Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Тип урока: комбинированный, интегрированный, проектный.

Цель урока: создание проекта "Соцветие мудростей из сказки В.М.Гаршина "Attalea Princeps".

Задачи:

  • Обучающие: познакомить с биографией В.М.Гаршина, идейно-смысловым и художественным содержанием сказки "Attalea Princeps".
  • Развивающие: создать условия для развития умения интерпретировать художественное произведение, развития устной речи, образного и логического мышления, развития творческих способностей учащихся.
  • Воспитательные: создать условия для воспитания норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (презентация).

I. Орг. момент

Сообщение темы и цели урока

Учитель литературы: Ребята, когда я прочитала произведение В.М. Гаршина "Attalea princeps", то подумала, какой же интересный урок литературы можно провести.

Педагог-психолог: Ребята, когда я прочитала это произведение, то подумала, какое же увлекательное психологическое занятие можно провести.

А в итоге мы решили объединить наши и ваши знания и вместе провести этот необычный урок.

Учитель литературы: Наталья Вячеславовна, давайте проведем сегодняшний урок литературы с использованием знаний психологии.

Педагог-психолог: Замечательно.

Учитель литературы: Тогда начнем.

Ребята, на уроках литературы мы с вами говорили о том, что писатели, создавая свои произведения, хотят, чтобы читатель задумался над какими-то событиями, поступками героев, сделал для себя определенные выводы. Вот и сегодня, анализируя произведение В.М. Гаршина "Attalea princeps", мы постараемся с вами выделить те мудрости, которые мы можем извлечь из этой сказки и применять в повседневной жизни. И итогом нашей с вами работы будет создание соцветия мудростей.

Итак, тема нашего урока - "Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps".

Вначале посмотрим, что же в биографии В.М. Гаршина могло послужить причиной для создания этой сказки. Для этого вы внимательно послушаете рассказ Ани о жизни В.М. Гаршина и после этого ответите на этот вопрос.

Знакомство с биографией писателя (презентация). Рассказ ученицы (3-4 мин.)

Какие же факты в биографии В.М. Гаршина могли послужить причиной для создания сказки "Attalea Princeps"?

Таким образом, увлечение В.М. Гаршиным естественными науками, особенно ботаникой - наукой о жизни растений, любовь к природе и стремление к независимости отразились в его сказке "Attalea princeps".

Дома вам предложено было прочитать это произведение.

Первичное восприятие текста

Педагог-психолог: Какие чувства у вас возникли после прочтения данного произведения?

(Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку? Менялось ли оно у вас во время прочтения?) (было жалко пальму, грустно)

Человек может испытывать множество чувств и эмоций.

Посмотрите на экран. Вот они. (Радость и печаль, веселье и грусть, удовольствие и неудовольствие.)

(разновидности чувств и эмоций: сожаление, грусть, растерянность, разочарование, недоверие, спокойствие, радость, страдание, удивление, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, интерес, волнение, скука, зависть, уныние, высокомерие, одиночество, гнев, доверие, удовольствие, злость, тревога, надежда, восторг, печаль)

Попробуйте еще раз ответить на вопрос:

Какие чувства у вас возникли после прочтения данного произведения?

II. Анализ произведения

Учитель литературы:

А теперь от чувств и эмоций перейдем к анализу произведения.

Ребята, вспомните, где происходит действие сказки?

(Действие происходит в оранжерее).

Сейчас мы покажем с вами при помощи текста и театра теней, что же это была за оранжерея.

(Н.В. Зажигает обычную лампу, за ширмой появляются облики деревьев)

Прочитаем, какой предстает оранжерея перед читателем в начале сказки. Найдите в тексте её описание.

Выразительное чтение 1 абзаца (с.154 учебнике)

Ребята, как вы думаете, с помощью какого цвета мы можем показать в театре теней особенную красоту оранжереи?

И автор тоже увидел красоту оранжереи именно в красном цвете.

(Включаем красный цвет в театре теней)

2.JPG (37853 bytes)

Перед нами прекрасная оранжерея.

Но хорошо ли живется в ней растениям?

Найдите в тексте слова, подтверждающие ваше мнение (выразительное чтение 2 абзаца с. 154.), (заключенные растения, им было тесно:)

С чем сравнивает писатель оранжерею, описывая жизнь растений в ней? (с тюрьмой)

Как вы думаете, какой цвет поможет передать настроение деревьев? Почему? (серый, черный, темно-синий передают уныние и грусть)

(Включаем лампу, за ширмой появляются облики деревьев, серый цвет)

Педагог-психолог: Сейчас мы попробуем сами побывать на месте растений и испытать то, что чувствовали они, находясь в оранжерее.

Приглашаем 6 человек к доске для дальнейшей работы

Игра: Итак, представьте, что вы растения, а ваши руки - это корни. Сцепите руки между собой и постарайтесь изобразить следующий эпизод: "корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу".

Спасибо.

А теперь встаньте в круг. Поднимите руки и ладонями надавите на ладони соседа. Ваши руки - ветви, а ладони - листья. Попытайтесь показать следующий фрагмент: "ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, налегали на железные рамы".

Спасибо. Садитесь.

Скажите, пожалуйста, какие чувства и эмоции испытали растения в момент борьбы за влагу и пищу? (хотелось отодвинуться от соседа, добыть пищу любым способом)

Ребята, а действительно ли вы испытывали такие чувства, делая это упражнение?

С помощью упражнений ребята попробовали поставить себя на место растений и испытать похожие чувства.

Учитель литературы:

Мы с вами выяснили, что красивая внешне оранжерея для растений является тюрьмой.

Скажите, как называется прием, который использует автор при описании оранжереи? Сначала показывая красоту оранжереи, а затем описывая её как тюрьму? (антитеза)

Таким образом, уже в начале сказки нас писатель заставляет обратить внимание на то, как по-разному можно взглянуть на одни и те же предметы, явления и жизненные ситуации.

Педагог-психолог

Как вы думаете, какую мудрость можно извлечь из данного описания оранжереи?

Мудрости.

  • Не делай поспешных выводов.
  • Первое впечатление может быть ошибочным.

Это первые мудрости в нашем соцветии. (На доску прикрепляем листы с текстами мудростей.)

Учитель литературы: Вернемся к сюжету сказки.

Кто живет в оранжерее? (растения) (дети уходят за ширму)

Ребята, а на кого похожи растения, описанные в сказке? (на людей). Почему? (живут, разговаривают, переживают, ссорятся).

Кто, по вашему мнению, является главным персонажем сказки? (пальма).

Послушаем, что думает сама пальма о себе и о своей жизни (рассказ ученика от 1 лица) 3-4мин.

Ребята, а где особенно было бы хорошо пальме? Почему? (на родине)

Где находится родина пальмы? Как вы считаете, действительно ли Бразилия - самая счастливая страна? Для всех? Почему?

Педагог-психолог: Итак, какую мудрость мы можем извлечь из вышесказанного?

(Есть ли на земле какое-то место, где все счастливы?)

Следующая мудрость: у каждого на земле есть место, где он особо счастлив (На доску прикрепляем лист с текстом мудрости).

Учитель литературы: Пальма, живя в оранжерее, мечтает о свободе.

Поддерживают ли это стремление к свободе другие обитатели оранжереи? Нет.

Послушаем, что говорят о своей жизни в оранжерее некоторые жители.

(рассказ от 1 лица: саговая пальма, кактус, корица, маленькая травка).

Почему травка, в отличие от других растений, понимала пальму? (не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. Оранжерея была для неё тюрьмой).

Педагог-психолог;

  • Ребята, а как вы оцениваете поведение пальмы в оранжерее?
  • О ком в первую очередь думала пальма, стремясь обрести свободу? (думала только о себе).
  • Можем ли мы за это осуждать пальму?

Тогда, какую мудрость мы можем с вами извлечь из этой ситуации?

Мудрости:

  • Каждый имеет право на свое собственное мнение и убеждения,
  • Не причиняй вред другому.

Совершенно верно, с одной стороны - каждый имеет право на свое собственное мнение и убеждение, а с другой - нельзя забывать, что мы живем в обществе по его правилам и законам, поэтому каждый из нас должен задумываться над тем, чтобы своими действиями и устремлениями не причинять вред тем, кто находится рядом.

Это и будут еще одни мудрости.

(На доску прикрепляем листы с текстами мудростей).

Учитель литературы: Итак, Пальма сделала свой выбор, она решает выбраться из оранжереи на волю.

Что же происходит в конце сказки?

(Как пальма боролась за свободу?)

Пальма достигла своей цели: она пробила крышу оранжереи, вырвалась на свободу и увидела небо.

Какие же чувства испытала пальма, разбив стеклянную крышу? (разочарование).

В каких словах пальмы заметно чувство некоторого разочарования?

"Только-то? И это все из-за чего я томилась и страдала так долго?"

Почему же пальма испытала разочарование?

(Что ожидала увидеть пальма и что она увидела в действительности?)

(противоречие мечты и действительности, противопоставление идеала и обретенной реальности)

Педагог-психолог: А как вы считаете, нужна ли была эта борьба пальме? Необходимо ли довольствоваться тем, что есть? Или пытаться изменить жизнь к лучшему?

Мнения разошлись. Вопрос спорный.

Какие мудрости мы можем извлечь из этой ситуации?

Мудрость:

  • Цени то, что у тебя есть, а не то, чего нет.
  • Каждый имеет право на ошибку.
  • Каждый имеет право выбора.

Учитель литературы:

Финал сказки трагичен. Дома вам надо было подумать, можно ли придумать другое окончание сказки. Давайте посмотрим, что у вас получились.

III. Итог урока.

Учитель литературы:

Таким образом, в ходе урока мы постарались с вами выделить мудрости, которые встречаются в сказке. Так как речь в сказке идет о растениях, мы оформили их на цветах и у нас получились следующие соцветия мудростей:

  • Не делай поспешных выводов.
  • Первое впечатление может быть ошибочным.
  • У каждого на земле есть место, где он особо счастлив.
  • Не причиняй вред другому.
  • Цени то, что у тебя есть, а не то, чего нет.
  • Каждый счастлив настолько, насколько считает сам себя счастливым.
  • У каждого человека есть всегда выбор: стремиться к чему-либо или жить спокойной жизнью.
  • Каждый имеет право на свое собственное мнение и убеждение. Каждый вправе выбирать свой жизненный путь.

Какие мудрости вам наиболее близки и вы бы их использовали в своей жизни?

Я думаю, что каждый из вас для себя решит, какие мудрости из нашего соцветия ему наиболее близки и какие он будет использовать в своей жизни.

Педагог-психолог: Ребята, мы с вами много говорили на уроке о различных чувствах. А какие чувства вы испытываете в конце нашего урока?

Оценивание детей.

Домашнее задание творческого характера (на выбор)

Среди персонажей сказки действуют два очень непохожих человека. Кто это? По вариантам.

  • 1 вариант: подготовить рассказ о пальме от лица директора оранжереи;
  • 2 вариант: подготовить рассказ о пальме от лица бразильянца, который посетил оранжерею.

Литература

1. Гаршин В.М. Сочинения. - М., 1983.

2. Григорьева О.А. Конспект урока "Сказка В.М. Гаршина "ATTALEA PRINCEPS"// http://www.buzuluk-gimn.narod.ru/urok.doc

3. Латынина А. Всеволод Гаршин. Творчество и судьба. - М., 1986.
4. Порудоминский В. Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина. - М., 1987.

5. Современники о В. М. Гаршине. Воспоминания. - Саратов, 1977.

6. Тубельская Г.Н. Гаршин Всеволод Михайлович (1855-1888) // Детские писатели России. Сто тридцать имен: Биобиблиографический справочник / Г.Н. Тубельская - М., 2007. - С. 82-83.