Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом

Разделы: Работа с дошкольниками


Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Активную позицию в этом вопросе занимают педагоги дошкольных учреждений, так как первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности.

Работая по программе «Детство», воспитатели нашего ДОУ столкнулись с тем, что в программе не хватает материала по краеведению. Кузнецкий край, на территории которого мы живем, уникален по своим природным и историческим местам. Мы полагаем именно знания об истории родного города, какие-то конкретные факты, наблюдения общественной жизни, помогут нашим детям лучше представить себе, что их родной город является частью страны.

Начиная работу, мы прежде всего сами хорошо изучили природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края. Продумали о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для нашей местности. Основной задачей было отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему, помочь показать детям их родной город, чтобы вызвать чувства восхищения, гордости и любви. Исходя из этого, мы наметили следующие направления работы:

  • познакомить с историей возникновения г. Новокузнецка, рассказать о местонахождении города, объяснить откуда произошло название
  • познакомить с названиями улиц города, подробно рассказать о близлежащих улицах, на которых живут дети
  • знакомить со зданиями города, их назначении, показать самые древние здания, рассказать об истории их создания
  • познакомить с людьми, прославившими наш город (рассмотреть фотографии, портреты)
  • знакомить с культурными достопримечательностями города (посещение музеев, театров)
  • познакомить с историей культуры и быта Кузнецкого края
  • познакомить с гербом нашего города (объяснить, что такое герб).

Работу по ознакомлению детей с родным городом проводим в определенной последовательности. С целью определения уровня знаний детей и выявления пробелов в знаниях  о родном городе в ДОУ проводилось анкетирование детей и их родителей. Данные анкетирования были учтены при составлении «Перспективного плана работы по знакомству с родным городом». В план включили: тематические занятия, игровую, трудовую, продуктивную деятельность, а также работу по физическому развитию и активизации словарного запаса детей.

Основной формой работы с детьми по пополнению знаний о родном городе являются тематические занятия. Мы провели отбор и систематизацию занятий по следующим темам: «Крепость на Томи»; «Богатства земли Кузнецкой»; «Основные профессии: металлурги, шахтеры»; «Кузнецкий угольный бассейн»; «Глубокий тыл в годы Великой Отечественной войны» и др. При составлении занятий учитывали возрастные особенности детей, принимали во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Занятия строили так, чтобы вызвать у детей интерес, любознательность. Для повышения познавательной активности широко применяли игровые приемы. Большой интерес у детей вызывают игры – занятия в «путешествия», «поездки».

При ознакомлении детей с родным городом целесообразно проводить целевые прогулки, экскурсии, которые интересны и полезны детям всех возрастов. Мы организовывали  экскурсии на «Кузнецкую крепость», к памятнику В.В. Маяковского; в краеведческий музей, в кукольный театр и др. Такие экскурсии не только позволяют познакомить с историей города, но и имеют большой воспитательный эффект. Во время прогулок в парк, к реке мы учим детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться, побуждаем желание работать вместе со взрослыми по благоустройству города.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Поэтому после прогулок и экскурсий дети с удовольствием рисуют, лепят то, что им больше всего запомнилось, запало в душу: родную природу, исторические места, праздники, красивые здания. Эмоционально воспринимать окружающий мир детям помогает музыка. Слушая песни о Родине, о подвигах, о природе ребята радуются или печалятся, ощущают свою причастность к героическому прошлому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства.

Игры также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая под влиянием прочитанного произведения, экскурсии, после наблюдения трудового процесса, может перерасти в интересную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Это так полюбившиеся детям игры:  «школа»; «дочки-матери»; «летнее кафе»; «спасатели»; «цирк»; «кукольный театр». Ребенок, принимая на себя роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях. Наша задача – поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление.

Дидактические игры организуем как дополнительную работу по освоению ведущей темы. Это такие игры как: «Зеленый город»; «Кому что нужно»; «Стань другом природы»; «Славянская семья: родство и занятия»; «Собери свой город»; «Чрезвычайные ситуации в доме» и др. Именно от них зависит выбор детьми конкретных игровых сюжетов.

Особое внимание уделяем театрализованным играм, а именно играм драматизациям. Организуем не только драматизацию сказок, но и обыгрываем с детьми потешки, небылицы, русские народные песни. Используя в работе все виды фольклора, мы тем самым приобщаем ребят к общечеловеческим нравственным ценностям. В них оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Большое место в приобщении к народной культуре мы уделяем народным праздникам и традициям. Это «Праздник русской масленицы»; «Русские народные посиделки»; «Праздник урожая»; «День рождения города». Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, должны быть национальными. Поэтому мы используем не только художественную литературу, фольклор, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда. В ДОУ имеется уголок «народного творчества», где дети знакомятся с народными промыслами, бытовыми предметами старины: прялкой, русской печью, ухватом и т.д.

Погружая детей в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к родному городу, краю, к большой Родине.

Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Эти качества необходимы будущим защитникам Родины. В этом направлении мы организовываем спортивные игры с военно-патриотическим содержанием: «Солдаты на учении», «Мы-пожарные», «Спасатели». У ребят появляется желание учиться метать в цель, прыгать, подлезать под препятствиями, бегать на определенные дистанции, маскироваться.

И так, каждую тему мы подкрепляем различными видами деятельности. Это способствует эффективному и системному усвоению знаний о родном городе. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляем во время общих праздников и развлечений.

Однако условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни людей в нашем городе. И здесь нам на помощь приходят родители. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по улицам, знать, чем они славятся – задача, которая по плечу любой семье. Родители – наши союзники. И чем больше мы их привлекаем к нашей работе, чем активнее показываем результаты детской деятельности, тем больше новых возможностей открывается.

Большое значение придаем семейным экскурсиям по городу с целью знакомства с историческими местами. Мы предлагаем родителям посетить Кузнецкую крепость, «Дом – музей Ф.М. Достоевского», Бульвар героев, памятник Маяковскому, Сквер Воинов-Афганцев и др.

Итоги таких экскурсий отражаем в фотовыставках, совместных с родителями рассказах детей. Ребята с удовольствием делятся своими впечатлениями, а мы записываем их рассказы, зачитывая другим детям, взрослым.

Нередко родители помогают нам организовывать экскурсии и вместе с группой детей ездят на экскурсии.

Здесь у них появляется возможность наблюдать за своим ребенком в кругу сверстников, послушать их разговор, понять, что интересует детей, увидеть уровень общения своего ребенка. А для ребенка, в свою очередь, это возможность похвастаться перед друзьями, своими родителями. Именно родители, на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родители, но и все общество, вся страна.

Таким образом, воспитывая чувства любви и привязанности к родному городу, мы постепенно подводим детей к пониманию того, что их город – частица нашей Родины. В своих трудах Н.К. Крупская подчеркивала, что «Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия других далеких краев и областей». Исходя из этого, продолжением нашей работы будет знакомство с другими городами России.