Конспект занятия по развитию речи и конструированию для детей 1-й младшей группы "Домик из песка и камней для черепашки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закрепить знания детей о свойствах песка и камня: песок – сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный, меняет цвет от воды; камень – твердый, тяжелый, бывает разного цвета и разной формы, из него можно строить различные сооружения.

Предварительная работа: рассматривание камней и песка на улице и в аквариуме.

Материал:

  • игрушка черепаха-машинка с кузовом, наполненным песком и камешками;
  • тазики для песка (сухого и влажного);
  • тазики с водой;
  • камешки маленькие и большие;
  • детские ведерки;
  • фартучки и салфетки для детей.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям послушать сказку про черепашку Агашку.

- Жила – была черепашка Агашка. Она очень любила строить себе домики из песка и камня. Но когда стала старенькой бабушкой Агашушкой, ей уже было не по силам такое занятие. Она хочет попросить вас помочь ей построить домики из песка и камней, чтобы укрываться в них от дождя и от холода.

Воспитатель обращается к детям.

Поможем Агашке! Мы с вами умеем строить. Построим черепашке домики из песка и камней.

Выезжает черепашка-машинка с песком и камешками.

Воспитатель: А вот и сама черепашка Агашка.

Дети рассматривают черепашку.

Воспитатель: А что ты нам привезла?

Черепаха: Песок, камни для домика. Устала, стара я стала. Помогите дом построить от ветра и дождя.

Воспитатель: Конечно, дети тебе помогут. Где же наш песок?

Высыпают из машины песок в тазик.

Воспитатель: Посмотрите, как сыплется песок. Почему он так сыплется?

Дети: Он сухой.

Воспитатель: А какого цвета сухой песок? Желтого. Я попробую его насыпать в воронку. А вы, ребята, возьмите песок в руки. Сыплется?

Дети: Да.

Воспитатель: Попробую я набрать песок в сито. Что получилось?

Дети: Песок снова просыпается.

Воспитатель: Правильно, он сыпучий, потому что сухой. Можно из него построить домик для черепахи? Нет. Ничего не получается. Давайте все же попробуем собрать его горкой.

Вместе с детьми собирает песок горкой, он рассыпается.

Воспитатель: Не получается. А что сделать с песком, чтобы из него можно было строить?

Дети: Полить песок водой.

Воспитатель: Ярослав, Даша помогите мне полить песок. Какой стал песок? (Влажный, сырой…). Давайте теперь попробуем построить горку.

Дети строят горку из сырого песка и уточняют, что песок не сыплется, цвет его стал темным.

Воспитатель: Давайте насыплем песок в воронку. Не сыпется? Почему?

Дети: Потому что он сырой.

Воспитатель: Черепашка, наши дети все знают и сейчас из сырого песка тебе построят домик.

Дети вместе с воспитателем строят из песка домик для черепахи. Черепашка благодарит.

Воспитатель: Домик крепкий, не рассыплется. А еще ребята, нам черепашка Агашка камешки привезла. Их очень много. Мы ведерочко возьмем, по дорожке пойдем и все камни для домика соберем.

Дети берут ведерки, подходят к камням (камешки лежат на ковре).

- Вот один, другой и третий,
Собирайте-ка их, дети.

Дети набирают камешки в ведра.

Воспитатель: А сейчас давайте сядем на ковер и покажем всем, какие у нас камешки.

Рассматривают камешки. Дети вытаскивают из ведра по камешку и рассказывают, какие камни по цвету, по величине, на что похожи и т.д.

Воспитатель предлагает подойти к тазику с водой и опустить в него камень, а затем губку.

- Куда упал камень?

Дети: На дно.

Воспитатель: А где губка?

Дети: Плавает.

Воспитатель: Камень на дне, потому что он тяжелый. А губка – легкая, потому что она не тонет. Камни тяжелые, твердые и не бьются. Возьмите в руки и постучите камень о камень.

Дети: Стучат.

Воспитатель:

В руки камушки мы взяли,
Друг о друга постучали.
Наши камешки стучат,
Вот так, вот так.
Не разбить их нам никак.

Постучите еще раз: тук, тук. А теперь положите камни на дорожку и попробуйте топнуть ножкой. Вот так, вот так – не разбить их никак. Значит, прочный будет дом для черепашки Агашки. Давайте построим для черепашки домик из камней.

Дети строят на ковре домик для черепашки.

Воспитатель: Аделя, какого цвета у тебя камушек? Глеб, а у тебя прочный камень? Никита, а у тебя – большой? (Выслушивает ответы). Вместе мы справились с трудным делом. Построили прочный домик из камней для черепашки.

Черепашка: Спасибо вам, ребята. А за то, что вы мне такие прочные домики построили из песка и камней, я вам подарок сделаю.

Выходят дети из старшей группы в костюмах львенка и черепахи и несут гостинец – конфетки.

Воспитатель: А мы для тебя, черепашка, песенку приготовили!

Звучит музыка, черепашка лежит на солнышке и слушает песенку про львенка и черепаху. Слова С.Козлова, музыка Г.Гладкова «Я на солнышке лежу».

Малыши под музыку выполняют движения, соответствующие тексту песенки. Вместе с ними львенок и черепашка.