Учебно-методический комплекс по дисциплине "Педагогика для специальности "Преподавание в начальных классах"

Разделы: Общепедагогические технологии


При подготовке учебно-методического комплекса по дисциплине “Педагогика” для специальности “Преподавание в начальных классах”, по-моему мнению, огромное значение имеет комплексное научно-методическое обеспечение учебного процесса.

Под комплексным научно-методическим обеспечением учебного процесса я понимаю планирование, разработку и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и учебно-методических средств о Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана, УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучении.

У УК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ГОС ВПО обучения. Они необходимы для полного и качественного профессионального образования в рамках времени и содержания, определенных учебными планами и программой предмета. Разработка такого комплекса основывается на определенных критериях.

Во-первых, комплекс учебно-методической документации и средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность при этом предполагает, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по любой теме учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом учебной и учебно-методической документации и средств обучения.

Во-вторых, комплексное обеспечение учебного процесса средствами обучения включает учет их преимущественных функций и возможностей в наиболее типичных учебных ситуациях применения.

В-третьих, комплексный подход к обеспечению учебного процесса требует, чтобы учебно-методическая документация и средства обучения способствовали реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функций учебного процесса.

В-четвертых, комплексность в дидактическом обеспечении учебного процесса предполагает реализацию через учебно-методическую документацию и средства обучения всех основных этапов, звеньев педагогического процесса. В рамках такого подхода и был разработан мною комплекс учебно-методических материалов по “Педагогике”, гак как эта дисциплина является одной из базовых при подготовке учителей начальных классов для системы образования.

Материалы, представленные в рамках учебно-методического комплекса по учебной дисциплине “Педагогика”, предназначены, в первую очередь, для очного отделения. Данные материалы подготовлены, разработаны и апробированы на базе Тольяттинского социально-педагогического колледжа в рамках требований государственного образовательного стандарта. Необходимо отметить, что печатный вариант учебно-методического комплекса подготовлен как самодостаточное учебное издание, которое можно использовать и для студентов заочного отделения по специальности “Преподавание в начальных классах”.

Учебно-методический комплекс состоит из обучающих, методических и вспомогательных материалов, объединенных на основании общей программы. Особенностью учебно-методического комплекса является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала. Данный учебно-методический комплекс разрабатывался как самодостаточный курс (как мини-энциклопедия), позволяющий студентам в ходе обучения получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической сторон педагогики. Задача комплекса - обеспечение целостности учебного процесса и взаимодействия всех его основных ступеней и форм.

Цель – наиболее полная реализация тех образовательных и воспитательных задач, которые были заявлены и сформулированы в программе курса. Основу УМК составляет авторский курс лекций как краткое изложение всех разделов и тем программы.

Базовым элементом УМК, тем ядром, вокруг которого формируется весь комплекс обучающих, методических и вспомогательных изданий, является учебное пособие. Многие из этих материалов были апробированы за последние 7 лет как на занятиях со студентами очного отделения, так и заочниками соответствующей специализации.

Краткая характеристика курса дисциплины: Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и груда, называется педагогикой. Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания.

Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. В истории педагогики наиболее известны теории формального и материального образования. Сторонники теории формального образования (XVII–XX вв. – Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних - латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое "классическое" образование. В России оно нашло отражение в XIX веке в одной из лучших форм образования - классических гимназиях.

Сторонники теории материального образования (XVIII-XX вв. – Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естественнонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержания образования служит степень его утилитарной пригодности для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое "реальное" образование.

В истории российского образования – это и реальные гимназии, и реальные училища, и профессионально-технические училища.

Существовали и существуют и смешанные формы: классические и реальные гимназии, лицеи, школы и училища. Это говорит о том, что принципы этих теорий до сих пор находят свое применение. И в то же время эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, Ю.К.Бабанский, И.Ф.Харламов).

Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития.

Школа должна не только обогащать знаниями, но и развивать индивидуальные способности детей. В педагогике существует принцип: связь школы с жизнью общества. Но должен быть принцип связи школы с жизнью ребенка. Абсолютизация первого принципа привела к так называемому социоцентрическому – ущербному виду мышления (во главу угла ставятся только интересы государства, общества).

Критерии отбора содержания образования должны включать не только потребности общества, но и потребности индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании. Выпускник Тольяттинского социально-педагогического колледжа, получив среднее специальное образование, имеет право на преподавательскую деятельность.

Задачи педагогической науки - вести исследования, а практические задачи школы, ССУЗа – осуществлять воспитание, образование школьников и студентов. В состав постоянных задач педагогической науки входит изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Некоторые педагоги создают оригинальные педагогические технологии. Важно отметить, что любые творческие усилия педагогов найдут свое место в системе педагогических ценностей с помощью теоретического обоснования и научной интерпретации. Наука проникает в сущность находок и выявляет индивидуальность педагога – новатора.

В числе современных задач стоит разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами, что в словаре педагогики называется педагогическая инноватика. К постоянным важным задачам педагогической науки относится прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Без этого невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности и системами управления. Одна из главных задач педагогической науки – разработать методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики. Педагогический процесс в среднем специальном учебном заведении ведется для осуществления воспитания, образования и обучения будущих специалистов.

Разумеется, у каждого студента есть своя цель обучения. В ходе одного занятия цели преподавателя и студента могут расходиться, но в завершении процесса обучения решаются общие задачи. Студенческие цели должны войти в образовательный процесс с учетом государственных задач и современных требований рынка труда. Процесс обучения остается целенаправленным, социально обусловленным и педагогически организованным действием развития личности, обучающихся при овладении систематизированными научными знаниями и способами деятельности.

Под содержанием образования понимается система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, освоенных в процессе обучения. Содержание образования строится строго на научной основе. Современные условия педагогического образования потребовали выделения группы принципов обучения в высшей школе: развитие личности будущего специалиста; соответствие содержания высшего образования тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий); гармоничное сочетание групповых и индивидуальных форм обеспечение конкурентоспособности специалистов требованиям рынка труда.

Данный УМК разработан для подготовки выпускников ССУЗа к будущей профессиональной деятельности и дает возможность найти ответы по отдельным вопросам воспитания и образования.

Материал можно использовать и в дальнейшей преподавательской работе. В состав учебно-методического комплекса входят: учебное пособие, календарно-тематический план, учебная программа курса; методическими указаниями для самостоятельной работы; списком литературы; тестами, темами рефератов и семинарских занятий.

В условиях продолжающихся реформ возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, готовых к самостоятельной, творческой работе с коллективом.

Существующая система профессионального образования видоизменяется для развития одаренных студентов, необходимых в научной, образовательной и. практической сферах педагогического комплекса.

Серьёзные перемены в исторических судьбах России отразились на программах и учебных планах ССУЗах.

Профессия преподавателя не только самая популярная в мире, но и самая многочисленная.

Преподаватели являются залогом развития любого государства, гарантией образования будущих поколений.

И современные проблемы России во многом зависят от состояния системы образования и квалификации преподавателей (учителей начальных классах).

Новая парадигма отечественного профессионального образования рассматривает в качестве приоритета интересы личности, позиционирование профессиональных учебных заведений.

Символами инновационных методов обучения становятся: компетентность, эрудиция, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний.

С учетом новых экономических технических возможностей приоритетными становятся заочная, дистанционная и прочие формы образования, наполненные новыми методиками и современными технологиями.