Метод проектов как вид самостоятельной работы и творческой активности учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Сегодня в условиях стремительно развивающегося общества к современной школе предъявляется много требований, одно из которых формирование личности, которая умела бы самостоятельно решать те или иные задачи, возникающие в результате ее взаимодействия с социумом; формировать и защищать свою точку зрения по любому вопросу, так или иначе затрагивающему ее; была бы способна отстаивать свои убеждения; стремилась бы к непрерывному поиску нового знания в той или отрасли науки; умела бы творчески использовать свои знания и умения и эффективно применяла бы их в действительности. Одним словом, личность, способная к самостоятельным решениям и действиям в той или иной жизненной ситуации. Поэтому, организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения – одна из важнейших задач как учебного заведения в целом, так и каждого педагога в частности.

Формируя самостоятельность у школьника, для каждого преподавателя важно решить две главные задачи – научить ребенка приобретать знания и применять эти знания на практике, создав все условия, при которых и обеспечивалась бы возможность активной творческой деятельности каждого ребенка в процессе обучения. Общеизвестен тот факт, что ученик хорошо усваивает только то, что он пропустил через себя, через свое индивидуальное “я”, то есть то, что делалось им самим. Поэтому проблема самостоятельной деятельности учащегося на протяжении многих лет волнует педагогические умы, сегодня этому вопросу уделяется огромное внимание, так как это один из способов в корне изменить систему образования, повысив качество обучения и уровень заинтересованности ученика в учебном процессе.

Успешность всего образования в целом напрямую зависит от успешности каждого ученика, а последняя, в свою очередь зависит от его способности самостоятельно оперировать с огромным потоком воспринимаемой информации, от умения ее анализировать, синтезировать, моделировать, в итоге – отбирать главное и оставлять вне поля зрения то, что не пригодится при выполнении той или иной учебной задачи; от способности определить задачу и продумать пути, способы ее решения, от умения выражать свою точку зрения по любому вопросу. Чем выше уровень самостоятельности ученика, тем выше эффективность его учебной деятельности в целом. Поэтому, на сегодняшний день наличие такого качества, как самостоятельность является одной из важнейших и главнейших качеств обучающегося. Чтобы определить один из лучших способов воспитания самостоятельности, необходимо рассмотреть, что же такое самостоятельность обучающегося, из каких элементов она состоит.

По определению А.И. Зимней, самостоятельная работа представляется “как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность. Выполнение такой работы требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания”. [1]

То есть, как видно из определения, необходимыми элементами самостоятельной деятельности являются – внутренняя мотивация, которая частично обеспечивается личной эмоциональной заинтересованностью и вовлеченностью в процесс, наличие определенной четкой цели деятельности, а также, что немаловажно, невмешательство извне, что означает, все решения, принимаемые в ходе работы, принадлежат учащемуся, ну и конечно наличие определенного, как правило, творческого результата. Такая деятельность всегда направлена на удовлетворение потребностей учащегося в саморазвитии. Достижение творческого результата обучающимся в той или иной деятельности и осознание того, что это достигнуто им самим, является своего рода стимулом для дальнейших открытий, для дальнейшего развития его личности.

Воспитание самостоятельности – задача непростая для каждого педагога. И как показывает практика, российские педагоги прекрасно умеют передать готовый, уже добытый и проработанный материл учащемуся, но не всегда удается научить в силу нехватки учебного времени этим материалом пользоваться в конкретной ситуации, и зачастую наши ученики не умеют добывать знания сами, а современность требует иного. Поэтому уровень самостоятельности наших учеников не всегда отвечает требованиям современности. Отсюда следует заключить то, что необходимо внедрить в свою педагогическую деятельность такую методику, которая могла бы помочь преподавателю при тех же условиях учебной ситуации значительно повысить способность учащихся к практическому применению знаний, которая даст возможность для самостоятельной деятельности обучающегося, что в свою очередь повысит как заинтересованность ученика, его активную вовлеченность в учебный процесс, так и качество обучения в целом.

Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени (в средних классах – не менее 50%, а в старших классах – не менее 70%). В действительности же на самостоятельную работу отводится значительно меньше учебного времени. Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объеме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель. И вот здесь многие преподаватели прибегают к проектной методике, как одной из эффективных методик современности, основанной на методике сотрудничества и проблемного обучения отвечающей требованиям личностно-ориентированного подхода в обучении.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. [2]

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. [2]

Метод проектного обучения возник в начале XX в. в США. Его главный тезис – ребенку интересно учиться, если он понимает, что приобретенные знания можно применить в жизни и получить от них радость и пользу. Цель метода – перейти от школы памяти к школе мышления. Параллельно с американскими исследователями основы проектного обучения разрабатывались и в России, начиная с 1905 года под руководством С. Т. Шацкого. [3]

В отечественной педагогике многие ученые занимались проектной методикой. Так, в частности, такие авторы как Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина разработали классификацию проектов. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

  1. По методу, доминирующему в проекте: исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.
  2. По характеру координирования проекта: с явной координацией, со скрытой координацией.
  3. По характеру контактов: внутренние (региональные), международные.
  4. По количеству участников: личностные (индивидуальные), парные, групповые.
  5. По продолжительности проведения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. [2]

Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе учителю и учащимся отводится определенная роль. Деятельность преподавателя на разных этапах меняется, но суть ее заключается в выполнении роли координатора, помощника, наблюдателя, консультанта, а также на заключительном этапе учитель осуществляет контроль выполнения проектной работы и оценивает ее вместе с участниками проекта. Что же касается учащихся, то здесь открывается огромное поле для самостоятельной деятельности. На подготовительном этапе учащиеся: самостоятельно уточняют содержание темы; выявляют проблемы; выдвигают гипотезы решения проблем; формируют цели и задачи; вырабатывают конкретные пошаговые действия для реализации поставленных задач; определяют источники информации; обсуждают методы проверки принятых гипотез. На основном этапе учащиеся: проводят исследования; синтезируют и анализируют идеи; оформляют проект. На заключительном этапе учащиеся: защищают проект; проводят коллективный самоанализ проекта и дают ему свою собственную оценку, а также выявляют допущенные ошибки и принимают решение по их эффективному устранению. [3]

Как видно, проектная деятельность, вне зависимости от того, каким проектом занимается ученик, и на каком этапе он в данный момент находится, предполагает его активное включение в реальную деятельность, возможность реализации, проявления каждого участника проекта, а также осознание ответственности, которая лежит на каждом участнике проекта. Такая деятельность отлично дисциплинирует действия учащегося, способствует развитию самоорганизации. С другой стороны, такая деятельность дает возможность для воплощения всего творческого потенциала участника проекта, ибо исследование чего-либо нового всегда сопряжено с воплощением творческих способностей человека.

Итак, проект – это деятельность, эффективно организованная учителем и выполняемая самостоятельно школьником, направленная на реализацию четкой цели, поставленной в самом начале такой деятельности, и предполагающая то, что кульминационным моментом явится творческий продукт – результат познавательной и мыслительной деятельности учащегося.

Проектная методика – эффективная педагогическая технология, которая помимо всех прочих преимуществ, помогает современному педагогу решить проблему самостоятельной деятельности обучающегося в процессе учебной деятельности. Такая технология направлена также и на воспитание конкурентноспособной личности на современном рынке труда, личности, не только обладающей необходимым запасом теоретических знаний, но и творческой личности, обладающей гибким умом, высоким уровнем активности и способности к самостоятельному разрешению стоящих перед ней задач, способной к постоянному самосовершенствованию через самостоятельное и непрерывное приобретение знаний. Такая технология просто необходима современному образовательному учреждению, ибо проект – один из тех методов, которые помогают преподавателю разнообразить учебную деятельность, сделать свой предмет более интересным для ученика и дают возможность учащемуся почувствовать себя деятелем, создателем продукта, возможность прочувствовать всю серьезность изучаемого предмета, а также начать воспитывать в себе активную творческую личность, жаждущую новых открытий, новых достижений. Каждый педагог должен осознать, что его педагогическая деятельность просто немыслима без применения проектов, так как среди главнейших задач каждого педагога стоят следующие задачи: увлечь ученика своим предметом, дать возможность самостоятельно достичь значимого и для него и для педагога результата и воплотить все свои творческие способности в процессе учебной деятельности, поэтому проектная методика – один из эффективных способов скорейшей реализации поставленных задач.

Список литературы:

  1. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. – М, 1980. – 265 с.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.– М., 2000. – 365 с.
  3. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. 2-ое изд. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.