Развитие познавательного интереса детей в процессе ознакомления с народными традициями

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

1. Обобщить знания о малых формах устного творчества (хороводы, игры, загадки, пословицы, потешки, песни);

2. Способствовать интеллектуальному развитию детей, их воображения, логического нестандартного мышления, нравственных качеств; организовать работу по коррекции речи, учить детей работать в группе;

3. Прививать любовь к родной земле, её прошлому, настоящему, интерес к родному языку; расширять кругозор детей, развивать чувство прекрасного, умение воспринимать эмоциональное содержание музыки, импровизировать.

Словарная работа:

Познакомить детей с новыми словами: секач, корыто, вечерки.

Оборудование:

Магнитофон; запись русской народной музыки (частушки, хороводы), инвентарь, используемый для рубки капусты в старину (корыта, секач) и в современном мире (универсальная овощерезка).

Ход занятия

Воспитатель

  - Много на Руси было праздников. Самые радостные, щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую зиму. Один из таких праздников отмечался в октябре.

В этот день хозяйки приглашали девчат на "капустные вечерки" - помочь нарубить капусту на зиму. Отказать хозяйке было нельзя. Это считалось неуважение к старшим. Капустницы, приходя в дом, поздравляли хозяйку с капустой, как с праздником. В этот день хвастались друг перед дружкой нарядами. Тут и там во дворах и домах раздавался стук да веселый смех. А когда работа была закончена, молодежь веселилась, хозяйки накрывали на стол. Главным угощением на этом столе был капустный пирог. И у нас сегодня - капустник.

(Раздается стук в дверь, входит тетушка Алена).

Тетушка АЛЕНА:

- Здравствуйте, хозяева дорогие.

Воспитатель:

- Здравствуй, тетушка Алена. Проходи. Красному гостю - красное место.

Тетушка АЛЕНА:

- Некогда, милые, мне сидеть засиживаться, работы  много дома спешить надо.

Воспитатель:

- Смотри, поспешишь - людей насмешишь.

Тетушка АЛЕНА:

- Знаю, знаю: семь раз отмерь - один отрежь!

Воспитатель:

- Да, дом вести - не головой трясти, все надо припасти.

Тетушка АЛЕНА:

- А еще говорят - летом на печи пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Воспитатель:

- Верно, говорят, ведь лето - припасиха, а зима - прибериха.

Тетушка АЛЕНА:

- Вот, я и пришла просить вас о помощи. Помогите, дорогие, нарубить капусты на зиму. Работы много, сама не управлюсь.

Воспитатель:

- Что мы, ребятки, ответим тетушке Алене? Может быть, знакомой пословицей? "Другому ... сколько можно помогай"

(дети подхватывают, или повторяют).

Тетушка АЛЕНА:

- Вот и хорошо... Спасибо на добром слове. Приходите. Изба большая, всем места хватит.

(Уходит)

Дети надевают русские костюмы, вешают бусы. Направляются в зал, который оформлен под русскую избу.

Воспитатель:

- Эй, хозяюшка, выходи встречать, работнички пришли!

Тетушка АЛЕНА:

- Для дорогого гостя и ворота настежь. Проходите, дорогие мои помощники, будьте как дома. Ах, какие на вас сегодня наряды красивые. Надевайте-ка фартуки, чтобы красоту такую не испачкать и начнем капусту рубить. Посмотрите, какую я ее вырастила.

Ставит на стол корыто, подает капусту, морковь, соль

Белую, сладкую! Весной посадила, все лето ухаживала.

Ты, капуста, уродись. И бела, и спела, И бела, и спела. И со тыном ровна.

Воспитатель:

- А вы знаете, ребята, что капуста богата витаминами и очень полезна? Часто выручала она людей во время голода, поэтому и сложили про нее поговорку: "Хлеб да капуста лихого не допустят". Солили капусту и с клюквой, и с брусничкой, и с морковкой, со сладким перцем, с яблоками. Капуста получалась и вкусная, и красивая! Приятно на стол подать.

Тетушка АЛЕНА:

- Раньше рубили капусту в деревянных корытах специальными секачами. А сейчас давайте ребята, покажем, как.

"Капуста" - игра для развития мелкой моторики.

Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

Хозяюшки пользуются ножами, вот такими шинковками, кухонными комбайнами,

(девочки повторяют за взрослыми все действия, мальчикам можно предложить шинковать на комбайне, тереть морковку теркой).

Тетушка АЛЕНА:

- Хорошо у вас получается, помощники мои.

Воспитатель:

- "Хорошее начало - полдела откачало". А чтобы мы быстрей справились, потешьте-ка вы нас, мальчики веселой прибауткой да небылицей.

Мальчики:

- Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи,
Молотками раки!

-  Чепуха, чепуха.
Это просто враки!
"Куры съели петуха",
- Говорят собаки.

На заборе чепуха.
Жарила варенье
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

Рано утром вечерком.
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

Тетушка АЛЕНА:

  - А теперь устроим состязание. Кто быстрее скороговорку проговорит. Кто же будет состязаться? Наверно те, кому счет выпадет.

(Обращается к мальчику).

Мальчик

- Шишел - вышел, вон пошел,
  На боярский двор зашел.
  Там бояре шапки шьют.
  На окошки их кладут.

  Конь ретивый
  С длинной гривой
  Скачет по полям
   Тут и там
   Где проскачет он-
   Выходи вон.

(Считалками выбраны двое ребят, начинаются состязания).

  • Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
  • Несет Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня.
  • Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Дети повторяют скороговорки

Тетушка АЛЕНА:

  - Молодцы! Вот вам в награду по кочерыжке.

Воспитатель:

- Хорошо-то как у нас дело спорится за веселым разговором. А расскажу-ка я вам сказку. Рассказать вам сказку про гуся...- а она уже вся. А вот ещё  сказка: жил был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу - мочало... не начать ли сказочку сначала? Еще сказочку хотите? Жил - был старик, у старика колодец, а в колодце-то елец - тут и сказочке конец.

Тетушка АЛЕНА:

  - А я страсть как люблю загадки.

  • Не шит, не кроен, а весь в рубцах. (Кочан).
  • Без, счету одежек и все без застежек. (Кочан капусты).
  • Сидит девица в темнице, а коса наружу. (Морковь).

Воспитатель:

- Там, где песня льется, веселей живется. Запевайте песню шуточную, прибауточную.

"Как у дяди Трифона", на мотив "Ах вы, сени"

Как у дяди Трифона. Было семеро детей,
Было семеро детей, Было семь сыновей,
Вот с такими вот ушами. Вот с такими вот глазами.
Вот с такими вот носами. Вот с такими вот зубами,
Вот с такой головой, Вот с такой бородой.
Вот с такими вот ногами. Вот с такими животами,
Дядя Трифон, не зевай, Кого хочешь, догоняй!

(Дядя Трифон - ребенок, сидящий в середине круга догоняет детей - обидчиков).

Тетушка Алена:

- А теперь повеселите

И стихи мне расскажите.

  ***

Осинку окрасила осень
Осинка мне нравится очень
Она позолотой блистает,
Одно только жаль - облетает. В.Лунин

***

День осенний так хорош!
 Сколько листьев соберешь!
 Золотой большой букет -
Нам от осени привет. Н.Найденова

***

Если нет настроенья,
Если улица промокла,
Дождь размазывает слезы
По асфальту и по стеклам,
Если дети на прогулку
Не высовывают носа,
Это значит - потеряла
Разноцветный зонтик Осень. Э.Булгакова

Тетушка АЛЕНА:

- За весельем, пляской и не заметили, как капуста кончилась! А сейчас посолите ее, да моркови добавьте. Я капусту в кадушку сложу, хорошенько перемешаю. Вставлю в нее дубовую палочку для того, чтобы смотреть, не вытек ли весь рассол. Помогите мне, мальчики, отодвинуть кадку в угол для скисания. Нарубили мы капусты полну кадку, на всю зиму хватит. Спасибо вам, гости дорогие, за помощь, за веселье да шутки. А теперь отведайте моих пирогов с капустой.

Воспитатель:

- Спасибо тебе, хозяюшка! Пироги у тебя хорошие и сердце приветливое. Спасибо этому дому пойдем к другому.

Тетушка Алена уходит с поклоном, а воспитатель останавливает детей у выхода из зала и просит посмотреть в глаза друг другу.

Воспитатель:

- Что вы увидели в глазах? Что там живет? (радость, доброта) Мы с вами дружно поработали, много интересного узнали и от души повеселились. Поэтому радость и доброта поселились в наших глазах, в нашем сердце. Теперь мы будем дарить их другим людям.