Занятие-игра познавательного цикла по гражданскому воспитанию "С любовью по родному краю"

Разделы: Работа с дошкольниками


Мир детства мы наполним любовью… К родному краю, его природе, истории и культуре. Эта тема является актуальной на сегодняшний день. Работа по ознакомлению с родным городом, воспитанию у детей любви к родному краю является одним из направлений воспитания и образования дошкольников нашего ДОУ.

Содержание работы с детьми определено разделом "Человек в истории", направленным на реализацию образовательных и воспитательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о своем Отечестве, но и социально-ценностное отношение к нему, становление адекватных способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов.

В нашем детском саду созданы благоприятные условия для работы по патриотическому воспитанию. Создана теплая, уютная атмосфера, ведь каждый день пребывания ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми и обучающими играми.

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.

Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия цикла «Мы живём в России», которые связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране – России, её прошлом и настоящем.

«Игра-путешествие» – является одной из эффективных и действенных форм для закрепления материала «Мой город – есть малая родина», которая расширяет знания о родном городе, крае, где расположен. Эффективной и действенной формой являются экскурсии по микрорайону, где расположен детский сад, заочные экскурсии по фотографиям и иллюстрациям, рассматривая достопримечательности города, во время которых дошкольники знакомятся с согражданами – героями соцтруда, которые прославили наш город, с условиями и особенностями их труда.

Ребёнок дошкольного возраста находится в самом начале своего развития, тем не менее, можно выделить качества характера, поведения ребёнка, которые содержат в себе потенциал духовности. Дружелюбие, открытость ребёнка как начало доброго отношения к миру, природе, людям; эти качества в дальнейшем могут перерасти в большую любовь в широком и духовном её понимании.

Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, об особенностях и проблемах природы родного края.
  • Развивать познавательный интерес в процессе решения проблемных ситуаций.
  • Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой родины.

Оборудование и материал: карта России, Белгородской области, предметные картинки с изображением животных, цветов, птиц, предметные картинки с изображением предметов для туризма и других предметов, куклы разных национальных стран, ширма, фотографии заповедных мест; магнитофон, аудиозапись с музыкальными записями песни «Моя Родина», «Вместе весело шагать», запись гимна детского сада «Золотой ключик».

Предварительная работа:

  • экскурсии по городу;
  • в краеведческий музей города;
  • рассматривание иллюстраций и фото г. Нового Оскола и его достопримечательностях;
  • разучивание стихов о родном городе;
  • беседы о г. Новом Осколе, его символике;
  • рисование герба г. Нового Оскола;
  • написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

ХОД ИГРЫ

Звучит музыка. Дети входят в зал.

Ведущий: Внимание! Внимание! Мы ведем репортаж из детского сада «Золотой ключик». Сегодня собралось много гостей. Это гости из музея игрушек. Узнаете вы их?

Ведущий показывает на игрушки разных национальных стран.

Ведущий:

Откуда появилось это чудо?
Девчонки просто сходят все с ума.
Об этой кукле говорят повсюду.
Ну что, смотрите: вот она сама.

Дети: Это кукла Барби.

Ведущий: Правильно. Кто знает, откуда приехала к нам кукла Барби? (Ответы детей). Она приехала к нам из страны – Америки. А этого гостя вы узнаете?

Дети: Да. Это Микки-Маус.

Ведущий: Он также к нам приехал из Америки. А кто это такой? (Это медведь).

Ведущий: Да, этот гость из Англии, а значит, зовут его Teddy-Bear. Он немного похож на нашего медведя. Этот гость – Верблюд – из страны Египет, это – Слон – гость из Индии, а это гость, догадаетесь, как зовут и откуда он? (Матрешка, из страны России).

Ведущий: А мы с вами в какой стране живем?

Дети: Мы живем в России.

Ведущий: Правильно, мы с вами живем в России. Это наша Родина, а матрешка наша национальная игрушка. Наши гости (игрушки) спрашивают «что такое Родина?». Поможем гостям узнать, что мы Родиной зовем?

Дети: Наша родина – Россия. (Показывает её на карте).

Ребенок: Столица нашей родины – Москва.

Ребенок: Наша родина – самая большая в мире.

Ребенок: Мы живем в городе Новый Оскол. Он для нас тоже родина, но она называется – малая родина. У каждого человека есть малая родина. Это город или село, где он родился и живет.

Ребенок: И у каждой страны, как и у города есть свои символы – герб, флаг и гимн.

Ведущий: Правильно, дети. Но гимн есть и у нашего детского сада. Хотите послушать?

Звучит гимн детского сада «Золотой ключик» на музыку песни из кинофильма «Буратино или Золотой ключик».

Ведущий: Как вы думаете, разъяснили мы нашим гостям, что такое Родина и Россия? Надеюсь, им понравился Гимн нашего детского сада. Вы хотите отправиться в необычное путешествие? Предлагаю отгадать кроссворд и узнать, куда мы отправимся в путешествие.

– Какие птицы обитают в наших лесах? (Каждый ответ сопровождаем показом иллюстрации).
– Назовите самую раннюю птицу? (Жаворонок)
– У какой птицы глаза впереди? (Сова)
– Какую птицу считают ночной птицей? (Сова)
– Какая птица кричит по ногам? (Сыч)
– Какую птицу называют лесным такси? (Сойку)
– Какая птица не хочет выполнять свои родительские обязанности? (Кукушка)
– Какая птица спит, и никогда не опускается на землю питаться? (Стриж)
– Какие птицы водоплавающее? Болотные? (Гусь, утка)
– Какие птицы являются хищниками (Коршун, ястреб)
– На какую еще похожа сова? (Филин)

Ключевое слово: Новый Оскол

Ведущий – Правильно, вы отгадали. Хорошо, отправляемся в путешествие по нашему краю, чтобы лучше узнать наш край. Ведь наша земля богата разными чудесами. Давайте проверим, как вы готовы к походу.
Каждый бывалый турист знает, что необходимо взять с собой. Вот и вам надо из картинок отобрать те предметы, которые вам нужно взять в поход.
Предметы: рюкзак, спички, кастрюля, кружка, полотенце, спальный мешок, сменные носки, соль, панама, пила, туфли, сухари, футболка, утюг, палатка, котелок, фляжка с водой.

Дети собирают рюкзаки в поход.

Ведущий: Молодцы! Вы правильно показали, что нужно брать с собой в поход. Да, наш край окружает красивая природа – леса, поля, луга. Ребята, вот мы говорим о животных, птицах, растениях их кто-то охраняет или все это само по себе живет, растет?

Дети: Охраняет государство, лесники, люди.

Ведущий: Правильно. А есть ли у нас заповедники? (Да).

– А что такое заповедник?

Дети: Заповедник – это место, где никому нельзя трогать растения, животных, где все, что там находится, должно оставаться таким же, а лесники берегут и охраняют.

Показываются фотографии заповедных мест нашего края.

Ведущий: У нас заповедные места – Дегтярный лес, Шараповский заповедник. Главное, гуляя по заповедным местам и просто в лесу, вы должны знать правила поведения в лесу. Давайте их расскажем.

«Правила поведения на природе»

Участники по очереди (в кругу) говорят правила поведения на природе.

  • Нельзя пробовать незнакомые растения – ядовито!
  • Нельзя шуметь, так как можно решить нормальную жизнь обитателей леса!
  • Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу (ведь домой еще не скоро).
  • Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар.
  • Нельзя купаться, если водоем незнаком – там может быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на дне.
  • Нельзя пить некипяченой воду из открытого водоема.
  • Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.
  • Нельзя ловить бабочки, жуков и других обитателей леса, и т.п.

Ведущий: Молодцы! Теперь, кажется, все собрались в дорогу! И чтоб было веселей путешествовать споем.

Песня «Вместе весело шагать». Дети поют песню и передвигаются по залу.

Ведущий: Сейчас проверим ваши знания о представителях живого мира, которые живут на нашей территории.

Загадки о растениях и животных

– Какие животные живут в наших лесах, степях и водоемах? (Лось, кабан, волк, енот, сурок, бобр, змея и др.)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, еж, медведь)
– Кого считают санитарами леса? (Волка)
– Почему? (Потому что он убивает больных животных)

Дидактическая игра "Кто где живет"

Вам нужно назвать и расселить животных на карте нашей области.

Дидактическая игра "Кто чем питается"

Физминутка –  игра "Охотники и звери"

Ведущий: В нашем лесу и на территории детского сада растут красивые деревья, разной породы. Назовите, какие вы знаете деревья. (Дети называют).
А теперь предлагаю вам поиграть в игру «Я – дерево». В ходе ее вы должны передать образ разных деревьев пластикой собственного тела: макушка дерева – голова, ствол – туловище, ветки – руки.

Игра «Я – дерево»

Ведущий: Молодцы! Как у вас хорошо получалось. Действительно ваши деревья имеют именно такой характер, какой вы показали. Следующее задание «Собери букет». Кто больше назовет цветов, которые растут на лугу.

Игра «Собери букет»

Ребенок: Если долго, долго, долго

В самолёте нам лететь,
Если долго, долго, долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы:
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Ребёнок:

На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.

Ведущий: Молодцы! Вам ещё многое предстоит узнать о России, но об этом мы узнаем в следующем путешествие. На этом мы заканчиваем свое заочное путешествие.