Занятие по ФЭМП "Путешествие в страну Геометрия"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание. Познакомить детей с овалом, закреплять умения распознавать изученные геометрические фигуры. Продолжать знакомить детей с планом, формировать навыки ориентации в элементарном плане при помощи карточки подсказки; находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур; систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, величине, толщине. Продолжать учить пользоваться рисунчатыми значками – кодами, характеризовать признаки определенных фигур при помощи знаков – кодов. Закреплять умения соотносить цифры 1 – 4 с количеством, развивать умения считать посредствам тактильно – моторных ощущений. Развивать внимание, зрительную память, мыслительные операции, интерес к предмету.

Активизация словаря: квадрат,  треугольник, круг, прямоугольник, овал, слева, справа.

Демонстрационный материал: План – схема «СТРАНА ГЕОМЕТРИЯ» карточка подсказка, (Рисунок №1),  «КОВЕР – САМОЛЕТ» с геометрическими заплатками, четыре разноцветных обруча, маски геометрических фигур (квадрат,  треугольник, круг, овал), магниты – геометрические фигуры.

Раздаточные материалы: блоки Дьенеша, коробочки с цифрами (1-4 ), карточки к игре «Четвертый лишний», карточки с пуговицами в чехлах, кодовые карточки, воздушные шары.

Предварительная работа: рассматривание схем, планов. Дидактические игры, игры с блоками Дьенеша на закрепление цвета, формы, величины, толщины. Выкладывание из геометрических фигур различных форм, составление человечков из блоков Дьенеша по образцу. Чтение сказок о геометрических фигурах, стихов.

Ход занятия

- Ребята, посмотрите,  какой замечательный сегодня день. Солнышко уже проснулось и заглянуло к нам в окошки. Наверное, солнышко  хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение? (Веселое, радостное…)

Как вы думаете, надо ли поделиться   своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми? (Конечно).

Тогда давайте улыбнемся друг другу, улыбаемся солнышку и всем, всем на свете.

Замечательно. (Дети посылают улыбки друг другу, солнышку и гостям).

- Говорят, что все ребята любят путешествовать. Это правда?

Сегодня мы отправляемся в волшебную страну «Геометрия», где живут разные геометрические фигуры. Полетим мы в эту страну на волшебном «ковре- самолете».

(Воспитатель разворачивает  ковер, а там дырки в виде геометрических фигур).

Ой, ребята его погрызли мыши. Помогите починить ковер.

(На полу лежат « заплатки» в виде геометрических фигур. Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)

- Сейчас, назовите « заплатки», которые вам понадобились. Какой они формы?

Теперь становитесь на ковер и повторяйте волшебные слова:

О ковер-самолет,
Отправляйся в полет,
Страна « Геометрия» нас ждет.

Чтобы наш «ковер-самолет» полетел, нужно взяться за руки, закрыть глаза и произнести заклинание «Сим-Салабим».

Взлетаем: Правое крыло вперед! Левое крыло вперед!

- Вот мы и прилетели в страну «Геометрия».

- Посмотрите, здесь живут знакомые нам геометрические фигуры. Давайте послушаем, что они говорят.

Воспитатель рассказывает сказку: (дети инсценируют сказку).

Сидели как-то наши друзья круг, квадрат, треугольник и пили чай.

А блюдечки у них  напоминают что? (Круги).

А что напоминают кусочки сахара? Печенье? (Квадрат).

А как сложена салфетка? (Треугольником).

Вдруг слышат песенку. По дорожке  бежит круг—не круг (Овал).

Вышли друзья ему на встречу, начали рассказывать о себе на кого они похожи.

Ребенок:   

Я – треугольник, у меня 3 вершинки, 3 угла, 3 стороны.
Я похож на крышу дома и румяный эч-почмак.

Ребенок:    

Я – квадрат, у меня 4 угла.
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины,
И похож на кубик я.

Ребенок:       

Я – круг, нет углов у меня,
И  могу катиться я.
А похож на блюдце я,
На  обруч, колесо
На чудесное кольцо.

- А меня зовут Овал.
Только я не знаю, на кого я похож?

- Пошли друзья гулять. А Овал оказался такой проказник — убежал и спрятался. 

Вот он ребята я его нашла. Давайте вместе с Овалом отправимся в путешествие по стране «Геометрия».

Воспитатель обращает внимание на план страны геометрических фигур.

Маршрут путешествия обозначен на карте. (Рисунок 1)

Рисунок 1

Затем воспитатель показывает детям дополнительную карточку со схематическим изображением пути по плану.

- Эта карточка показывает дорогу к домику, где живут новые друзья: круг, квадрат, треугольник. Чтобы было проще ориентироваться  на дорогах  расставлены значки — геометрические фигуры.

- Посмотрите: на карточке тоже есть стрелка — это начало пути. Как вы думаете, в какую сторону должен пойти Овал, влево или вправо.

Вызывает ребенка и просит показать дорогу (на карточке нарисован квадрат- это значит, что  Овал  должен выбрать на плане дорожку, на которой тоже нарисован квадрат.

Вот эта дорожка. 

Воспитатель убирает значок (квадрат) и обращает внимание на то, что дорога завалена камнями, и просит детей помочь Овалу расчистить ее.

Задание № 1:  Блоки Дьенеша — это завал камней. Необходимо разложить их по форме в 4 обруча, которые лежат на полу.

Каждый ребенок берет по одному «камню» называет цвет, форму,  размер и говорит куда этот «камень» нужно положить. 

Задание № 2.

Ребята в стране «Геометрия» живут необычные жители, давайте попробуем их представить и сложить из геометрических фигур.

Дети складывают из фигур жителей страны «Геометрии» из блоков Дьенеша  в каждом обруче, воспитатель обращает внимание на то, что в каждом обруче есть блоки толстые и тонкие, таким образом, человечки получаются толстые и тонкие.

Физкультминутка «Веселые человечки».

Рисунок  2

Ребята мы поиграли с разноцветными камнями, а теперь давайте уберем их с дороги.

Сначала уберем все красные фигуры, затем все большие, затем  все толстые.

- Ребята, скажите какие фигуры остались (желтые, синие, маленькие, тонкие).

- Дорога свободна, наш  Овал  может  идти дальше. (Воспитатель передвигает « Овал» до развилки дорог.)

- Ребятки, кто поможет Овалу найти правильный путь дальше.  А для этого надо посмотреть на карточку.

Ребенок находит правильное направление и воспитатель читает задание, под следующим значком. Чтобы пройти дальше надо выполнить следующее задание.

Задание №3: Игра «Четвертый лишний».

Воспитатель раздает каждому ребенку карточку, где дети находят среди данных геометрических фигур лишнюю.

- Отвечают на вопрос: Почему эта геометрическая фигура лишняя?

Чтобы продолжить путешествие по стране, нужно выполнить следующее задание.

Задание №4  под следующим значком.

- Геометрические фигуры приготовили для Овала загадки. Давайте поможем Овалу разгадать их. (Рисунок 3)

Рисунок 3

Каждый ребенок получает карточку, на которой изображены рисунчатые значки-коды — это загадки. Нужно отгадать какие геометрические фигуры «закодированы».

Дети находят определенную фигуру при помощи значков-кодов, характеризующие  четыре признака (форму, цвет, величину и толщину).

Затем, определяют правильно ли отгадали геометрическую фигуру.

Чтобы пройти дальше надо выполнить следующее задание.

Задание №5: Посмотрите, здесь много интересных прямоугольников,  они необычные внутри, что-то есть — мне кажется это пуговицы. Нужно определить с помощью пальцев сколько здесь пуговиц и положить в коробочку с цифрой обозначающую число пуговиц.

Вот Овал и добрался до дома своих новых друзей. Круг, квадрат, треугольник выходят к нему навстречу с воздушными шарами.

Овал: Я теперь понял, я похож на воздушный шар.

Овал берёт воздушный шар и нечаянно его отпускает, шар улетает.

Воспитатель: Теперь я знаю,  на чем мы полетим назад в детский сад—на воздушных шарах.

- Взяли все шары в руки, держите их крепко. Полетели!

Физкультминутка «Веселые человечки»

   

Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно —
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.

 

Дети ритмично хлопают.

Удивлялись человечки
-Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!
Говорит один из них:
У меня в кармане мячик,
А в другом конфета есть.

Ритмично пожимают плечами.
Достает из правого «кармана»
Воображаемый мячик, показывает
Ее форму пальцами.
Левой рукой……………..
Собрав пальцы в щепотку,
Облизывают губы.

А в рубашечном кармашке
Маленький лежит платок.

Показывает пальцем на карман рубашки.
Рисует указательным пальцем в воздухе
Квадрат.

Чтобы нос, лицо и руки
Вытирать им смело мог. 

В заднем брючном – злая кнопка. 
Не могу я даже сесть.

Показывает на задний карман и «Колют»  себя указательным пальцем.
Чуть приседают и быстро выпрямляются.

Засмеялись человечки,
Хи-хи, Хи-хи, Хи-хи-хи.
Человечки все хохочут,
Ха-ха, Ха-ха, Ха-ха-ха.