Развитие речевых и двигательных навыков посредством использования упражнений суставно-связочного аппарата кистей рук на занятиях хореографией

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставания, задержки, несоответствие нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы, её опорно-двигательного аппарата. Проблема заключается в том, что усилия медиков в основном направлены на лечение уже имеющихся заболеваний, а деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. В настоящее время практически не разработаны подходы обучения с позиции развивающей предметно-двигательной среды ребёнка. Поэтому задача, стоящая сегодня перед учителями, педагогами, руководителями детских творческих коллективов, в том числе хореографических, заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу физического, психологического, интеллектуального развития детей более продуктивно, применяя новые технологии.

Деятельность ребёнка раннего и дошкольного возраста выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребёнку приходит через движения его глаз, языка, рук, перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного психического развития. Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение); внимания к своим движениям и действиям других; умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение); инициативности в движениях; анализа движения по качеству его выполнения (мышление); развитие речевых умений и навыков. Движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы - представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.

Сенсомоторное развитие - один из ведущих факторов развития ребёнка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.

В.А. Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее:".[1] С. 15

Проблема развития мелкой моторики руки на занятиях хореографией весьма актуальна, так как оно способствуют развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук, является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи.

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребёнок осознаёт, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде. Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. [2], [3], [4] Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых детей неуклюжи, не координированы, их точность и темп нарушены.

По данным исследований, проведённых Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. [5] Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Актуальность метода определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого не только с помощью традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий.

Так, например, немецкий музыкант и педагог Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. [6]

Таким образом, используя в уроке специальные упражнения на развитие речевых и двигательных навыков детей в сочетании с музыкой и игрой, мы способствуем развитию ручной и тонкой ручной моторики. На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребёнка, формированию навыка хватания, становления ведущей руки, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук. Используются упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев: разведение и сведение пальцев (пальцы врозь, кисть в кулак). Одновременное и поочерёдное соприкосновение пальцев. Круговые движения кистями в лицевой плоскости, внутрь и наружу. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочерёдно. Последовательные движения кистями рук в разных направлениях по показу учителя. Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке и на другой. Круговые движения кистью как платком.

Особенностью методики является использование в работе специально разработанного репертуара - музыкально пластической композиции, которая имеет ярко выраженный игровой образ, понятный детям. Сочетание разнообразных видов движений (танцевальных, общеразвивающих, имитационных и т. д.), способствует созданию музыкально-пластического образа в виде этюда или игрового упражнения.

Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. С одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, с другой - движения поясняют музыку, основные средства её выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным. Поскольку музыка лежит в основе ритмической композиции, от неё зависит практически все её характеристики: направленность, характер, интенсивность и степень сложности.

Развитие движений у детей - это естественный процесс, аналогичный развитию речи. Природа одарила детей в раннем и дошкольном возрасте замечательной способностью, облегчающей процесс освоения, как движения, так и речи - способностью к подражанию. Именно на это свойство необходимо опираться педагогу на первоначальном этапе обучения детей.

Подражая взрослому, ребёнок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает их использовать в самостоятельной деятельности. Второй этап обучения способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, по-своему их комбинировать.

Первый этап условно можно назвать " Монолог педагога ". В его основе - подражание детей образцу исполнения движений в процессе совместной деятельности. " Вовлекающий показ " помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения.

Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмическое дыхание регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких групповых занятиях на занимающихся оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки и от того, насколько выразителен, артистичен показ педагога. В этом состоянии дети автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют всё до мелочей - мимику, тончайшие нюансы исполнения).

В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения, благодаря " вовлекающему показу " дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. Однако степень сложности двигательных упражнений, с которыми дети справляются в процессе подражания, небезгранична. В процессе совместного исполнения важно дать детям возможность ощутить свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, закрепляются и автоматизируются. Конечно, у всех детей это происходит по-разному. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний, не фиксировал внимание на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений будут освоены.

Переход к последующему этапу - развитию самостоятельности. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения детям предлагается исполнить движения самостоятельно. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения. В то же время, предлагаемые методикой композиции являются, в основном, тренинговыми, их не следует специально разучивать и добиваться совершенного исполнения всеми детьми (и запоминания всей последовательности движений). Результатом является правильность, выразительность исполнения упражнений.

Далее, на основе развития пластических возможностей детей, расширения двигательного опыта, обучающихся необходимо подвести к развитию творческих возможностей, развитию собственной индивидуальности.

"Непроизвольное можно сделать произвольным, но достигается это при помощи второй сигнальной системы", - говорил И.П. Павлов.[7] Л.С. Выготский писал о том, что высшие формы регуляции движения человека, рождаются в социальном общении людей.[8] Индивидуальное развитие произвольных движений начинается с того, что ребёнок научается подчинять свои движения словесно сформулированным требованиям взрослых.

Знакомясь с окружающим миром, ребёнок учится различать множество предметов и явлений, их пространственные, временные и причинные отношения. Информация, полученная им от анализаторских систем, в том числе и от двигательной, подвергается сортировке, анализу, объединению, разно-модальные ощущения сливаются в образы предметов. Этот процесс И.М. Сеченов назвал предметным мышлением.[9] Развитию предметного мышления у ребёнка во многом способствует развитие его двигательной моторики. В работах Сеченова обращается внимание на то, что каждый рефлекс содержит движение: движение мышц управляющих глазом, движение в руках и ногах и т.д. Значит, процесс выделения соответствующих рефлексов в мозге и последующая их интеграция в целостный образ предмета подразумевает широкое участие двигательного анализатора.

Таким образом, двигательная система оказывает огромное воздействие на весь организм ребёнка в целом, но особенно существенно его влияние на деятельность мозга. Формы и пути этого влияния очень разнообразны. Развитие двигательной моторики детей, в рамках вышесказанного, представляется несомненно актуальным.

В данной работе представлены несколько этюдов на развитие речевых и двигательных навыков посредством использования упражнений суставно-связочного аппарата кистей рук. Эти рекомендации могут быть так же полезны для воспитателей детских садов, для младших школьников, для занятий с детьми групп продлённого дня.

Список используемой литературы.

  1. Сулимцков Т.И, Данилушкина В.И., Бланин А.Д. Двигательные возможности детей 4-6 летнего возраста разных самотипов.// Актуальные проблемы физического воспитания школьников.: Материалы всероссийской науч.конф.- малафовка, 1999г.
  2. Лурия А.Р./ Умственно отсталый ребенок. - М., 1990.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С./ Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Академия, 2002г.
  4. Занков Л.В./ Психология умственно отсталого ребенка. - М., 1988г.
  5. Кольцова М.М./ Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1979г.
  6. Педагогические условия использования новаторских технологий К. Орфа в обучении детей музыке [Электронный ресурс].
  7. Двигательные качества и моторика их развития у дошкольников. / сост. Н.А.Ноткина. - СПб.: Образование, 1993г.
  8. Выготский Л.С. /Психология искусства. - Минск, 1998г.
  9. Уральская В.И./ Рождение танца. М., Советская Россия, 1982г.

Приложение.