Урок-кроссворд по лирике А.С. Пушкина в 6-м классе "Отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта"

Разделы: Литература


Цель: обобщить знания по лирике А.С.Пушкина, показать красоту языка и мастерство поэта.

Задачи:

  • учить поэтическому анализу;
  • уделить внимание определению средств художественной выразительности и их роли в создании образа, передаче настроения;
  • развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

1. Слово учителя. Эпиграфом к нашему уроку могут стать слова русского поэта Аполлона Григорьева: “Пушкин – наше все. Пушкин – представитель всего нашего душевного. Особенного…” Чем же так гениален поэт, почему его знают от мала до велика, почитают по во многих странах мира? А ответ прост – красота его поэтического стиха, задушевность, простота сюжета сказок делают творения Пушкина яркими, незабываемыми. Кто из вас не читал в раннем детстве знаменитые сказки, которые притягивали нас динамичными сюжетами, волшебством, юмором!

Сегодня нам предстоит разгадать кроссворд, где спрятано слово, которым наделяют людей, обладающих незаурядными способностями. Для этого нам придется еще раз вспомнить стихотворения А.С.Пушкина, проанализировать выразительность его строк, умение передавать настроение лирического героя, его душевные переживания.

2. Разминка. Работа с литературоведческими терминами по теме “Средства выразительности”. Повторить понятия : эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, риторические восклицания, риторический вопрос, обращение, экспрессивная лексика.

Знать:

  • Эпитет – художественное поэтическое определение.
  • Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений. Постоянные эпитеты.
  • Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ.
  • Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
  • Риторический вопрос – вопрос не предполагающий ответа.

Определите средство выразительности, которое использует поэт в своем стихотворении:

  1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря;
  2. Они жили в ветхой землянке.
  3. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
  4. “Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный?”
  5. Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша, белы руки опустила, плод румяный уронила.
  6. Что ж? под елкою высокой, видит, белочка при всех золотой грызет орех.
  7. Царь скопца благодарит, горы золота сулит.
  8. Бедный поп с первого щелка прыгнул поп до потолка; со второго щелчка лишился поп языка.
  9. Ветер весело шумит, судно весело бежит.

Сравнения, метафоры, эпитеты – это все средства выражения, используемые в переносном смысле с целью достижения художественной выразительности речи, их называют как ? – Тропы (заносим первое слово в кроссворд). (Приложение 2.)

3. Основная часть. Работа со стихотворениями. Обобщение знаний. полученных на предыдущих уроках.

Тема природы – одна из любимых тем его творчества. А какое время года было у поэта любимым? А что же можно сказать о зиме? Докажите, что и зима для Пушкина не менее любима. Какие стихотворения в свое название включают прилагательное “зимний” (“Зимняя дорога”, “Зимний вечер”. “Зимнее утро”)? /Здесь возможно чтение наизусть 1–2 стихотворений./

Работа с текстом стихотворения “Зимняя дорога” .

– Какой прием выразительности использует поэт в первых строках своего стихотворения? (Олицетворение, заносим в кроссворд.)
– Какое настроение у вас после его прочтения?
– Перечислите те слова, которые создают это настроение: печаль, сердечная тоска, скучно, грустно, колокольчик однозвучен.
– Как вы понимаете выражение “однозвучный колокольчик”?

Немножко другое настроение мы видим в стихотворении “Зимний вечер”. Какую картину здесь рисует поэт? А как буря воет? (Как зверь, как путник запоздалый.) Как называется этот прием выразительности? (Сравнение. Записываем в кроссворд.)

– О какой старушке идет речь? Из слов поэта мы можем судить об отношении к ней.
– Пушкин использует здесь неоднократно обращения, какие? (“моя старушка”, мой друг, добрая подружка бедной юности моей”)
– А есть ли у Пушкина еще стихотворения, посвященные Арине Родионовне? Назовите. (“Няне”, записываем в кроссворд)

А знаете, что настроение стихотворений имеет отчетливый биографический характер.

Что общего в стихотворениях “Зимняя дорога” и “Зимний вечер”? Чем они отличаются? А какое настроение передает в стихотворении “Зимнее утро” А.Пушкин? найдите наиболее характерные для этого стихотворения средства выразительности. Перечислите их. “День чудесный”, “друг прелестный” – как называется это средство выразительности? Продолжите примерами из стихотворения этот ряд. Как эпитеты позволяют передать радость и торжественность в стихотворении?

4. Творческая физкультминутка: давайте поиграем в “Поэтический футбол”: кидаем, имитируя, мяч и называет существительное, ребенок возвращает мяч, придумав эпитет, сравнение, олицетворение. Тема: “Хорошее настроение”.

Цель: развитие речи и творчества у детей.

Тучка – веселая , дождик – шаловливый, птицы – талантливые, смеется – солнышко, говорит – как речка бежит (обязательно остановиться на 2–3 метафорах (Метафора) и т.д.

3. Продолжение. Но это не все стихотворения Пушкина о зиме. Мы на уроках познакомились еще с некоторыми. Перечислите их (дети должны назвать стихотворение “Бесы”, которое включено в программу и было пройдено на уроке) Стихотворение “Бесы” богато восклицательными и особенно вопросительными предложениями. Как правильно назвать их при анализе поэтического синтаксиса? Какую роль играют эти риторические восклицания в тексте? Какое настроение присутствует здесь?

Перед вами четыре снежинки разных цветов: голубая, синяя, черная, красная. Подпишите каждую из ник в соответствии с настроением стихотворения о зиме (снежинка “Бесы” и т.д.) Проанализировать, как совпала цветовая гамма у детей.

У нас осталось неразгаданным еще одно слово, а поможет нам ваше знание стихотворений поэта. Чтобы его записать, необходимо отгадать строки стихотворения, которые я вам прочитаю:

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
(“Цветок”)

– Как вы думаете, почему так много вопросов и нет ответа ни на один из них?

5. Итог урока. Мы разгадали кроссворд. Каким же даром обладал наш любимый поэт. А что такое талант?

Справка: в словаре С.И.Ожегова записано, что талант – дарование, выдающиеся природные способности.

Именно это и есть точное определение, подходящее для А.С.Пушкина. Давайте проверим, как же вы знаете произведения поэта. У каждого на парте лежит три обложки для издания книг А.Пушкина, а в конвертах – названия его стихотворений и других произведений. Вы редакторы. Вам необходимо распределить названия этих произведений для сборников.

6. Комментарии к творческому домашнему заданию. Напишите небольшое сочинение размышление “Мой Пушкин”, где выразите свои чувства к поэту, его необыкновенному таланту.

7. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

Приложение 1. Приложение 3.