Рассказ Г.Цыпленковой "Конопатый". 8-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Слайды 1, 2

Слайд 3

Цели:

  • повторить основные положения III Женевской конвенции о защите прав военнопленных в ситуации вооружённого конфликта;
  • расширить представления обучающихся о художественных произведениях, изображающих отношение к представителям враждующей стороны;
  • проанализировать рассказ Г. Цыплёнковой "Конопатый" (непростые взаимоотношения пленных и жителей городка, поведение героев рассказа, изображение людей разных характеров, разных поступков);
  • учить школьников размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, давать оценку поступкам и поведению героев.

Оборудование и материалы: тексты рассказа Г. Цыплёнковой "Конопатый", мультимедиапроектор, компьютер, презентация урока, раздаточный материал.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В 5-7 классах мы начали разговор о тяжести положения такой категории жертв вооружённых конфликтов, как военнопленные. Вспомните, ребята, в каких произведениях на уроках "Вокруг тебя - мир:" мы обсуждали участь людей, лишившихся свободы.

Слайд 4

(Отрывок из романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" "Смерть Пети Ростова", фрагмент из романа Д.Ф. Купера "Последний из могикан", рассказ К. Воробьёва "Немец в валенках", отрывок из повести В. Закруткина "Матерь человеческая")

Слайд 5

Надо ли вообще задумываться над тем, что представляет собой пленный враг? Какие чувства он испытывает? Что переживает? Пленного, человека чуждых взглядов, традиций, трудно жалеть, ему трудно сочувствовать. Давайте задумаемся: может ли он рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей?

Мы прочитали с вами рассказ Галины Цыплёнковой "Конопатый", в котором объектом внимания автора стал внутренний мир пленника, его взгляды, его характер, отношение к нему окружающих.

Слайд 6

II. Сюжет рассказа.

Действие происходит в маленьком провинциальном городке. Отряд пленных немцев привели сюда на строительство моста через овраг.

Слайды 7, 8

Кого по правилам международного права называют военнопленным в ситуации вооружённого конфликта? (Участника боевых действий, сложившего оружие, то есть безоружного.)

III. Беседа по рассказу.

  1. Как встречают пленных немцев жители городка? (Местные жители по-разному относятся к ним: сочувствуют, помогают, проявляют агрессию и выражают ненависть.)
  2. В чьих словах ключ к раскрытию идейного содержания рассказа? (В словах тёти Агаши: "Прости их, господи!")

Слайд 9

  • Разделите их на две противоположные группы по отношению к пленным.
    • Дед Тимофей
    • Тётя Агаша
    • Юрка Филька
    • Ольга Ивановна
    • Галка
    1. Какой из принципов МГП проявляется в действиях и поступках героев, отнесённых нами в левую колонку? (Гуманность)
    2. В чём это проявляется? (Галкина мать, Ольга Ивановна, вынесла конопатому целый чугунок сваренной в мундире картошки, тётя Агаша приносила сахарку варёного, яичек и т.д.)
    3. Как вели себя пленные немцы, как напомнили о себе, чем занимались помимо строительства? (Они ходили по домам и меняли на продукты самодельные игрушки.)
    4. Приведите примеры, в которых мы находим подтверждение того, что жители городка к пленным немцам настроены дружелюбно.
    5. Среди всех пленных особенно выделяется конопатый немец. Что вы можете сказать о нём?
    6. Как ведёт себя по отношению к нему Филька? Он пострадал от войны? Почему он настроен так враждебно, недружелюбно? Имел ли он право оскорблять, обзывать этих людей?
    7. Всякий ли пленный может вызвать сострадание? На что должен рассчитывать любой пленник со стороны тех, кто взял его в плен? Может ли пленный рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей?
    8. Каким образом действия Фильки противоречат основным положениям III Женевской конвенции о защите прав военнопленных?
    9. В чём смысл названия рассказа?

Слайд 10

  1. Какие слова-понятия определяют идейный смысл рассказа?

IV. Работа с текстом на материале положений III Женевской конвенции о защите прав военнопленных.

Учитель зачитывает комментарии из документа, а учащиеся приводят цитаты из рассказа и соотносят карточки с раздаточным материалом в связи с найденными цитатами из текста.

Слайды 11-16

Цитаты

Комментарии

"Какие же они убивцы, совсем как наши мужики, только одёжка другая:" У военнопленных останутся также вещи и предметы, служащие для их обмундирования, даже если эти вещи и предметы принадлежат к официальному воинскому снаряжению.
"Пленные нестроевым шагом выбивали по булыжнику коваными ботинками мелодию". Одежда, бельё и обувь будут выдаваться военнопленным в достаточном количестве держащей в плену державой.
"Немцы остановились рядом, в овраге, в наспех сколоченных бараках:" Военнопленные могут быть размещены только в помещениях, находящихся на суше и представляющих полную гарантию в отношении гигиены и сохранения здоровья.
"Немцы делали зарядку, обливались холодной водой и, гремя котелками, бежали к бараку, от которого по всему оврагу пахло кашей с тушёнкой:" Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену державы, расположенные в той же местности. Эти условия должны устанавливаться с учётом привычек и обычаев военнопленных и ни в коем случае не должны быть вредными для их здоровья.
Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее состояние здоровья у военнопленных.

":они будут строить новый мост через овраг".

Военнопленных можно использовать в качестве рабочей силы.

Могут быть привлечены к работам, не имеющим военного характера или назначения.

"Пленные ходили по дворам и меняли на продукты самодельные игрушки: Конопатый распилил Ольге Ивановне дрова, починил крышу и забор - за молоко и хлеб". Военнопленным может быть под честное слово или обязательство предоставлена ограниченная или полная свобода.

Обращение с военнопленными, работающими у частных лиц, должно быть таким же, как это предусмотрено Конвенцией.

"Галкина мать быстро перевязала рану и повела пленного в поликлинику, где работала медсестрой. Рана оказалась не опасной, но два шва всё-таки пришлось наложить". Держащая в плену Держава обязана бесплатно обеспечить врачебную помощь, которую потребует состояние здоровья военнопленных.
"В милицию ни Фильку, ни его родителей не вызывали". Военнопленные должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия.
"Фрицев ведут, фрицев ведут!" - орал на всю улицу долговязый Филька. Военнопленные всегда должны пользоваться защитой, в особенности от оскорблений и любопытства толпы.
"Но Филька уже поднял камень с земли и с силой запустил его в конопатого. Кровь из рассечённого лба заливала лицо немца".

V. Подведение итогов урока. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжили разговор о защите прав военнопленных в ситуации вооружённого конфликта. Нам стало понятно, что во время Великой Отечественной войны в плену могли оказаться не только наши соотечественники, но и немецкие граждане. Право безоружного - пользоваться всем тем, что определено основными положениями III Женевской конвенции о защите военнопленных. Гуманное отношение, терпимость, деятельное сострадание определяет поведение победившей стороны.

Слайд 17

Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение.

"Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать"' - так говорил великий русский полководец А. Суворов.

Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм международного гуманитарного права.

Эти нормы распространяются не только на тех, кто взят в плен, но и на всех невоюющих, где бы они ни находились: на суше, на море, в воздухе.