Окружающий мир. Занятие в старшей группе детского сада "Что полезно для здоровья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Формировать у детей представления об отличительных особенностях овощей, их пользе употребления в сыром виде и применении, как лечебных средств.
  • Расширять реалистическое представление об окружающем посредством художественного слова, наблюдения и ощущения вкусов.
  • Воспитывать у детей желание поддерживать свой организм витаминизированной пищей, а в частности свежими овощами.

Предварительная работа:

  • Заучивание детьми стихотворений об овощах.
  • Рассматривание и описание картинок с изображением овощей.
  • Дидактическая игра “Овощи – фрукты”; “Что растёт в садах и огородах”.
  • Сбор урожая в огороде на участке детского сада.
  • Сюжетно-ролевая игра “Овощной магазин”.
  • Раскрашивание масок – шапочек к инсценировке песни “Урожайная”.

Подготовка:

  • Корзина с мытыми овощами (по 2-3 плода картофеля, моркови, свёклы, кочан капусты, пучок петрушки, горох в стручках).
  • Кастрюля, нож, доска для резки овощей, косынка и фартук.
  • Муляжи овощей.
  • Маски – шапочки, корзиночки, руль.
  • Костюм доктора Айболита.
  • Помощник воспитателя.

Ход занятия

Дети свободно играют. Раздаётся стук в дверь, появляется воспитатель, переодетый в доктора Айболита. Дети встречают гостя, разыгрывают диалог с ним.

Айболит: Здравствуйте, дети! (здоровается с детьми за руку).

Узнали меня. Я приехал посмотреть, как вы выросли за лето, какими стали, все ли здоровы?

Осматривает детей, останавливая внимание на некоторых из них.

Айболит: Вот Вика, видно, что она хорошо отдохнула летом. У неё гладкая кожа, румянец на щеках! А Игорёк, тоже здоров, глазки блестят, сам улыбается, готов и слушать и играть. Вижу, что все дети здоровые и весёлые. А хорошо ли быть больным?

(Ответы детей)

Айболит: Конечно, больным быть очень плохо, не хочется смеяться, играть, бегать, надо лежать в постели и принимать лекарство. Что же делать, чтобы не болеть?

(Ответы детей)

Айболит: Правильно, каждый день надо делать зарядку, гулять на свежем воздухе, спать, закаливать свой организм, принимать витамины, а это значит кушать овощи и фрукты. Сегодня, мы и поговорим об овощах.

  • Что вы о них знаете? (стихи, загадки, песни).
  • Где растут овощи? (на грядках в огородах, на полях, на земле, и в земле).
  • Какие овощи вы знаете? (ответы детей).

Айболит: А я вам расскажу, чем они полезны для здоровья. Только сначала отгадайте загадки. Кто загадку отгадает, сразу овощ получает!

Дети садятся на стульчики полукругом. Айболит загадывает загадки, отгадавшему даёт овощ – муляж. Дети описывают овощи, по желанию читают стихотворения. Айболит рассказывает о полезных свойствах овощей.

Айболит:

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …….(капуста).

Дети:

Вот капуста белая, вкусная и спелая
Она дождями умывалась
В триста платьев одевалась
Вот какая капуста!
Все листочки сидят густо!

Айболит: Очень полезный продукт – много витаминов. Улучшает работу сердца, печени, желудка. Сок капусты – средство от бессонницы. Капустный лист – от головной боли. Квашеная капуста укрепляет кости.

(ребёнок откладывает кочан капусты на поднос)

Айболит:

Прячется в земле она,
Тёмно-красные бока.
Говорят “ не Фёкла”,
Значит, точно ……(свёкла).

Дети:

Ты кругла и крепка, тёмно – красные бока,
Свёкла молодая, сладкая такая,
Ты годишься на обед и в борщи и в винегрет!

Айболит: Свёкла улучшает кровь. Сырую свёклу кладут на больной зуб и боль уменьшается.

(ребёнок откладывает свёклу на поднос)

Айболит:

Бела, рассыпчата, вкусна,
И на столе всегда она (картошка).

Дети:

Вот картошка – загляденье
Вот картошка – объеденье.
Крахмалистая, да развалистая
Без неё, нет, нет, не получится обед!

Айболит: над картофельным паром дышат, так лечат горлышко, чтобы не кашлять. Раньше сырым картофелем смазывали бородавки, закопанный картофель высыхает, а бородавка исчезает.

(ребёнок откладывает картофель на поднос)

Айболит:

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен.
Нужен только красный хвост (морковь).

Дети:

Вот морковка сладкая выросла на грядке.
Она листву на солнце грела
Покраснела и созрела
Кто морковные пьёт соки,
У того румяные щёки.

Айболит: Морковка улучшает кровь и зрение. Заглушает изжогу. Даёт бодрость всему организму.

(ребёнок откладывает морковку на поднос)

Айболит: Молодцы ребята, загадки отгадали. А теперь покажите, как на грядках урожай собирали!

Физкультминутка.

Дети надевают маски – шапочки, берут руль, корзиночки и показывают инсценировку песни “Урожайная” музыка А.Филипенко, слова Т.Волгиной.

Айболит: Хороший урожай собрали на зиму! А вот и мой сюрприз!

Дети садятся на стульчики полукругом. Помощник воспитателя заносит корзину овощей. Воспитатель – “Айболит” читает стихотворение Юлиана Тувима “Овощи”, а помощник воспитателя - “Хозяйка” сопровождает его действиями.

Айболит:

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла

выкладывает овощи на стол в определённой последовательности

Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу. Ох!
Вот овощи спор завели на столе
Что лучше, вкусней и нужней на земле

надевает фартук и косынку, готовит разделочную доску и нож.

Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка иль свёкла? Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала

нарезает овощи и складывает их в кастрюлю

Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. Ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свёкла. Ох!
И суп овощной оказался не плох!

Айболит: Ребята, какие овощи хозяйка купила, чтобы приготовить суп?

(ответы детей)

Айболит: Посмотрите, на подносе чего-то не хватает?

Дети догадываются, что это петрушка и горох.

Айболит: Ребята, а где спрятался горошек? (в стручках)

Голова на ножке, в голове горошки (показывает содержимое стручков)

Что готовят из гороха? (гороховый суп, гороховое пюре)

Горох очищает наш организм от вредных веществ.

Что такое петрушка? (травка с тёмно-зелёными листочками, горьковатая на вкус, но очень полезная).

Петрушка улучшает работу желудка, почек. Листочки петрушки прикладывают от укуса насекомых.

Вот, видите, зря овощи затеяли спор “что лучше, вкусней и нужней на земле”.

Как вы думаете почему?

Дети приходят к выводу, что все овощи вкусны и нужны для хорошего здоровья.

“Айболит” обращается к “Хозяйке”

Уважаемая хозяйка, не торопитесь варить суп, сырые овощи гораздо полезнее, чем варёные, в них много витаминов, которые помогают нам быть бодрыми, весёлыми, здоровыми. Ребята, что можно приготовить из сырых овощей?

(Ответы детей).

Айболит: Теперь самое время попробовать наши овощи!

Дидактическая игра “Угадай на вкус”

“Хозяйка” угощает детей. Закрытыми глазами они описывают свои вкусовые ощущения (сладкая, твёрдая, не очень сладкая, кисловатая, хрустящая, горьковатая, мягкая, приятная и т.д.). Определяют и называют овощи. “Айболит” отмечает самых внимательных, активных детей. Анализирует и подводит итог занятия.

Айболит: Ну, вот, ребята, вы узнали, как вкусны и полезны сырые овощи для организма человека. Пусть ваши мамы готовят чаще вам салаты из сырых овощей. Не забывайте, что овощи имеют лечебные свойства. Желаю вам крепкого здоровья! Обещаю навещать почаще! До свидания!

“Айболит” уходи. В группу возвращается воспитатель, интересуется, кто был у детей в гостях, и о чём шла речь. Рассказывая о произошедших событиях, дети закрепляют знания и умения, полученные на занятие.