Временное и вечное в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" (обобщающий семинар)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Систематизировать знания учащихся.
  • Совершенствовать навыки анализа литературного произведения.
  • Развитие навыков самостоятельного мышления, самоанализа, самоорганизации.
  • Развитие коммуникативных навыков учащихся.

Оборудование урока:

  • Портрет И. С. Тургенева.
  • Иллюстрации к роману "Отцы и дети"
  • Учебник Лысый И. Ю. "Русская литература 19 века. Практикум", Мнемозина, Москва, 2001 или распечатка заданий из этого учебника.

Эпиграф урока:
Тургенев быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.
Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день? 1860

Вопросы урока:

  1. В чем особенность романов Тургенева?
  2. Особенность сюжетно-композиционной структуры романа.
  3. Роль пейзажа в романе Тургенева.
  4. "Тайный" психологизм романа.
  5. Средства выражения авторской позиции.
  6. Смысл названия романа.
  7. Базаров: "гамлетизирующий Дон Кихот или рационалист "до кончиков пальцев"?
  8. От каких опасностей для личности и общества предостерегает в романе писатель?

(Вопросы с 1-го по 5-ый даются заранее в качестве домашнего задания)

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Известно, что у каждой книги, как и у людей, своя судьба. По-разному входят они в сознание читателей - современников и вновь пробуждают к себе интерес и внимание у читателей последующих поколений. У романа Тургенева "Отцы и дети", пожалуй, одна из самых необычных судеб. При своем появлении он вызвал такую бурю, какой не вызывала ни одна книга ни до, ни после. Показателен тот факт, что студенческие собрания по поводу романа "Отцы и дети" подчас даже заканчивались принятием резолюций, в которых писатель обвинялся в том, что в искаженном свете представил молодое поколение в образе Базарова.

Идет уже второе столетие "жизни" романа Тургенева. Именно "жизни", потому что его читают, герое продолжаются споры. В чем причина этого? Ведь многое из того, что волновало героев романа и его первых читателей, давно уже ушло в прошлое. К тому же роман не богат событиями, не обладает увлекательным сюжетом. Обо всем об этом мы поговорим с вами сегодня.

1. В чем особенность романов Тургенева?

Роман- жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Особенность романа в его разветвленности сюжета, отражающего сложность отношений в обществе.

Духовный облик людей середины 19 века менялся очень быстро. Все в романах Тургенева происходит "в настоящий момент". "Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах: слишком запаздывать нельзя" (И. С. Тургенев) Писатель чуток к тому, что происходит "накануне", что еще только носится в воздухе. "(Тургенев) : быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество." (Н. А. Добролюбов "Когда же придет настоящий день" 1860)

И. С. Тургенев написал ряд социально- психологических романов, где изображается типический "герой времени", посредством которого характеризуется современное состояние общества. (Такой тип романа исследователи (А. Б. Криницын, С. И. Кормилов) называют "романам лица").

Роман строится как суд над социальной значимостью героя, как ответна вопрос - продуктивна ли та общественная сила, представителем которой выступает персонаж, способна ли она сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии России.

Вспомним, что Рудин, герой одноименного романа, интеллектуал-идеалист 40-х годов 19 века, воспитанный на философии Гегеля, в "Дворянском гнезде" на первый план выходит фигура славянофила Лаврецкого, Инсаров, герой романа "Накануне", революционер. В романе "Отцы и дети" героем становится человек, противопоставивший себя дворянам.

Облик "героев времени" менялся очень быстро, поэтому романы Тургенева драматичны и невелики по своему объему. Их отличает стремительная завязка, яркая кульминация, резкий спад, неожиданный с трагическим финалом. Писатель показывает своих героев в минуты наивысшего расцвета сил, но эти минуты оказываются трагическими.

Все романы включены в жесткий ритм годового круга: завязка весной , кульминация - лето, развязка- "свист осеннего ветра или январский мороз"

2. Особенность сюжетно- композиционной структуры романа.

В сюжетно- композиционном плане роман четко делится на три части, которые прямо соотносимы с пространственным передвижением героев. Сперва в Марьине, усадьбе Кирсановых, происходит первое знакомство будущих антагонистов и изложение ими своих взглядов. Это любимое сюжетное построение романов Тургенева: неожиданный приезд в некую локальную , но типичную и давно сложившуюся среду нового человека- выразителя последних веяний времени, что позволяет, с одной стороны, оценить устоявшуюся среду с позиций современности, а с другой-досконально изучить новую фигуру, сразу приковывающую к себе всеобщее внимание.

Затем начинается вторая часть- проверка героев и их идей жизнью. Аркадий и Базаров отправляются в город, где показываются уже на фоне целого губернского общества, там же знакомятся с Одинцовой и вскоре отравляются к ней в Никольское, где происходит испытание любовью. Оттуда они приезжают в деревню Базарова, где читатели имеют возможность сопоставить Евгения с его родителями и оценить его дальнейшие перспективы жизни после университета.

С отъездом Базарова от родителей начинается заключительная композиционная часть- "подведение итогов". Друзья возвращаются в Марьино, где Базаров отделяется от Аркадия и в дальнейшем показывается на страницах романа один. Сначала он дуэлью проводит черту в своих отношениях с Павлом Петровичем, затем по второму кругу отправляется в Никольское, чтобы распрощаться с Одинцовой, и к родителям, где и "сводит счеты" с жизнью вообще.

3. Своеобразие психологического анализа в романе.

"У Тургенева мы видим только результаты, к которым пришел Базаров, мы видим внешнюю сторону явления, то есть слышим, что говорит Базаров, и узнаем, как он поступает в жизни, как обращается с разными людьми. Психологического анализа, свободного перечня мыслей Базарова мы не находим; мы можем только догадываться, что он думал и как формулировал перед самим собою свои убеждения", - писал Д. И. Писарев в статье "Базаров", 1862 г

"Центральное теоретическое положение "психологи" Тургенева: писатель "должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только само явление",- считает А. И. Батюто в книге "Тургенев- романист",1972 г.

"Диалог в чистом виде - главный инструмент в оркестре тургеневского романа. Если в действии романа преимущественно сказываются обстоятельства и конфликты частной жизни, то в диалоге обнаруживаются глубокие идейные противоречия. Каждый говорит по- своему вплоть до манеры произношения отдельных слов, потому что мыслит по- своему, наперекор собеседнику. И в то же время это индивидуальное мышление социально типично: так мыслят и другие люди:

Автора привлекает не правота того или другого собеседника, а убежденность спорящих, их умение в воззрениях своих и в жизни занимать крайние позиции и идти до конца, умение выразить свое мировоззрение в живом русском слове", - утверждает А. В. Чичерин в книге "Ритм образа",1973 г.

Задание. Исходя из данных высказываний, проанализируйте одну из диалогических сцен романа, выявите роль в сюжете и психологическое содержание эпизода романа.

4. Средства выражения авторской позиции.

Внешне герой не зависим от автора. Реально авторская оценка проявляется в сюжете, в отборе ситуаций. Проверяя героя на значимость, Тургенев исходит из своей системы ценностей. Базаров презирает дворян, но приезжает в дворянское имение, общается с хозяевами- дворянами, делает визиты, влюбляется в аристократку, дерется на дуэли. Автор выявляет достоинства и недостатки героя с точки зрения дворян, ведь мы знаем, что писатель родился и воспитывался в дворянской семье.

Авторская позиция проявляется в предыстории героев, в субъективной оценке автором. В эпилоге Тургенев, используя пейзаж, выражает свою позицию.

5. Роль пейзажа в романе.

"Прекрасное разлито повсюду, его влияние распространяется даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой как в человеческой индивидуальности, здесь оно более всего говорит разуму",- писал И. С. Тургенев Полене Виардо 28 августа 1850 года.

В романе Тургенева "Отцы и дети" немного развернутых пейзажей, исключение составляет 11 глава, но функция пейзажа в ней скорее полемическая.

Гармония прекрасного, гармония жизни, гармония природы - это прежде всего та жизненная сила, которую пытается победить Базаров. Из этого вытекает один из главных конфликтов романа - противостояние обоготворенной личности безликому всеобщему целому. Именно под воздействием природы главного героя начинают мучить вечные вопросы жизни, на которые он не может найти ответа.

Задание.

Объясните поведение Базарова в сцене под стогом сена (глава 21). Сформулируйте "вечные" вопросы, на которые герой не может найти ответы. (1.Какова роль человека в мироздании? 2. В чем заключается великий смысл жизни? 3. Каково значение человеческого прогресса?........)

(В сцене под стогом сена Тургенев - художник и Тургенев- философ ставит своего гордого и свободного человека перед лицом неподвластной ему, равнодушной и всегда торжествующей природы, которая лишь одна может быть ему достойным соперником. Человек трагически оказывается лишь мыслящим "атомом", чувствующей "математической точкой". Базарова унижает бессмыслица единичного и случайного человеческого существования в беспредельном времени и беспредельном пространстве.

Существуют ли в этом мире какие- либо несомненные ценности? Для Базарова такая ценность лишь сила человеческого духа. Базаров, несомненно, героическая личность, испытываемая в самых предельных ситуациях, как силой вещей, так и его собственной силой. К. И. Тюнькин "Базаров глазами Достоевского", 1971 год.)

Собственное ничтожество перед вечностью способны принять не все люди. Возможно, признание собственной исключительности здесь не случайно.

Слабость Базарова в попытке втиснуть себя и окружающее в тесные рамки биологических закономерностей. Базаров не может до конца принять жизнь во всей ее сложности и многообразии

О чем писал свой роман Тургенев?

А.О сложности человеческих взаимоотношений.

Б.О роли прогресса в жизни человека.

В.О смысле жизни.

Г.О любви.

Д.О вечных законах.

Е.О гармонии природы и человека.

Следующая часть урока проводится в форме работы в группах. Задания (с №1-№4) учащиеся получают одновременно по одному на группу. На подготовку ответа дается не белее 10 минут, затем класс слушает сообщения, участвует в осуждении проблемы.

6. Образ Базарова.

Задание №1.

Перечитайте главы 20-21. Какую роль играют сцены в родительском доме для понимания образа Базарова? (Задание выполняется в группах)

Кто, по вашему мнению, прав в оценке отношений Базарова с родителями?

(Распечатка. Лысый И. Ю. "Русская литература 19 века. Практикум", Мнемозина, Москва, 2001, стр.230-231)

Задание №2.

Сопоставьте любовную историю Базарова с любовной историей в повести Тургенева "Ася". В чем пересмотрел Тургенев в романе "Отцы и дети" коллизию "русского человека на rendez vous"? Почему? (Задание выполняется в группах)

(ДАТЬ РАСПЕЧАТКУ СТАТЬИ)

Задание № 3.

"Прочитайте приведенные ниже суждения критиков и дайте аргументированнный ответ на вопрос. Смерть Базарова: случайность или собственное роковое решение, или сама идея этой жизни. (Задание выполняется в группах)

Вопрос №7 плана урока входит в систему групповой работы.

Задание № 4.

Прочитайте приведенные ниже суждения критиков и дайте аргументированнный ответ на вопрос. Какая оценка Базарова, по вашему мнению, более справедлива: "гамлетизирующий Дон Кихот" или рационалист до кончиков пальцев? (Задание выполняется в группах)

(Распечатка. Лысый И. Ю. "Русская литература 19 века. Практикум", Мнемозина, Москва, 2001, стр. 236-237)

8. О каких опасностях для личности и общества предостерегает в романе писатель?

-Не возомни себя богом.

-Не судите и не судимы будете.

-Не пытайтесь переделать весь мир в одиночку.

-Не разрывай естественное течение жизни.

- Не нарушай гармонию жизни. Жизнь прекрасна.

-Люби ближнего.

-Люби Бога.

Подведение итогов строится на повторном обращении к эпиграфу урока, отрывку из письма Тургенева Полине Виардо от 28 августа 1850 года и стихов12-15, 31-32 главы 8 Евангелие от Иоанна.

Тургенев быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.

Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день? 1860

"Прекрасное - единственная бессмертная вещь, и пока продолжает еще существовать хоть малейший остаток его материального явления, Бессмертие сохраняется,

Прекрасное разлито повсюду, его влияние распространяется даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой как в человеческой индивидуальности, здесь оно более всего говорит разуму",- писал И. С. Тургенев Полене Виардо 28 августа 1850 года.

"Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Вы судите по плоти; а Я не сужу никого. Если пребудете в слове Моем, то познаете истину, а истина сделает вас свободными" (Стихи 12-15, 31-32, глава 8 Евангелие от Иоанна)

9.

Выберите название своей письменной работы:

"Да, мочи нет: мильон терзаний..."

"Я понял....."

Напишите несколько тезисов в подарок пишущему сочинение на тему

"Временное и вечное в романе И. С.Тургенева "Отцы и дети".

10. Рефлексия.

Допишите 1- 2 предложения, осмыслите свое состояние на семинаре:

"Что было важно....."

"Когда было трудно..."

"Что понравилось..."

Использованная литература:

  1. И. С. Тургенев "Отцы и дети"
  2. Русская литература 19-20 века в 2-х томах под редакцией Б. С.Бугрова и М. М. Голубкова 4-е издание. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
  3. Русская литература 19 века. 10 класс.. Учебник - практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю. И. Лысого - М.: Мнемозина, 2001
  4. Евангелие от Иоанна.