Практический семинар "Формирование конструктивных взаимодействий у детей старшего дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: дать представление педагогам об особенностях формирования конструктивных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Обобщить теоретический и практический материал по проблеме формирования конструктивных взаимоотношений дошкольников.
  2. Отработать с педегогами на практике способы выхода из проблемных ситуаций путём использования приёмов конструктивного общения.
  3. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.
  4. Создать благоприятный психоэмоциональный климат.

Программа семинара:

  1. Приветствие. Работа по опросным листам.
  2. Раскрытие теоретических и практических основ формирования конструктивных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
  3. «Активные формы и методы работы педагога-психолога с детьми. Элементы тренинговых занятий» - видеофильм.
  4. Практическая работа с педагогами на разрешение конфликтных ситуаций.
  5. Круглый стол – дискуссия по теме, работа по опросным листам – 2.

1) Приветствие. Работа по опросным листам.

Участники семинара заполняют опросные листы с целью выявления ожиданий от семинара

(ПРИЛОЖЕНИЕ №1).

2) Теоретические и практические основы формирования конструктивных взаимоотношений у детей дошкольного возраста (из опыта работы по авторской программе).

Проблема взаимоотношений детей является весьма актуальной:

  1. Основы взаимоотношений закладываются в дошкольном возрасте.
  2. От того, какой практический опыт общения приобретёт ребёнок, будет зависеть, как он будет строить взаимоотношения с людьми в дальнейшем.
  3. В дошкольном возрасте всё связано и ориентировано на развитие ведущей деятельности – сюжетно-ролевую игру. Для формирования которой ребёнку требуются равные партнёры, общие интересы, близкие переживания.
  4. В общении со сверстниками ребёнок удовлетворяет свою потребность в самовыражении и самоутверждении, в дружеских отношениях и эмоциональной поддержке равных.

Зачастую неумение вступить в контакт со сверстниками, неумение устанавливать с ними доброжелательные взаимоотношения приводит к тому, что потребность в общении блокируется. В результате чего у ребёнка возникает внутренний личностный дискомфорт, который перерастает в стойкие негативные переживания, влекущие за собой деформацию личности. В сложившейся ситуации психолог ДОУ призван разрешить, существующую проблему не доводя её до крайнего состояния. Для этого важно знать причины неконструктивности детских взаимоотношений и взаимосвязь симптомокомплексов неблагополучного развития (ПРИЛОЖЕНИЕ №2). Мы выделяем следующие причины:

  1. Отсутствие позитивных взаимоотношений в семье.
  2. Недостаточный уровень сформированности сюжетно-ролевой игры (неудовлетворенна потребность в игре).
  3. Неконструктивные отношения детей с воспитателем (авторитарность воспитателя). В ПРИЛОЖЕНИИ №3 представлена методика диагностики стиля педагогического общения по Л.М. Башлаковой.
  4. Индивидуальное психологическое состояние ребёнка.

Таким образом, перед педагогическим коллективом и педагогом-психологом, стоит задача: оказать помощь ребёнку в преодолении опасных тенденций, порождающих различные трудности в общении: демонстративность и агрессивность, замкнутость и полную пассивность.

Для того чтобы определить круг специфических психолого-педагогических задач нашей психолого-педагогической службой было проведено диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста. Диагностика показала, что в работе по формированию конструктивных взаимоотношений между детьми необходимо:

  1. Развивать у ребёнка способность к сочувствию, сопереживанию, сорадованию (эмпатийные свойства личности), как основу конструктивных взаимоотношений.
  2. Формировать положительный опыт разрешения конфликтов.
  3. Учить детей преодолевать отчуждение в отношении друг друга, стремление «отгородить» себя от сверстников.
  4. Продумать и организовать для детей такой вид деятельности, который будет представлен в игровой форме, являться добровольным и субъективно привлекательным для ребёнка, а так же смыслозначимым.

Была поставлена цель: разработать некоторые возможные пути формирования положительных взаимоотношений между детьми в группах детского сада. Выдвинуто предположение: 1. Установление конструктивных взаимоотношений между детьми связано с наличием или отсутствием у них практического опыта сочувствия, сорадования, сверстнику и опыта позитивного (конструктивного) разрешения конфликта. 2. Сама деятельность, которая предлагается ребёнку, должна быть добровольной, субъективно привлекательной и осуществляться в игровой форме.

Для осуществления поставленной цели была разработана программа коррекционно-развивающих игр и тренинговых занятий. Занятия проводятся психологом в соответствии с перспективным планом систематически 1 раз в неделю. Каждое занятие включает в себя коррекционные игры и упражнения тренингового характера. Система занятий проводится поэтапно.

На первом этапе решаются следующие задачи:

  1. Преодолеть отчуждённость позиции в отношениях со сверстниками, разрушить защитные барьеры, отгораживающие ребёнка от других.
  2. Снять страх, что тебя недооценивают, отвергают, через подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников.
  3. Развивать чувство принадлежности к группе, навыки позитивного социального поведения, дать возможность ребёнку выразить своё настроение, учить детей ощущать близость, тепло другого.

Второй этап работы направлен на то, чтобы научить детей адекватно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова. Необходимость этого диктуется тем, что тот ребёнок, который сосредоточен на себе, обращает внимание других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда он видит в их руках привлекательные для себя вещи.

Задача психолога состоит в том, чтобы привлечь их внимание к другим детям, научиться прислушиваться и присматриваться к ним. Одним из способов для этого является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому «уподоблению» - важный шаг к становлению чувства общности и причастности другому. На этом этапе является важным развитие чувства сплочённости, единства, умения детей действовать согласованно.

На третьем этапе решаются следующие задачи:

  1. Дать непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах.
  2. Стимулировать взаимопомощь и заботу о других.

На последнем, четвёртом этапе коррекционной работы становится возможным организация совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Нередко формирование межличностных отношений детей предлагается начинать с их совместной деятельности. Однако, при враждебном, отчуждённом отношении к другому, когда ребёнок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не сможет стать по-настоящему совместной и не может объединить детей. Как показывает опыт, общая продуктивная деятельность возможна только при сложившихся межличностных отношениях детей.

В результате планомерной всесторонней систематической работы на тренинговых занятиях и в совместной деятельности удалось достичь следующих результатов:

1. Коррекционно-развивающие игры и коммуникативные тренинги действительно стали средством формирования конструктивных взаимоотношений, что подтвердили наблюдения:

  • сюжетно-ролевая игра приобрела более высокий уровень своего развития и стала перерастать в ИГРУ ПО ПРАВИЛАМ.
  • конфликтных ситуаций деструктивного характера стало меньше, у детей формируется положительный, конструктивный опыт разрешения конфликтов.
  • у детей появилась большая согласованность в действиях.
  • ребята стали наиболее восприимчивы к эмоциональным состояниям и проявлениям сверстников, адекватно на них реагировать.
  • не стало одиноко играющих детей, дети играют в подгруппах, а иногда и все вместе.
  • коррекционно-развивающие игры и тренинги заинтересовали детей и полюбились им.

2. Формирование конструктивных взаимоотношений поэтапно было действительно продуктивно, поскольку выделенные основные этапы сходны с этапами развития сюжетно-ролевой игры.

3. Коррекционно-развивающие игры и коммуникативные тренинги стали эффективным средством личностного развития дошкольников, в частности, средством формирования положительных взаимоотношений между детьми.

3) «Активные формы и методы работы педагога-психолога с детьми. Элементы тренинговых занятий» - видеофильм.

Фильм позволяет продемонстрировать практическую реализацию представленной программы. Материал авторского видеофильма построен в соответствии с основными этапами работы по формированию конструктивных взаимоотношений у детей дошкольного возраста. Педагоги имеют возможность, пронаблюдать какие игры, упражнения включает психолог в свою работу, какими методами и приёмами пользуется.

4) Практическая работа с педагогами на разрешение конфликтных ситуаций.

Участникам семинара предлагают разыграть три-четыре конфликтные ситуации, продемонстрировав три типа поведения (агрессивное, неуверенное, уверенное)

ПРИЛОЖЕНИЕ №4, ПРИЛОЖЕНИЕ №5.

Например: «Ваш муж много работает, и вы уже несколько лет не отдыхали вместе. Неожиданно в октябре ему предоставили отпуск и предложили тур на двоих в Грецию. Но начальница не отпускает вас с работы даже на две недели, так как ваши обязанности никто кроме вас, выполнить не может. Ваша задача – убедить начальницу вас отпустить». При разыгрывании ситуации один участник разыгрывает роль начальницы, другой – сотрудницы.

После того как ситуации будут просмотрены происходит их обсуждение:

Вопросы:

- Что вы чувствовали, изображая руководителя?

- Что чувствовала работница с агрессивным (уверенным, неуверенным поведением)?

- В какой из представленных ситуаций вопрос решён конструктивно?

- Что помогло собеседникам прийти к взаимопониманию?

5) Круглый стол – дискуссия по теме, работа по опросным листам (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).

Участники семинара отражают в опросных листах свои впечатления о семинаре и вносят предложения и пожелания организаторам.