Система совместной работы с родителями по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Необходимым условием нормального развития ребенка является объединений усилий родителей и детского сада в физическом воспитании и оздоровлении детей.

Актуальность проблемы обуславливается поиском новых форм и методов сотрудничества детского сада и семьи в плане физического воспитания и оздоровления детей. Также актуальной является проблема повышения уровня физкультурной грамотности и компетенции родителей.

Целью данной концепции является:

  • Повышение эффективности работы по физическому воспитанию и оздоровлению детей
  • Получение родителями необходимых знаний о физическом развитии ребенка
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни в семье
  • Знакомство с работой сада по физическому развитию и оздоровлению детей
  • Обеспечение преемственности методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду.

Задачи:

  • Изучить особенности физического воспитания детей в семье.
  • Разработать систему физических упражнений для совместных занятий с детьми.
  • Разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы физического воспитания детей в семье и пути внедрения ее в быт семьи.
  • Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни и воспитывать потребность в нём.

Один из путей решения поставленных задач это совместная, спортивная деятельность детей и взрослых, как в массовом детском учреждении, так и в семье.

Направленность концепции выражается в следующих положениях:

  • Специальная педагогическая система, внедренная в практику физического воспитания детей в семье, будет способствовать физическому совершенствованию детей, укреплению их здоровья.
  • Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при разработке системы физического воспитания в семье повысит ее педагогическую эффективность.
  • Систематическое, непрерывное повышение педагогической культуры родителей в области физического воспитания явится одним из важнейших факторов совершенствования физического воспитания детей, будет способствовать его дальнейшему распространению и повышению массовости.

С опорой на парциальные программы и авторские технологии:

  1. В.Г. Алямовская. Программа "Здоровье";
  2. Спепаненкова Э. “Методика физического воспитания”.
  3. В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров "Развивающая педагогика оздоровления";
  4. Я. Бердыхова. “Мама, папа, занимайтесь со мной”;
  5. О. Казина. “ Веселая физкультура для детей”.

Мною была разработана и апробирована система совместной деятельности педагогов и родителей по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Структура

Система совместной работы с родителями предполагает несколько форм сотрудничества:

  1. Система домашних заданий-консультаций для родителей.
  2. Организация и проведение совместных физкультурных занятий детей и родителей.
  3. Проведение спортивных развлечений и праздников с участием родителей.

Предварительная работа:

  1. Анкетирование родителей
  2. Разработка конспектов совместных физкультурных занятий и развлечений для детей старшего дошкольного возраста;
  3. Разработка домашних заданий для родителей.

Для поддержания "обратной связи" с семьей используется такая форма взаимодействия, как система домашних заданий - консультаций для родителей. (см. приложение №1)

Домашние задания носят рекомендательный характер. Во время формулировки задания на дом родителям разъясняется, почему необходимо проводить определенные измерения, по мере необходимости дается консультацию, как это делается.

Домашние задания обязательно проверяются в установленный срок, положительная оценка (даже если не все выполнено) дается в присутствии взрослых и детей.

Для фиксации тестовых заданий используется “Дневник физического развития”,

который заполняется постепенно. (см. приложение №2)

После проверки выполнения домашнего задания проводятся беседы-консультации с родителями. По необходимости дается направление к специалистам. Например, если родителями выявлено нарушение осанки у ребенка дается рекомендация обратиться к врачу ортопеду.

  Тематика домашних заданий Сроки
1 Давайте знакомиться. сентябрь
2 Я расту. сентябрь, май
3 Проверим осанку ноябрь
4 Плоскостопие. Как его выявить. декабрь
5 Диагностика. декабрь, май
6 Проверим гармонию цифрами февраль
7 "Совы" и "жаворонки" в детском саду и дома. март
8 Как узнать возможный рост вашего ребенка в 18 лет? апрель
9 Оценка физической подготовленности. май

2. Организация совместных физкультурных занятий

Пьер де Кубертен:
“Муштра убивает физическую культуру. Свобода и демократия — непременные условия воспитания здоровых детей...”

Цель совместных физкультурных занятий детей с родителями – гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение грамотности родителей в области физического развития и воспитания своих детей.

Задачи совместных физкультурных занятий родителей с детьми:

У детей:

  • формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;
  • закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки;
  • развивать мышечную силу, гибкость, скоростно-силовые и координационные способности;
  • содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, умения согласовывать движения с музыкой;
  • развивать у детей психические процессы: внимание, память, воображение, мышление;
  • формировать навыки выразительности, пластичности в движении;
  • развивать ручную умелость и мелкую моторику;
  • совершенствовать эмоционально-волевую сферу, способствовать развитию произвольной регуляции поведения.

У родителей:

  • формировать практические умения в области физического воспитания ребенка;
  • повышать уровень педагогической культуры.

У родителей и детей:

  • формировать двигательные умения;
  • содействовать вербальному и невербальному общению;
  • содействовать формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями, изменению образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;
  • развивать у детей и у взрослых творческую, познавательную активность, спонтанность, инициативу, расширять кругозор;
  • воспитывать умение эмоционально выражать себя в движении.

Отличительная особенность совместных занятий детей и взрослых состоит в том, что взрослые являются помощниками инструктора, и каждый из них — тренером своего ребенка. И как результат — отмечается повышение активности занимающихся и высокая эффективность занятий.

В занятии принимают участие от одного до четырех родителей (можно и большее количество, если позволяет помещение спортивного зала), одетых в спортивную форму.

Перед занятием проводится беседу с родителями, во время которой сообщается содержание занятия и поясняется действия взрослых. Если графически изобразить физическую нагрузку на таких занятиях, то она будет соответствовать обычным физкультурным занятиям.

Структура занятий.

Каждое занятие состоит из традиционных трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

Основная цель всех трех частей: помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, помочь взрослым установить эмоционально-тактильный контакт с детьми, способствовать развитию межличностного общения у ребенка со взрослым.

В вводную часть входят различные виды ходьбы, бега, прыжков, танцевальные движения.

В основную часть входят ОРУ, упражнения, направленные на выработку правильного положения головы, плеч, других частей тела. Проводятся совместные подвижные игры.

Взрослые следят за правильным выполнением упражнений детьми и сами выполняют их.

В заключительной части взрослые, и дети выполняют упражнение на дыхание, расслабление, точечный массаж, участвуют в играх малой подвижности.

Подводится итог занятия.

Способы организации детей и взрослых на занятии.

Эффективность занятия зависит не только от формы и содержания его, но и от рационального способа организации детей и взрослых. Выполняя физические упражнения каждый взрослый на протяжении всего занятия, выступает для детей и в роли партнера, и в роли помощника, и в роли тренера.

Взрослый - партнер выполняет физические упражнения с ребенком одновременно в паре (например, общеразвивающие упражнения).

Взрослый - тренер помогает ребенку правильно выполнить упражнение, страхует его.

Взрослый - помощник помогает сделать упражнение для ребенка наиболее интересным, (например, взрослый, наклоняясь вперед, касается руками пола, ребенок под ним проползает на четвереньках). (см. приложение №3)

Физкультурные праздники и развлечения (см. приложение №4)

В совместном с родителями проведении всех праздников и развлечений я отмечается три этапа:

На первом этапе ведущая организаторская определяющая роль принадлежит инструктору по физическому воспитанию и воспитателям. Мы готовим сценарий, план мероприятия, оформление, атрибуты, исполняют роли, а взрослые и дети участвуют в спортивном празднике или развлечениях. Такая организация совместных физкультурных праздников и развлечений характерна для начального этапа работы по физическому воспитанию с взрослыми.

На втором этапе сценарий и план мероприятий готовят инструктор и родители. Взрослые играют роли сказочных персонажей, являются членами жюри, помогают в оформлении зала, готовят атрибуты, костюмы.

И, наконец, третий этап: родители и дети — инициаторы, авторы спортивных мероприятий.

Разработанная и апробированная система совместной работы способствует физическому развитию и оздоровлению детей, повышению педагогических условий для физического развития ребенка, налицо повышение педагогической культуры родителей в области физического воспитания.

Список литературы.

  1. Алямовская. В.Г. Программа "Здоровье";
  2. Аркин Е. Ребенок в дошкольные годы. – М.,1968.
  3. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. - М.,1985.
  4. Вавилова Е. Укрепляйте здоровье детей. – М., 1986
  5. Зимонина В. Воспитание ребенка-дошкольника. – М., 2004.
  6. Казина.О. Веселая физкультура для детей. – Ярославль, 2005.
  7. Кудрявцев, В.Т., Егоров Б.Б."Развивающая педагогика оздоровления"; - М.: 1998г.
  8. Попова. М.Н, Навстречу друг другу: Психолого-педагогическая технология сближение взрослого с ребенком в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ. 2001.
  9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
  10. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Изд-во “Совершенство”, 1998
  11. Чернышенко Ю.К., Л.С. Дворкин. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. Краснодар, 1997.