Тестирование как одно из средств контроля знаний, умений и навыков в обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


В настоящее время много говорится об оптимизации учебного процесса, что ведет к повышению эффективности преподавания иностранного языка. Большую роль здесь играет контроль обученности.

Вопросы совершенствования контроля в обучении иностранным языкам неоднократно поднимались на страницах журнала “Иностранные языки в школе”. Они волновали авторов немалого числа монографий и становились предметом защиты многих диссертаций. И все же проблемы проверки и учета знаний , умений и навыков, методики их организации и проведения не утратили своей актуальности.

Контроль – проверка, учет, наблюдение за чем-либо.

Контроль может быть текущим и итоговым.

Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку считается тест.

Тест – это система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень владения языком с помощью специальной шкалы результатов. Тесты также широко применяются для определения способностей, умственного развития и других характеристик личности (Щукин, 2004, 297).

Тесты являются составной частью тестирования – метода исследования, предусматривающего выполнение испытуемым специальных заданий. Такие задания носят названия тестовые. Они предлагаются либо в открытой форме (испытуемый должен дополнить основной текст, чтобы получить истинное высказывание), либо в закрытой форме (испытуемый должен выбрать нужный ответ из нескольких вариантов, причем один из них правильный, а остальные – нет). Результаты тестирования могут быть использованы для оценки уровня обученности учащихся, для отбора их в то или иное учебное заведение, для сертификации их достижений в определенном виде деятельности (по учебному предмету), для распределения по группам обучения в зависимости от достигнутого уровня, для диагностики трудностей обучения.

Основное различие между традиционными контрольными заданиями и тестовыми заданиями заключается в том, что последние всегда предполагают измерение с использованием специальной шкалы (матрицы). Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма преподавателя. Стандартная форма заданий при этом обеспечивает оперативность в работе и легкость подсчета результатов. Работая над этой темой, я выделила несколько моментов актуальных для преподавания иностранного языка в средней школе.

Во-первых, в настоящее время в 11 классе проводится единый государственный экзамен по английскому языку в форме теста по всем видам речевой деятельности;

Во-вторых, в школьных и районных олимпиадах также предлагается выполнить задания в форме тестов по всем видам речевой деятельности;

В-третьих, в учебниках в конце каждого тематического раздела предлагается выполнить итоговый тест по всем видам речевой деятельности.

В-четвертых, для многих учащихся появляется возможность обучения за рубежом, а, следовательно, и необходимость сдачи международного экзамена, который предполагает тестирование. Условно это можно назвать внешкольным или постшкольным тестированием.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что тестирование становиться неотъемлемой частью учебного процесса, следовательно, мы должны уделять достаточное внимание подготовке учащихся к выполнению тестов, знакомить их со всем разнообразием тестовых заданий, а также правильно применять тестовую методику в преподавании иностранного языка.

В тестировании важен не только контроль, но и обратная связь. В статье В.И. Кувшинова “Тестовый контроль в процессе обучения иностранным языкам” говориться: “Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий… . Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, с другой – самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников”. Здесь можно добавить, что постоянный контроль работы учеников подталкивает самого учителя к поиску новых путей и методов преподавания иностранного языка, к выбору наиболее эффективных способов обучения, т.е. способствует расширению творческой деятельности учителя.

Работая с тестами, нужно четко представлять себе, что выявляет и чему способствует тестирование, каковым должно быть качество тестов и какие виды контроля применяются в современных методиках.

Проработав материал по учебнику, я предлагаю ученикам выполнить несколько тестовых заданий для проверки усвоения. Такая форма проверки, если она носит регулярный характер, приучает школьников к ответственности за весь материал цикла, что способствует успешности их обучения, поскольку тестом, рассчитанным на 10-15 минут выполнения, можно охватить весь материал и проверить всех учащихся. С этой точки зрения тест является весьма действенным и экономным средством контроля.

Следует также иметь в виду, что проверка 30-40 тестов по ключу не займет у учителя больше 5-7 минут. Проанализировав итоги, перехожу к другому материалу. Так, в течение всего учебного года тестовые задания позволяют мне провести все виды контроля: текущий, итоговый.

Итоговые тесты предназначены для того, чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.

Учителю необходимо ориентироваться во всем многообразии тестовых заданий. Классификация тестов даст учителю эту возможность, а также позволит планировать свою работу над тестами, а следовательно и прогнозировать результаты своей работы. Она поможет учителю сохранить и распределить свое рабочее время и направить его на практическую работу с учащимися.

Современные тесты отличаются своей многоуровневостью. Они проверяют все четыре вида деятельности учащихся – чтение, аудирование, говорение и письмо.

Можно выделить несколько групп тестов:

- лексические тесты;

- грамматические тесты;

- тесты на проверку письменной речи;

- тесты по чтению;

- тесты по аудированию;

- тесты по устной речи;

- тематические тесты на знание социокультурных, исторических, географических сведений о стране изучаемого языка и о своей собственной.

Работу с тестами рекомендуется проводить за 10-15 минут до конца урока.

Тем учащимся, которые не справились с заданием, после анализа и исправления ошибок дается возможность получить более высокую оценку, выполнив другой вариант.

Исключение неудовлетворительной оценки, оказывается для учеников дополнительным мотивом в овладении иностранным языком, реализацией наказа Януша Корчака, обращенного к учителю: “Уважайте детское незнание”.

Систематическое использование тестов на уроках для контроля ЗУН, способствовало росту качества знаний по английскому языку.

Среди учащихся 5-11 классов был проведен опрос. Им предлагалось ответить на вопрос: “Какой вид контроля вы предпочитаете: тест, контрольную работу или устный опрос?”

73,7% опрошенных выбрали тест

15,9% опрошенных выбрали контрольную работу

10,4% опрошенных выбрали устный опрос.

На вопрос: “Почему вы выбрали тест?” ученики ответили:

- потому что есть варианты ответа и можно угадать, если не знаешь;

- намного легче;

- проще;

- быстрее;

- не страшно и не надо выходить к доске;

- потому что чувствую себя спокойно, уверенно.

На вопрос: “ Почему вы выбрали контрольную работу?” ученики ответили:

- дается больше времени;

- задания можно делать не по порядку;

На вопрос: “Почему вы выбрали устный опрос?” ученики ответили:

- развивает речь, это лучше для меня;

- можно рассказать своими словами;

- можно наговорить и выкрутиться;

Известно, что для многих учащихся опрос, зачет или контрольная работа является стрессом, который замедляет их реакцию и не дает возможности вспомнить и ясно изложить то, что они учили, знают.

Учащимся также предлагалось ответить на вопрос: “ Как вы относитесь:

- к тестированию,

- к контрольной работе,

- к устному опросу;

и предлагались варианты ответов:

- испытываю страх,

- испытываю волнение,

- испытываю спокойствие,

- испытываю уверенность.

Результаты опроса показали следующее:

При выполнении теста:

7% учащихся испытывают страх,

13% - испытывают волнение,

52% - испытывают спокойствие,

28% - испытывают уверенность.

При выполнении контрольной работы:

16% учащихся испытывают страх,

69% - волнение,

13% - спокойствие,

2% - уверенность.

Во время устного опроса:

51% учащихся испытывают страх,

30% - волнение,

19% - спокойствие,

0% - уверенность

Актуальность тестовой методики очевидна. Хочется еще раз подчеркнуть, что, в ЕГЭ по иностранному языку используется тестирование, проверяющее все виды речевой деятельности.

Тестирование является важным видом учебной деятельности. Обучая тестированию, мы учим ребенка мыслить более логично, развиваем у него другие модели мышления, учим нестандартному подходу к заданию, готовим его к тому, что в тесте может быть подвох.

Работая с тестами, ребенок вырабатывает свою тактику, свой подход и своё видение проблемы. Но главное, что мышление становиться более организованным. Ученик в состоянии отбросить все лишнее и не тратить силы на решение ненужных или несвоевременных задач. Иными словами, тестирование развивает у ребенка иной тип мышления.

Тесты развивают аналитические способности учащихся; умение выделять главное, обобщать и делать выводы; дисциплинируют мышление; развивают логику, выявляют качество усвоения языкового материала и помогают прогнозировать будущие учебные результаты.

Всё это помогает и в освоении других учебных предметов, то есть затрагивают также и межпредметные связи.

Таким образом, тестированию необходимо уделять достаточно серьезное внимание в планировании ученого материала и в процессе изучения иностранного языка средней школы.