Повествование в художественном стиле

Разделы: Русский язык


Мастерская – необычная форма проведения урока – получила развитие в практике французских педагогов, представителей группы нового образования (П.Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.).
«Основная идея французской группы близка мысли Я.А. Коменского, что распространение пансофии («всемудрия») поможет усовершенствовать человечество и прекратить распри и войны на земле. Представители этого направления считают, что усовершенствовать общество можно, только коренным образом изменив образование. Они выдвинули лозунг «Все способны!».
В Санкт-Петербургском государственном университете  педагогического мастерства идеи педагогических мастерских успешно развивают российские педагоги-исследователи И.А. Мухина, В.А. Степихова и учителя, работающие в составе группы «Петербургское новое образование».
Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету. Напомним, что при традиционной организации процесса обучения источником знания всегда является только учитель. В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе.
В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход обучения на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы.
Принципы построения педагогической мастерской заключаются в том, что мастер (учитель) создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения; включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы); работая вместе с учениками, мастер равен ученику в поиске знания; мастер не торопится отвечать на вопросы;
необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят. Официальное оценивание работы ученика (не хвалят, не ругают, не выставляют отметок в журнал) исключается, но социализация, представление работы всему классу дает возможность самому ученику оценить ее достоинства, изменить или исправить.

Цель: развитие творческих способностей учащихся.

Задачи: п

  • родолжить работу по формированию умений и навыков, необходимых  для составления текста в художественном стиле;
  • развивать умение работать с большим объёмом дополнительного материала;
  • вспомнить теоретические сведения о тексте как речевой единице;
  • воспитание любви к родному языку путем исследования и применения тропов, фигур речи.

Подготовка к уроку:

1) За неделю до урока перечитать любимое произведение приключенческой литературы, обратить внимание на описание персонажей, пейзаж, принести книгу на урок.
2) Повторить понятия «стили речи», «типы речи», «композиция», «текст», «тема».

ХОД УРОКА

I. Мотивация познавательной деятельности

Перед нами математическая задача, прочитаем её (текст задачи распечатан и предложен каждому ученику):
Из пункта А в пункт Б вышел пешеход со скоростью 4,5 км/ч. Через 1 час из этого же пункта вышел второй пешеход со скоростью 5 км/ч. Через 2 часа первый пешеход сделал привал на 15 минут. Расстояние между пунктами А и Б в км  равно стоимости бочки вина, если известно, что за весь товар торговцы получили 4500р., а количество бочек вина, проданных виноторговцами, относится, как 40 к 50.

II. Целеполагание

Решить эту задачу можно математическим способом, а можно и по-другому. Сегодня на уроке мы с вами этим займемся.  Наша задача: на основе исходного текста (математической задачи) создать рассказ-повествование в художественном стиле.

III. Планирование деятельности

Сначала вспомним, что мы знаем о тексте, подберем материал.

IV. Актуализация знаний и умений

– Что такое текст?
– Тема текста?
– Основная мысль текста?
– Назовите стили речи.
– Типы речи.
– В каком стиле должен быть написан рассказ?
– Вспомним основные признаки художественного стиля.
– Какие типы речи можно употребить в рассказе? Почему?
– Что такое рассказ?
– Какова композиция рассказа? Составим общий план рассказа.

(Запись на доске элементов композиции произведения):

  • Вступление (знакомимся с героями, узнаем, где и когда произошли события).
  • Завязка (начало события, от которого зависит развитие действия).
  • Развитие действия.
  • Кульминация (самый напряженный момент развития действия).
  • Развязка (результат развития событий).
  • Заключение (подводится итог происшедшего).

– Какие элементы композиции можно объединить?

V. Организация восприятия и осмысление новой информации

– Вернемся к задаче и перечитаем её снова. Вспомним, что мы должны сделать (написать рассказ). Что мы должны сделать для этого? (переделать текст задачи, добавив художественные элементы)

– Что нам непонятно в задаче с художественной точки зрения? Какие вопросы мы можем задать по тексту задачи?
(На половине листа учащиеся записывают вопросы, напротив – варианты ответов).

  • Где происходит действие?
  • Когда? (В какую историческую эпоху, в какое время года, суток?)
  • Как зовут героев? Знакомы ли они друг с другом? Как выглядят?
  • Если да, то почему они не идут вместе7
  • Есть ли у героев ружья?
  • Откуда и куда они идут? Дайте названия населенным пунктам. Какими вы себе представляете населенные пункты7
  • Зачем герои идут в Б?
  • Почему они идут пешком?
  • Почему одному из героев понадобилось сделать привал?
  • Как выглядит местность, по которой они идут: какие растения там растут, какие животные обитают?
  •  Оба героя дойдут до пункта Б или нет?
  •  Что может произойти по дороге?
  •  Кто первым дойдет до пункта Б? почему?

(Вопросы учитель может подготовить заранее, но необходимо, чтобы вопросы к тексту задали ученики. Так как учащиеся прочитали и принесли на урок приключенческую литературу, то, скорее всего, действие будет развиваться в этом направлении).

VI. Социализация

Из ответов на вопросы ученики составляют черновой вариант своего рассказа. Тема рассчитана на 2 урока, поэтому можно отвести для самостоятельной работы минут 20-25. Затем желающие зачитывают получившийся вариант, можно обменяться работами с соседом по парте и т.п.

VII. Информационный запрос

В ходе работы над рассказом ученикам может понадобиться дополнительный материал, поэтому можно обратиться к текстам художественных произведений, понравившиеся предложения, словосочетания, обороты речи можно записать себе в тетрадь, использовать какие-то в своей работе.

VIII. Вторичная социализация происходит на следующем уроке.

После того как ученики дома напишут окончательный вариант своего рассказа, желающие прочитают его классу, выслушают мнение товарищей.