Развитие творческих способностей младших школьников средствами совместной практико-исследовательской деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Мудрецы и достойные люди сотрудничают
с творческой силой мироздания.
Чжан Чупо (древнекитайский философ).

Одним из обязательных условий воспитания успешного школьника является развитие творческих способностей. А что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Участие школьников в проектной деятельности способствует развитию творческого потенциала, нестандартного мышления и приобретению новых знаний. На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь.

Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача классного руководителя заключается в том, чтобы помочь учащимся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся отработать применение знаний и способностей на практике. Совместная проектная деятельность помогает педагогу в решении данной задачи.

Нельзя сказать, что эта идея нова, что раньше проблемы творческого развития ребенка в процессе воспитания не ставились и не решались. В тот или иной период развития общества эта идея выдвигалась Л.С.Выготским, Е.Н.Кабановым-Миллером, Н.А.Менчинской, И.С.Якиманской и др. на передний план, потом временно "забывалась", но никогда не снималась, никогда не прекращалось ее изучение, а главное практическая реализация в школе.

Метод проектов был разработан ещё в начале ХХ века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учётом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Известны исследования по методу проекта как зарубежных, так и отечественных ученых.

В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в педагогической деятельности. В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как будут использовать их в своей жизни.

Метод проектов выгодно отличается от других методов. К числу его достоинств следует отнести:

Развитие мотивации. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Развитие творческой среды. Одна из задач классного руководителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.

Создание психологического комфорта.  Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Суждения "Ты сделал неправильно", "Ты делаешь не то (не так)" блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Однако, использование данного метода связано с определенными трудностями: недостаток времени, высокая трудоемкость. Тем не менее, вот уже третий год я использую в своей работе данный метод и добиваюсь высоких результатов.

В настоящей публикации я хочу поделиться накопленным опытом по этой теме, проанализировать результаты инновационной воспитательной технологии совместной проектной деятельности.

Проект мною рассматривается как "пять П":

  • Проблема (выявление и постановка).
  • Проектирование (планирование путей решения проблемы).
  • Поиск информации.
  • Продукт.
  • Презентация.

Итак, первое "П", - в чём я вижу проблему в воспитании младших школьников?

Ребёнок пришёл в школу учиться - приобретать знания. Конечно, он выучит необходимые правила и законы, сумеет пересказать то, о чём узнает. Но современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем, должен не просто владеть информацией, но и уметь анализировать её, делать выводы. Очень часто учащиеся не могут применить свои знания к решению той или иной жизненной задачи.

Второе "П" - Педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, диагностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. Педагогический процесс для классного руководителя есть главный объект проектирования.

Педагогический процесс представляет собой объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Следующая ступень проектирования - создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Четвёртая "П" - продукт. Это этап проектирования - конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности - это уже методическая задача. На этом этапе проводятся практические занятия с группой учеников, отрабатывается материал, нарабатывается практика, делаются выводы по проделанной работе.

Пятая "П" - презентация. На этом этапе все материалы по проекту структурируютя, создаётся слайдовая презентация, организуются выставки творческих работ, презентация, демонстрация и анализ полученного результата совместной деятельности.

Внедрение совместной проектной деятельности я осуществляю на базе МОУ СОШ №5 г.о. Стрежевой четвёртый год. В нашей школе созданы благоприятные условия для реализации проектной деятельности (методическое обеспечение, технические средства, доступ к различным источникам информации, развитая материально-техническая база).

Для получения конечного продукта мною использовались разные формы работы (кружковая, КТД, анкетирование, репетиции, ролевые игры, конкурсы, викторины, концерты), основанные на проблемных, словесных и практических методах.

Далее мне хотелось бы привести конкретные примеры по внедрению совместной проектной деятельности в классном коллективе.

Работая над созданием проекта "Пасхальная сказка", я выделила следующие этапы:

  1. Подготовительный - знакомство с историей праздника Пасхи, подбор эскизов для создания сувениров: подсвечников, яиц, пасхальных венков, фигурки птиц и животных.
  2. Выбор используемого материала (основным материалом для работы было выбрано солёное тесто, для оформления работ: ленточки, бусинки, фольга, перья, солома и др.)
  3. Формирование групп (по выбору изготовляемого сувенира).
  4. Знакомство с методикой изготовления сувениров.
  5. Практическая деятельность.

  6. Демонстрация конечного продукта. Построение композиции "Пасхальная сказка".

  7. Анализ совместной работы над проектом. Рефлексия.

Внешнюю оценку наш проект получил на конкурсе, посвящённом празднованию православного праздника "Пасхальное яйцо" (2 место) и на городской выставке декоративно-прикладного и технического творчества "Калейдоскоп" (2место).

Используя разработанную мною методику, мы создали ещё один проект совместной творческой деятельности "Двенадцать месяцев". Его результатом стала композиция, представленная на иллюстрации.

Ещё одним удавшимся результатом внедрения инновационной технологии совместной проектной деятельности является работа в кружке "Кукольный театр". Результатом деятельности является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладения им навыками коллективного взаимодействия и общения, умения творчески относиться к любой работе.

Дети, проигрывая разные роли, проживают разные жизненные ситуации. У ребят развивается познавательный интерес, формируется художественный вкус, а досуг становится более разнообразным.

Итак, подводя итоги работы, я пришла к выводу, что совместная проектная деятельность является одной из удачных форм работы по развитию творческих способностей, а также по формированию детского коллектива. В дальнейшем я планирую продолжить внедрение данной технологии, т.к. результаты радуют меня, учеников и их родителей. А что может быть важнее в работе педагога?

Список используемой литературы.

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М.: Просвещение, 1987.

2. Артеменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы. - Минск: Новое знание, 2001.

3. Архипова И.А. Развитие духовного мира ребенка в начальной школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

4. Русские традиции и праздники Л. Михеева, М. Короткова. - М.: Дрофа - Плюс, 2007. - 304 с.

5. Солёное тесто Кискальт И. Пер. с нем. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2003. - 144 с., - ил.