Неделя математики в школе

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Многие школы используют в практике своей работы такую форму как предметные недели. В установленные сроки в школе проводятся различные мероприятия по предмету, вмещенные в рамки урока или в так называемые внеклассные (внеурочные) мероприятия. Чаще всего форма этих мероприятий не отличается разнообразием – это олимпиады, различные турниры или конкурсы на основе известных телепередач, в которых соревнуются между собой учащиеся из классов одной параллели. Сейчас к этому списку добавились различные компьютерные проекты и презентации. И все-таки, как правило, это отдельные мероприятия, объединенные между собой условно – тем, что все они проходят в одну неделю, называемую неделей математики.

Предлагаемая разработка позволяет провести предметную неделю как одно большое мероприятие, где каждый последующий день связан с предыдущим, где каждый учащийся школы и каждый учитель математики может проявить себя, где соревнуются между собой не только параллели, но и вертикали. И самое главное – подготовка к нему не потребует усилий больше, чем любая другая обычная неделя математики.

Конечно, представленные материалы – только пример того, какие задания можно использовать при подготовке недели, каждая школа может внести в содержательную сторону заданий и форм дел свои коррективы. Единственное (но наверно главное) условие – в каждой параллели, которая будет принимать участие в данном мероприятии количество классов должно быть одинаковым, так как команды формируются по вертикали – 5а,6а,7а,8а, и т.д. – 1 команда, 5б,6б,7б – 2-ая команда, и так далее. Поэтому это мероприятие не обязательно может быть проведено с 5 по 11 класс, а например, только с 5 по 7, хотя конечно, когда задействована вся школа - неделя будет ярче и интереснее, а ученики разных классов и возрастов с интересом будут следить все 5 дней за успехами своей команды.

Отличительной особенностью так же является то, что при подготовке и проведении такой недели можно задействовать всех без исключения учащихся класса: кого-то на выступлении в команде, кого-то при подготовке заданий, каждый ученик сможет себя проявить и найти задание себе по вкусу – даже самый стеснительный и неактивный. Ведь придумать, как зашифровать «слово-шифр» могут все учащиеся класса, а потом из всех возможных вариантов учитель выберет самый интересный и лучший, но оценит – всех!

И главное: чтобы провести такое мероприятие нужно иметь очень дружное методическое объединение учителей математики, где каждый, помимо проведения одного дня (и мероприятия этого дня) недели, возьмет на себя ещё и кураторство над параллелями и классными руководителями классов по подготовке к неделе, проверит подготовленные задания, оценит по предмету всех своих учеников, которые в любой форме принимали участие в подготовке и проведении недели. Итак.

Неделя математики в форме математического ралли "y-trofi" (игрек - трофи)

Цель проведения недели: Развитие у учащихся интереса к предмету с помощью предоставления возможности ученикам проявить свои способности на уроке и вне его при взаимодействии с одноклассниками, старшими и младшими школьниками и учителями.

Задачи:

  • Использовать разнообразие форм работы;
  • Спланировать и провести дела, предполагающие "связь по вертикали и по параллели";
  • Используя механизм соревнования, активизировать познавательную активность учащихся, развивать умение работать с дополнительными источниками, умение искать, отбирать и обрабатывать информацию.

План недели:

  • 1 этап (понедельник)
    - открытие Ралли,
    - математическая эстафета для 6 классов;
  • 2 этап (вторник) - игра-путешествие для 7 классов;
  • 3 этап (среда) - брейн-ринг для 8 классов;
  • 4 этап (четверг) - академия веселых наук для 9 классов;
  • 5 этап (пятница)
    - турнир смекалистых для 5 классов;
    - закрытие Ралли.

Задания классам при подготовке к неделе:

Задание 5-м классам:

  1. Подготовить математический кроссворд из 10 слов;
  2. Подготовить пример на вычисления по действиям (6 действий);
  3. Приготовить математическую мозаику из 10 частей;
  4. Приготовить математическое буриме из 4 рифм;
  5. Слово-шифр.

Задание 6-м классам:

  1. Приготовить инсценированную задачу;
  2. Приготовить математическое буриме из 8 рифм;
  3. Подготовить экспресс-опрос из 25 - 30 вопросов (на 3-5 минут);
  4. Подготовить 5 карточек для операции «поиск»;
  5. Слово-шифр.

Задание 7-м классам:

  1. Подготовить математические ребусы (10 слов);
  2. Составить перечень названий книг, кино- или мультфильмов, содержащих цифры и числа (желательно по порядку);
  3. Подготовить инсценированную незаконченную математическую сказку;
  4. Подготовить 5-6 заданий со спичками;
  5. Слово-шифр.

Задание 8-м классам:

  1. Подготовить театрализованный, костюмированный и оформленный научно-шуточный доклад на математическую тему с 10 ошибками;
  2. Слово-шифр.

Задание 9-м классам:

  1. Подготовить 4 опросных листа (по 10 вопросов или заданий в каждом) для пятиклассников;
  2. Придумать и нарисовать для карты - схемы ралли транспорт, на котором команда будет проходить этапы ралли.

Задание 10-м классам:

  1. Нарисовать карту-схему этапов ралли, отражать на ней ход гонки;
  2. Подготовить и провести открытие ралли.

Задание 11-м классам:

  1. Провести судейство всех этапов ралли;
  2. Подготовить и провести закрытие ралли.

Техническое описание ралли:

  • «Легенда»: Каждая команда-вертикаль участвует в гонке на время с препятствиями. Каждая параллель готовит соседней старшей параллели несколько заданий: 5 классы - для 6-х, 6 классы - для 7-х, 7 классы - для 8-х, 8 классы - для 9-х. 9 классы готовят задание для 5-х. При этом, задания команды «а» попадут на решение к команде «б», задания команды «б» - к команде «в», задания команды «в» - команде «а», и т.п. При выполнении этих заданий каждая «параллель» команды стремится получить как можно больше баллов за верно выполненные задания и затратить как можно меньше времени. И очки, и время, набранные каждой командой суммируются, и в конце ралли объявляется команда-победитель, набравшая больше очков и затратившая меньшее время. Слова - шифры передаются от класса к классу по вертикали как эстафетная палочка. Хорошо, если в школе одинаковое количество классов в параллелях.
  • Оформление ралли: Все происходящее в течение недели отражается на карте-схеме: какой класс, какой участок трассы прошел за какое время и с каким количеством баллов; угадано ли слово-шифр. Карта делается большой, красочной и вешается на самом доступном для просмотра месте.
  • Критерии победы: Побеждает команда-вертикаль прошедшая все участки ралли и дошедшая до финиша, набрав большее количество баллов за наименьшее время, а также разгадавшая предложение-пароль с помощью разгаданных на этапах 4 слов-шифров.
  • Отсчет времени: Время, отведенное на каждый этап, ограничено. Первое - лучшее, последнее - данное. Например, этап идет час - худшее время на этапе - час. За невыполненные задания команда получает штрафное время, которое прибавляется ко времени, набранному на этапе.
  • Подсчет очков: Каждое задание на всех этапах оценивается определенным количеством баллов. Заранее объявленное количество баллов (на каждом этапе может быть различным) показывает, что этап пройден. Но набрать очков можно и больше. Например, на этапе можно набрать 100 баллов (верно выполнив все задания), но этап считается пройденным, если команда набрала 70 баллов. Если класс за все время, отведенное на этап, не смог набрать нужное для прохождения этапа количество баллов, то часть очков, набранных на следующем этапе следующим классом, будет «погашать долг», и только потом очки будут отсчитывать новый этап. В этом случае на карте-схеме «транспорт» команды остается на не пройденном этапе.
  • Слово-шифр: Каждый класс (с 5 по 8) команды-вертикали получает для «зашифровки» ключевое слово. На каждом этапе команда должна отгадать по 1 слову, и на последнем (или предпоследнем) этапе 9 класс должен по 4 словам определить предложение-пароль. Оно представляет из себя формулировку теоремы, а слова-шифры являются подсказками, что за теорема загадана. Все угаданные на этапах слова шифры записываются в отведенной для этого графе карты-схемы, чтобы команда могла видеть, какие слова были отгаданы на предыдущих этапах.

Примеры предложений-шифров и ключевых слов:

  1. Свойство медианы равнобедренного треугольника, проведенной к основанию.
    Слова: равнобедренный, высота, биссектриса, основание.
  2. Свойство средней линии треугольника.
    Слова: линия, треугольник, середина, половина.
  3. Признак параллелограмма.
    Слова: четырехугольник, диагональ, пересечение, деление.

Конечно, команда должна не просто угадать теорему, но и воспроизвести точно её текст.

Дополнительные соревнования:

На каждом этапе проводится конкурс среди классов в параллели:

  • среди 5-х классов – на лучшие кроссворд и буриме;
  • среди 6-х – на лучшие буриме и инсценированную задачу;
  • среди 7-х – на лучшие ребусы и инсценированную сказку;
  • среди 8-х – на лучший доклад; среди 9-х – на лучший опросный лист.

Критерии оценок:

  1. Кроссворды:
    а) оригинальность формы;
    б) аккуратность и красочность оформления;
    в) точность вопросов;
    г) сложность и оригинальность вопросов.
  2. Буриме:
    а) выдержанность размера стиха;
    б) математический смысл.
  3. Инсценированные задачи:
    а) костюмы;
    б) оригинальность идеи постановки;
    в) художественное оформление.
  4. Ребусы:
    а) красочность и аккуратность оформления;
    б) оригинальность и сложность зашифровки.
  5. Инсценированные сказки:
    а) костюмы;
    б) оригинальность и математическое содержание
    в) оформление инсценировки.
  6. Математические доклады:
    а) костюмы;
    б) оригинальность текста и его математический смысл;
    в) наглядное оформление доклада;
    г) четкость выступления;
    д) оригинальность зашифровки ошибок.
  7. Опросные листы:
    а) соответствие заданий материалу 5 класса;
    б) оригинальность и сложность вопросов;
    в) красочность, аккуратность и читаемость листа

Описание этапов и шкала баллов на каждом из них:

  • Эстафета для 6-тиклассников проводится в виде обычного спортивного соревнования, каждый забег которого предполагает выполнение математического задания. Всего забегов - 5, в каждом участвует столько учеников, сколько: слов в кроссворде, действий в примере, и т.д.
    Шкала баллов: кроссворд, пример, мозаика - по 30 баллов, буриме - 10 баллов. Максимум на этапе - 100 баллов. Для прохождения этапа нужно набрать 70 баллов.
  • Игра-путешествие для 7-миклассников состоит из 5 станций, для прохождения которых команда получает маршрутный лист с указанным в нем порядком их посещения. Каждая станция располагается в отдельном кабинете. Например, в одном кабинете ребята сочиняют стишок на заданные рифмы буриме, в другом - решают показанную им инсценированную задачу, в третьем - проходит операция «поиск». Содержание операции «поиск» состоит в следующем: в кабинете на видных, или не очень, местах спрятаны 5 карточек с текстом или примером, которые каждый участник команды должен найти, не подсказывая остальным (за подсказки команда штрафуется), записать этот текст или пример на свой листок и отдать этот листок судье. При этом главное условие – при поиске ничего не трогать руками, т.е. все карточки можно (и нужно) увидеть. Команда завершает операцию, когда все участники выполнили задание, или если время этой станции для команды вышло. Экспресс-опрос проводится так же, как во многих телевикторинах: ведущий читает вопросы, команда отвечает. Цель - как можно больше правильных ответов за данное время.
    Шкала баллов: экспресс-опрос – 25 - 30 баллов (каждый правильный ответ - 1 балл), буриме – 2 x 10 = 20 баллов, «поиск» - каждый участник - 2 балла, всего 30 - 40 баллов, задача - 20 баллов. Максимум на этапе - 110 баллов. Для прохождения этапа нужно набрать 70 баллов.
  • Брейн-ринг для 8-миклассников проходит так же, как и телевизионный, но играют одновременно 3 команды за 3-мя столами. Вместо вопросов - задания, на выполнение каждого из которых отводится время. Листы с заданиями 7-миклассники кладут на столы. Сказки показывают по очереди, и каждая команда 8-миклассников дает свой вариант окончания сказки.
    Шкала баллов: ребусы - 40 баллов (10 ребусов по 4 баллов каждый), спичечные задачи - 20 (5 задач по 4 баллов), инсценированная сказка – 20 - 40 баллов, за названия книг и кинофильмов по порядку - 1+2+3+... (соответственно числу в названии, пока порядок не прервется. На одно и то же число допускается несколько названий). Максимум на этапе >100 баллов. Для прохождения этапа нужно набрать 80 баллов.
  • Академия веселых наук проходит в виде научного симпозиума, на котором 8-миклассники по очереди выступают с докладами, а 9-тиклассники слушают их, и после просмотра и прослушивания каждого выступления, сдают жюри листок с найденными ими в докладах ошибками.
    Шкала баллов: каждая найденная ошибка - 6 баллов. Максимум на этапе - 180 баллов (в 3 докладах всего 30 ошибок - по 10 в каждом). Для прохождения этапа нужно набрать 120 баллов.
  • Турнир смекалистых проходит на переменах. На каждой вывешивается новый лист с заданиями. Каждый 5 класс отгадывает задания со своего листа. 5-тиклассники сдают листочки с ответами стоящему у листа судье. Решать можно индивидуально и группой, но правильный ответ засчитывается только один раз.
    Шкала баллов: 4 листа по 10 вопросов, каждый лист - 25 баллов (они могут распределяться по вопросам неравномерно). Максимум на этапе - 100 баллов. Для прохождения этапа нужно набрать 60 баллов.

Открытие и закрытие ралли можно провести в любой форме. Главное на закрытии – подвести итоги и наградить победителей. Поэтому очень четко должна трудиться команда судей, чтобы к закрытию иметь все результаты. Результаты каждого этапа обрабатываются и вывешиваются на карте-схеме в день проведения этапа.

Если Вас заинтересовала такая форма работы, но не все понятно с организацией или описанием, я с удовольствием отвечу на вопросы, присланные по адресу tatfils70@mail.ru.

Приложение 1: Представлены материалы математического ралли, адаптированные к возможностям ГОУ ЦО «Самбо-70»