это “путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить” (М. Горький). С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении правил дорожного движения особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Целью игры “Счастливый случай” по правилам дорожного движения является применение теоретических знаний в практических действиях детей. Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний “теории”, которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды.

В ходе данной игры – соревнования закрепляются знания о правилах дорожного движения, о видах дорожных знаков: предупреждающих, запрещающих, предписывающих, указательных, знаках сервиса, видах транспорта; развивается умение находить правильное решение в трудной ситуации; воспитывается внимание, навыки осознанного использования правил дорожного движения в повседневной жизни.

Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:

  • эмоциональный настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу детей;
  • положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;
  • формирование у детей уверенности в своих силах и в успехе игры.

Содержание игры отвечает ее целям и задачам. Сценарий игры основывается на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры включают в себя элементы соревновательности между двумя командами: командой “Синих” и командой “Красных”. Использование сказочных заданий, загадок, сюрпризного момента – приход гостьи Шапокляк стимулирует познавательные мотивы детей, создаёт радостное настроение на занятии. Применение интерактивной доски даёт педагогу большие возможности в использовании звукозаписи, наглядного материала, дидактической игры, что вызывает эмоциональный отклик у детей.

Особое значение в проведении игры по правилам дорожного движения имеет взаимоотношение воспитателя и детей. Отсутствие со стороны воспитателя эмоциональной окраски в процессе подготовки и проведения игры, преобладание негативных оценок приводит к снижению у учащихся побудительных мотивов к игровой деятельности, сковыванию и подавлению инициативы и потере интереса к игре.

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках: предупреждающих, запрещающих, предписывающих, указательных, знаках сервиса.
  • Продолжить знакомство детей с видами транспорта;
  • Развивать умение детей находить правильное решение в трудной ситуации;
  • Воспитывать внимание, навыки осознанного использования правил дорожного движения в повседневной жизни.

Оборудование:

  • Участвуют две команды детей: команда “Синих”, команда “Красных”, у каждого ребёнка дорожный знак.
  • Для Шапокляк: 2 сказочных дорожных знака; знак “Пешеходный переход”; коробка из под торта, в которой кирпич, и точно такая же коробка с призами для детей.
  • Для гейма “Тёмная лошадка” два черных конверта с вложенными заданиями, как на слайдах 37–40.

1 слайд, см. Приложение 1.

Ход мероприятия

(Под музыку дети входят в зал)

Ведущий: Сегодня, ребята, мы проводим интересную игру – соревнование “Счастливый случай”. Все вопросы и задания будут по правилам дорожного движения, которые вы уже знаете. Участники игры готовы представиться и рассказать нам о себе, откуда они, чем занимаются, кем мечтают стать.

2 слайд

1 ребёнок:

Сияет огоньками над тихою рекой
Казань мой город милый,
Мой город дорогой.

2 ребёнок:

Есть много в нашем городе
Мальчишек и девчат,
Весёлых и задорных,
Здоровых шалунят.

3 ребёнок:

Поём мы и играем,
Когда же подрастём
Мы Родину прославим.
Доблестным трудом.

4 ребёнок:

Мы очень любим плавать,
Купаться, загорать,
И вице-адмиралом,
Мечтает каждый стать.

5 ребёнок:

А я хирургом стать хочу
Мечте я верен буду
И как хирург я принесу
Большую пользу людям.

3 слайд

6 ребёнок:

Большая дружба у ребят
С инспектором ГАИ,
Приходит в детский сад он
И с нами говорит
О правилах дорожного движения.

7 ребёнок:

И мы хотим сегодня показать,
Как мы умеем веселиться и играть.
Вместе: Светофоры различать
И правила движенья соблюдать.

Ведущий: В нашей игре участвуют 2 команды: команда “Синих” и команда “Красных”.

Приветствие команд.

Команда “Красных”:

Мы пришли на праздник наш,
Будем не лениться,
На вопросы отвечать.
Петь и веселиться.
Мы соперникам своим
Дружно, громко говорим:
“Будем правила движенья
Выполнять без возраженья”.

Команда “Синих”:

Мы команде “Красных”
Шлём пламенный привет
И от души желаем
Знать правильный ответ.
Знать правила движения –
Большое достижение!

4 слайд

Гейм 1. “Дальше, дальше, дальше…

Я задам сейчас вопросы,
Отвечать на них не просто.
Кто знает правила движения –
Ответит тот без промедления.

– Правила гейма: надо чётко и быстро отвечать на вопросы. Если не знаете ответ, говорите – дальше.

Вопросы команде “Красных”:
(Слайды открываются после ответа)

5 слайд – На какие части делиться улица? (проезжая часть и тротуар)
6 слайд – Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)
7 слайд – Назовите сигналы светофора. (красный, жёлтый, зелёный)
8 слайд – На какой сигнал светофора запрещается движение? (на красный)
9 слайд – Как переходить улицу, где нет светофора? (по пешеходному переходу)

Вопросы команде “Синих”:

10 слайд – Какая часть улицы предназначена для машин? (проезжая часть или мостовая)
11 слайд – Где надо переходить улицу? (по пешеходному переходу, на светофор)
12 слайд – На какой сигнал светофора разрешается движение? (на зелёный)
13 слайд (открывается вместе с вопросом)

– Что означает жёлтый сигнал светофора? (приготовиться)

14 слайд – Кто приходит на помощь, если светофор сломался (регулировщик)

Ведущий: Команды справились со всеми вопросами и получают в этом гейме по 1 очку.

15 слайд

Гейм 2. “Гейм капитанов”

– В этом гейме соревнуются капитаны команд. Капитаны задают вопросы друг другу.

16 слайд (Задаёт вопрос капитан команды “Синих”)

Ситуация: На тротуаре девочки катаются на роликах. Незаметно одна из девочек не справилась с управлением роликов и выехала на проезжую часть улицы, где едут машины.

Вопрос: Где должны кататься девочки?

(На детской площадке, во дворе своего дома.)

Вывод:

Любительниц кататься
Вблизи проезжей части,
Порой подстерегает
Огромное несчастье!

17 слайд (Задаёт вопрос капитан команды “Красных”)

Ситуация: Дети играют в футбол вблизи проезжей части улицы.

Мяч случайно укатился,
На дороге очутился,
Дети бросились вдогонку,
Завизжали шины громко…

Вопрос: Где должны играть дети в футбол?

(Дети должны играть на стадионе или во дворе на спортивной площадке.)

Вывод:

Футболистам стало ясно
У мостовой играть опасно.

Ведущий: Капитаны справились с заданиями и приносят своим командам по 1 очку.

18 слайд

Гейм 3. “Доскажи словечко”

– В этом гейме вы должны отгадать загадки и вспомнить виды транспорта.

Загадаем вам загадки,
Кто придумает конец
Тот и будет молодец.

(Дети загадываю загадки командам).

Слайд

Чтобы я тебя повёз, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резину,
И тогда поднявши пыль, побежит ... (автомобиль).

В магазине мы купили глобус круглый и большой.
Об одном мы позабыли, как нести его домой?
Но, подъехав к остановке, дверь открыл он очень ловко.
Вмиг привёз и нас и глобус, замечательный ... (автобус)

Он и в поле и на стройке, он почётный трудовик.
Тяжесть он выносит стойко, возит грузы ... (грузовик)

Кто так сильно тарахтит
И быстрее ветра мчит?
Скорость просто чудеса,
А всего два колеса. (мотоцикл)

Вы сейчас называли отгадки. К какому виду транспорта они относятся? (Наземному.)
– Какой еще наземный транспорт вы знаете? (Трамвай, троллейбус ...)

20 слайд – Какой транспорт относится к воздушному?
21 слайд – Какой транспорт относится к морскому?
22 слайд – Какой транспорт называют специальным?
23 слайд – Отгадайте ещё загадку.

Волшебной лестницы движенье
Не потому что просто лень нам.
В метро нас бережно спускает
Или обратно поднимает.
На ней стоят, но в то же время
Все едут в нужном направленье,
Идёт лишь кто спешит куда-то
Мы говорим про ... (эскалатор).

– В каком виде транспорта находится эскалатор?
– Метро – это подземный вид транспорта.
– В каких городах есть метро?
– И в нашем городе метрополитен открыт не так давно в 2005 году, на 1000-летие города Казани.
– Итак, в этом гейме команды, верно, отвечали и получают по 1 очку.

24 слайд Таинственный гость

– Игра “Счастливый случай” интересна тем, что в этой игре приходит таинственный гость и задаёт свои интересные вопросы. Но вы должны по моим подсказкам отгадать кто это. Та команда, которая отгадает, получит дополнительное очко.
Эта гостья из мультфильма, который вы знаете и любите. Всякие гадости и колкости, она делала своим друзьям.
У неизвестной гости жила её крыса Лариска, которая сидела у неё в сумочке.
Гадости и колкости она доставляла Крокодилу Гене и Чебурашке.
Кто же это?
Правильно, это Шапокляк из мультфильма про Крокодила Гену.
Поприветствуем нашу гостью.

( Под музыку вбегает Шапокляк, поёт песню и размахивает дорожными знаками, в руке – коробка из-под торта)

Шапокляк: Никак к вам не доберусь, чуть не заблудилась в большом городе. Какие- то чучела стоят на одной ноге трёхглазые и моргают разными цветами – красным, жёлтым, зелёным. Только как это чучело зовут то?..

(Дети подсказывают – светофор)

Шапокляк: А что значат эти цвета у этого, как его, трёхглазого… светофора.

25 слайд

Физкультминутка

Дети:

Три цвета есть у светофора
Они понятны для шофёра.
Красный свет – проезда нет,
Жёлтый будь готов к пути.
А зелёный свет – кати.

(На красный свет дети стоят, на жёлтый – хлопают в ладоши, на зелёный – топают.)
(Работа со слайдом: щелчок левой кнопкой мыши по красному или зелёному цвету светофора – загорается свет, появляется стрелка, щелчок по стрелке – загорается жёлтый свет светофора, щелчок по красному или зелёному цвету и т.д. переход на следующий слайд – щелчок по жёлтому цвету.)

Шапокляк: Ещё вот картинки везде развешены какие-то, не пойму что это чёрное и белое клавиши что ли, по роялю нельзя ходить что ли? (Показывает знак “Пешеходный переход”.) У вас тоже такие картинки (показывает на дорожные знаки, которые находятся у детей).

Дети: Это не картинки, это дорожные знаки. Их надо знать, чтобы правил на дороге никогда не нарушать.

Шапокляк: А вы как будто всё знаете, собрались здесь все такие умненькие, красивенькие.

Ведущая: Конечно, Шапокляк, ты присаживайся, а ребята расскажут тебе о дорожных знаках.

26 слайд

Гейм 4. “Загадочные знаки”

27 слайд (Рассказывают дети из каждой команды).

1 участник:

Много есть различных знаков,
Эти знаки нужно знать
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.

2 участник: Дорожные знаки бывают предупреждающие, запрещающие, указательные и предписывающие.

28 слайд

1 участник: Знаки в красных кружочках обеспечивают безопасность на дорогах.

Красный круг обозначает
Обязательно запрет.
Он гласит нельзя тут ехать
Или тут дороги нет.

29 слайд

2 участник: А эти знаки предупреждают нас об опасности. Предупреждающие знаки размещаются в красных треугольниках.

2 команда:

30 слайд

1 участник:

А ещё бывают знаки
Взяты в синенький квадрат.
Как и где проехать можно,
Эти знаки говорят.

31слайд

2 участник:

Синенький прямоугольник
Вам покажет, где найти
Остановку иль заправку,
Все, что нужно вам в пути.

32 слайд

3 участник: Предписывающие знаки расположены в синем кружочке, и указывают безопасное место движения.

Шапокляк: А что это за человечки, стрелки, автобусы на знаках?

Ведущий: И это тебе сейчас расскажут ребята, но сначала оцени ответы детей.

33 слайд

Гейм 5. “Ты мне – я тебе”

– В этом гейме команды задают вопросы друг другу. Каждый член команды должен назвать у своего соперника дорожный знак.

(Дети называют дорожные знаки у противоположной команды.)

Шапокляк: Отгадайте мои знаки. Но это не просто знаки – это сказочные знаки:

(Показывает знаки:
34 слайд “Стоянка ступы Бабы Яги”,
слайд “Движение Змей Горыныча запрещено”.)

36 слайд

Гейм 6. “Тёмная лошадка”

– В этом гейме каждая команда получает пакет, в котором находятся задания.
– Внимательно посмотрите на карточки и скажите, какой знак лишний, почему?

(На карточках по 4 дорожных знака.)

37–40 слайды (открываются, когда дети отвечают)
41 слайд

Гейм 7. “Переходы”

Гейм проводится в виде эстафеты.

42 слайд

– Какие виды переходов вы знаете, назовите.

На знак “Подземный переход” дети пролезают через обруч.
На знак “Пешеходный переход” проходят по белым полосам.
На знак “Надземный переход” проходят по гимнастической скамейке.

43–44 слайды

Итог игры. Награждение

Шапокляк подводит итоги, поздравляет и награждает детей.
Сначала даёт коробку, в которой кирпич. Извиняясь, Шапокляк приносит коробку с призами.

Литература:

  1. Шалаева Г.П. Мои друзья – дорожные знаки. – М.: “Эксмо”, 2004.
  2. Дружинина М. Наш друг светофор. – М.: “Махаон”, 2005.
  3. “Зелёный огонёк”. – Казань: изд-во ФБДД ОГИБДД УВД,1998.
  4. Афанасьева Т.В. В гостях у светофора //Начальная школа №1, 2003.