Использование технологии портфолио в проектной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Педагогическая деятельность требует от человека постоянной творческой готовности к переменам, поиска нестандартных и оптимальных решений в своей деятельности, непрерывной самореализации.

Повышение уровня предметных знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны учащихся. Одним из путей повышения интереса является использование новых педагогических технологий.

Масса новейших технологий, разнообразие методической литературы располагают к поиску, размышлению, экспериментированию, внимательному отбору материала для работы. В этой ситуации неоспорим факт необходимости саморазвития педагога как профессионала, выбора собственной позиции в системе преподавания своего предмета.

Однако, в романе В.Катаева “Два капитана” так описывается взгляд ученика на работу учителя по новой методике. “…Старенькая преподавательница Серафима Петровна, приходившая в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила. Кажется, это называлось тогда “комплексным методом”. В общем, все выходило “мимоходом”. Очень может быть, что Серафима Петровна что–нибудь перепутала в этом методе...”

Читая роман далее, убеждаешься, сколько должен был знать учитель об объекте изучения из области различных предметов. А, значит, Серафима Петровна была разносторонне развитым человеком. На уроке естествознания при изучении утки использовались знания географии, русского, немецкого и французского. Все хорошо, но методика преподавания Серафимы Петровны не нашла понимания учеников.

При выборе технологии обучения следует, прежде всего, проанализировать содержание учебного материала, активные методы, которые наиболее действенно могут проявить творческое мышление учеников, их познавательные способности. Если учитель ставить перед собою цель – научить школьника, то не только учитель, но и ученик должен получать удовлетворение от процесса обучения, видеть результаты своего обучения не в далекой перспективе, а в реальном времени. Продвижение в процессе учения должно быть очевидным, понятным и принятым. Оно должно добавлять энтузиазм, желание учиться, гордость своими достижениями, уверенность в собственных силах.

Умение учеников самостоятельно добывать знания и совершенствовать их, быстро и правильно принимать решения, вести диалог с партнерами – необходимые качества конкурентоспособного выпускника школы. Преподавателю необходимо предлагать такие формы работы, при которых учащийся стремился добывать знания самостоятельно. Поэтому в центре внимания педагогов находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из наиболее эффективных способов ее организации – метод проектов.

Метод проектов предполагает сбор информации по проекту не только учителя, но и учащихся:

  1. накопление информации об объекте познания;
  2. накопление информации о продвижении по проекту;
  3. накопление вспомогательной информации;
  4. накопление рабочих материалов.

Эти документы необходимо хранить в папке, портфеле. А это не что иное, как линия технологии Портфолио. Сочетание двух технологий дает хорошие показатели обучения. Вырабатывая свой стиль, преподаватель должен осознавать, что главное – это достижение конечного результата обучения, который предполагает не только формирование знаний, умений и навыков, но и воспитание, и развитие обучающихся. При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения, нет сверх эффективного способа, которым можно заменить все остальные. Процесс подбора методов обучения всегда важен.

На этапе накопления информации об изучаемом объекте выбор методов зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач, времени, которым располагает преподаватель, особенностей состава учеников.

Беседа требует больше времени, чем простое изложение учебного материала, но зато побуждает участников к размышлению, припоминанию ранее полученных знаний. Это не только развивает их мышление и память, но и создает интерес к работе и состояние активного участия в ней. Беседа дает возможность преподавателю выявить ошибочные представления и суждения учеников, а следовательно, предупредить возможные ошибки в усвоении учебного материала.

Для эффективного предъявления большого по объему теоретического материала можно использовать такие методы активного обучения как мозговой штурм или деловая игра, для обучения навыкам межличностного общения – ролевая игра. Чтобы развивать навыки работы в группе, навыки принятия решений, используется метод проектов. Для развития способностей к самообучению можно использовать анализ практических ситуаций.

В практике преподавания довольно часто используются игровые приемы обучения – разного рода головоломки, дидактические игры, разыгрывание ролей. Они вызывают интерес к изучаемому материалу, развивая сообразительность, находчивость и тем самым способствуя более прочному усвоению знаний. В качестве иллюстрации к объяснению используются заранее подготовленные учениками инсценировки, которые могут служить проблемной ситуацией для анализа, побудительным актом для организации эвристической беседы, учебной дискуссии. При подготовке игровых приемов-инсценировок следует помнить, что в них участвует небольшое число учеников, поэтому инсценировки должны быть короткими (не более 2–3 мин), а их содержание должно наиболее точно соответствовать проблеме, которую предполагается обсуждать. Игровые приемы, требующие больших затрат времени при подготовке и в ходе учебного занятия, но являющиеся не собственно обучающим моментом, а лишь способом побуждения к обсуждению проблемы, снижают эффективность обучения, поскольку их занимательно-развлекательная направленность отвлекает от решения конкретных учебных задач.

Широкое применение имеют и практические приемы обучения, направленные на формирование практических учебных умений и навыков. Задания, небольшие по объему, должны быть связаны непосредственно с изучаемым материалом, включатся в разные этапы учебного занятия (проверка знаний, изучение нового учебного материала, закрепленных знаний, самостоятельная работа на учебном занятии, задание для самостоятельной внеаудиторной работы). Время на выполнение заданий не должно превышать 2–10 мин, но проводить их следует обязательно и систематически.

Развитию самостоятельности и познавательной активности способствует программированное обучение. Сущность программированного обучения заключается в том, что обучающиеся самостоятельно прорабатывают материал на основе специально подготовленной программы. Программа состоит из ряда шагов, содержащих новый материал для изучения; за каждым шагом следует контрольный вопрос или контрольное задание, благодаря которому можно проверить, усвоил ли ученик прочитанный материал. Если материал усвоен – ученик допускается к изучению следующего шага; если нет – возвращается к старому материалу; при затруднениях обращается за помощью к преподавателю. Программированное обучение имеет и ряд недостатков: разработка и размножение программ требуют от преподавателя значительных усилий и времени, что не всегда оправдывает себя, да и сами программы не всегда оказываются качественными.

Метод проблемного обучения способствует максимальному развитию творческого мышления, приучает вдумываться в сущность явлений, отыскивать взаимосвязи между ними, формулировать выводы как теоретические положения.

Эвристическая беседа – основной метод проблемного обучения. Это может быть цепочка вопросов, обращенных к опыту, знаниям, размышлениям учащихся; постановка проблемы, которую ученики решают под руководством преподавателя, выдвигая гипотезу, формулируя возможные пути ее решения, совместно обсуждая пути решения.

Групповая дискуссия учит вести обсуждение: аргументировать положения, быстро находить необходимые примеры и доказательства, четко формулировать выдвигаемые предложения, мысли.

Исследовательский метод заключается в том, что учащиеся самостоятельно осуществляют учебное исследование, а затем на занятии докладывают о его результатах. Результаты учебных исследований преподаватель может использовать как иллюстративный материал при объяснении (чтении лекции) изучаемой темы.

Преимущество деловых игр состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что повышает интерес к ходу игры. Участники могут показать не только знания и умения по предмету, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко зависит ход игры.

На этапе изучения нового материала происходит накопления информации по изучаемой теме. Портфолио формируют следующие документы: материалы печатных и электронных изданий, список источников информации по изучаемому объекту, схемы и чертежи, таблицы и диаграммы, аудио– и видеофрагменты, рисунки и др. Желательно, чтобы материалы сопровождались кратким рефлексивным комментарием ученика о том, что удалось, каким образом может быть использовано в дальнейшем.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях. Поэтому преподавателю необходимо тщательным образом продумывать приемы для аргументированной мотивации изучаемой темы. Главная задача мотивации учения – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Метод проектов создает условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

  1. Предоставление свободы выбора. Ученик имеет возможность выбора видов занятий, форм контроля, объема и глубины изучения темы. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.
  2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
  3. Ученику интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе существует атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Об организации таких уроков писал Амонашвили.
  4. Личные стандарты вырабатывает для себя сам ученик. Но такой же стандарт относительно достижений своих подопечных формирует и учитель. Благодаря документам портфолио, достижения ученика сравниваются не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат – оптимальная мотивация и успешная учеба.

Само портфолио является мотивирующим фактором обучения, так как информация, собранная в нем, нацеливает учащегося на демонстрацию развития, содержит факты о продвижении по проекту, формирует навыки саморегуляции, самоконтроля, вырабатывает умения действовать в стрессовой ситуации. Например, карта самодиагностики, лист планирования проекта, контрольный лист тестирования, планы исследований, результаты рефлексии и др.

Кроме того, необходима вспомогательная информация, которая формирует уверенность в своих действиях, правильное отношение к своему здоровью. Для этого в портфолио накапливается информация о правилах оформления текста, списка источников информации, критерии оценивания выполненных работ, советы психолога о приемах саморегуляции, памятки об оптимальной работе с книгой и компьютером, комплексы упражнений для глаз и др. Материал может быть подобран преподавателем, а может и являться частью задания для самих учащихся.

Каждый учащийся выполняет итоговую работу (проект) и защищает ее, т.е. получает на выходе конкретный продукт, подтверждающий заявленный учащимся уровень знаний, умений и навыков, выявляющий тенденции саморазвития личности, демонстрирующий потенциал дальнейшего совершенствования.

В портфолио могут быть помещены следующие единицы хранения рабочих материалов проекта: отчеты по проекту, рефераты, модели, справки, грамоты, сертификаты, отчеты наблюдений, эскизы веб-страниц и стендов, презентации проекта и др. Отметим, что освоение способов деятельности, закрепление практического умения решать данный класс задач не менее ценно, чем выход на “конкретный продукт”.

Итогом работы учащегося (образовательный результат) является система технологических компетенций и компетенций личностного роста, которые выявляются в анализе (и самоанализе) презентационных работ по изученным и освоенным дисциплинам. Портфолио показывает рефлексивные способности ребенка и степень его мотивации в изучении предметов за рамками обязательного минимума содержания образования.

Интересны исследования Х.Е.Майхнера, отмечавшего, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:

  • 10% того, что читают;
  • 20% того, что слышат;
  • 30% того, что видят;
  • 50% того, что слышат и видят.

В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти:

  • 80% того, что говорили сами;
  • 90% того, что делали сами.

Технология “Портфолио” формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. У учащихся развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности. А самостоятельное создание авторских документов – это процесс творческий, ориентированный на воображение, поиск и открытие. А это уже 90% по Майхнеру.

Список литературы:

  1. Полат и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. Пособ. /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат.-М.: Издательский центр “Академия”.2000.– 272 с.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб.пособие для вузов. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.-288 с.
  3. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.– 360 с.
  4. Джонсон Д. Джонсон Р. Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. Пер. с англ.– СПб.: Экономическая школа, 2001. – 136 с.
  5. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Л.И.Божович. – М., 1972.– 351 с.