Нахождение части числа и числа по части. Закрепление. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Цели:

  • Образовательный аспект: формирование умения находить части числа и числа по части;
  • Развивающий аспект: создать условия для развития мышления, речи учащихся, умения сравнивать и делать выводы, развитие потребности поиска ответа на поставленную задачу;
  • Воспитательный аспект: создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнение других.

Оборудование: задания для детей, таблицы-опоры, мультимедийный проектор, презентация слайдов, тесты для учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

организация положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.

1. Эмоциональный настрой.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

2. Определение готовности к уроку.

– Проверьте, все ли есть к уроку.

3. Запись в тетради даты.

–Начертите в тетради табличку из 6 клеток. Размер клетки 1кв.см.

Это наша оценочная таблица.

II. Актуализация знаний, достаточных для используемых на уроке способов действий; тренировка соответствующих мыслительных операций.

1. – Прочитайте высказывание, записанное на слайде:

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

– Как вы понимаете эти слова? (Мнения детей.)

Эти слова сказал Михаил Васильевич Ломоносов. Что вы о нем узнали? (Домашнее задание предыдущего урока) (На экране портрет)

– М.В. Ломоносов – великий русский ученый, который с детства очень хотел учиться, но возможности такой не имел, потому что его родители были бедными людьми. Он пешком из далекого северного села в Архангельской губернии пошел в Москву учиться. Ему приходилось и учиться, и работать, но, преодолев все трудности, Ломоносов стал видным ученым, сделавшим очень много для развития русской науки. Он основал первый русский университет, который до сих пор носит его имя. За свою жизнь этому человеку довелось во многом стать первым, в том числе и первым… А кем, вы мне сами сейчас скажете, когда расшифруете слово.

– Расставьте дроби в порядке возрастания. (Задания на листочках для каждого ученика).

( 1/12, 3/12, 4/12, 5/12, 7/12, 8/12, 10/12, 11/12, 12/12) (Слово «профессор»)

– Да, действительно, М.В. Ломоносов был первым русским ученым, которому присвоили это высокое научное звание. Я надеюсь, что подобные примеры из жизни замечательных людей помогут вам убедиться в том, что учиться нужно обязательно, тем более что у вас для этого есть все возможности.

– В оценочных таблицах в первой клетке поставьте 1 балл кто не ошибся, о баллов те, у кого были ошибки.

– Вспомните, чему мы учились на предыдущем уроке? (Находить части числа и число по части)

– Все ли у вас получалось? (Нет не всегда).

Как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока? (Высказывания детей)

2. – Продолжаем повторять то, что мы уже знаем о дробях.

– Как называется число над дробной чертой? (Числитель)

– Как называется число под дробной чертой? (Знаменатель)

– Что показывает знаменатель? (На сколько частей разделили целый предмет)

– Что показывает числитель? (сколько частей взяли)

– Эти знания помогут выполнить вам следующее задание.

– Запишите в тетрадь дроби, которые я буду называть. (1 ученик у доски)

  • числитель 7, знаменатель 10;
  • знаменатель 8, числитель 3;
  • числитель 5, знаменатель в 2 раза больше;
  • знаменатель 10, числитель на 4 меньше;
  • числитель 10, знаменатель равен ему;
  • числитель 2 знаменатель на 8 больше, чем он.

( 7/10, 3/8, 5/10, 6/10, 10/10, 2/10)

– Все ли правильно на доске?

– Проверьте свои записи. Оцените работу во второй клетке оценочной таблице.

– В данной записи выделите лишнюю дробь. (1/3, т.к. она с другим знаменателем, 10/10,т.к. она равна 1).

– Следующее задание в учебнике на странице 93, № 12. Прочитайте про себя.

Какие дробные числа мы должны отметить на числовом луче? (1 ученик читает вслух).

– Какой единичный отрезок удобно взять 1 клетку или 1 см? (1 клетка)

– Какой длины отрезок надо начертить? (9 см или 18 клеток)

– Начертите его в тетради.

– Обозначьте данные дроби. ( Дети выходят по одному к доске и записывают дроби).

– Назовите равные дроби.

– Подумайте в группах и покажите какие еще дроби могут быть равными. (каждая группа предлагает 1-2 дроби и показывает на числовом отрезке)

– Оцените свою работу в группе и впишите балл в третьей клетке оценочной таблицы.

III. Организация работы учащихся на тренировку ранее изученных алгоритмов.

1. – О чем нам могут рассказать таблицы-опоры?

(Ученики рассказывают правила)

– Распределите задания на группы в соответствии с таблицами. Записывайте только номера заданий в два столбика. (Задания на листочках для работы в парах).

  1. Найти 2/3 от 24.
  2. Найти число, 5/6 которого составляет 120.
  3. Найти 3 % от 300.
  4. найти 2/3 от часа.
  5. Найти число, 5 % которого составляют 20.
  6. Найти 3/4 от а.
  7. Найти число, 6 % которого составляют k.
  8. Найти число, 1/2 которого составляет 99.
  9. Найти m/n от 60.
  10. Найди число, m/n которого составляет 60.

– Проверьте свои записи.

(На экране запись)

1
3
4
6
9
        2
5
7
8
10

– Оцените свои ответы в четвертой клетке.

– Выполните эти задания, запишите только ответы рядом с номером задания. (Фронтальная работа)

2. – Решите задачу. (На доске только схема задачи).

Ученики 4 б класса собрали за три дня 630 кг макулатуры. В первый день они собрали 4/9 всей макулатуры, во второй день 3/9. Сколько кг макулатуры они собрали в третий день?

А) исследование задачи.

– Как вы думаете, во второй день они собрали больше или меньше, чем в первый день? (Меньше).

– В третий день меньше или больше, чем в первыйи второй вместе? (Меньше).

Б) – Проанализируйте задачу.

Неизвестна часть, чтобы найти часть надо из целого отнять другие части. Но мы еще не знаем эти части. Найдем первую часть используем первую таблицу - опору. Найдем вторую часть, тоже используем первую таблицу -опору.Теперь можем ответить на вопрос задачи.

В) – Кто уже знает как решать задачу?

– Кому нужна моя помощь? (Один ученик решает на доске)

– Оцените свою работу в 5 клетке оценочной таблицы.

3. Работа с проектом.

IV. Самостоятельная работа учащихся, создание ситуации успеха.

(Часть детей работает за компьютерами и выполняет тренировочные упражнения. Часть детей выполняют тесты (см. Приложение). Затем дети меняются местами)

V. Рефлексия деятельности. 

Сложите числа всех клеточек и запишите результат в шестой клетке.У кого получилось 5? Молодцы! У кого 4? Вам не хватило немного старания. Остальным нужно еще поработать.

– А какая была цель на уроке? (Высказывания детей)

– Закончите любое из предложений

Сегодня на уроке

  • Я научился...
  • Я был удивлен...
  • Мне удалось...
  • Мне было трудно...

VI. Домашнее задание:

составить по две задачи на нахождение части числа и числа по части.