Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов как фактор успешной профессиональной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Здоровье человека - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки. Педагог - особая профессия. У педагога - разноплановая социальная ответственность: за обученность, воспитанность и развитие ребенка, за рабочую документацию и корректность воспроизведения методики воспитания и обучения, за умение предоставить свою работу и обобщить свой опыт, за безопасность и здоровье ребенка. Таким образом, педагоги являются наиболее уязвимым контингентом по возможности приобретения психосоматических расстройств, существует высокая вероятность развития симптомов профессионального выгорания. Именно поэтому задача сохранения и укрепления психологического здоровья педагога для образовательного учреждения, по-прежнему, остается актуальной.

Вследствие вышесказанного, представляется необходимым формирование таких характеристик психологического здоровья как

1/ приспособленность к социальному и природному окружению - возможности не только приспособиться к имеющимся условиям, но и активно преобразовывать их;

2/ адаптированность в сфере "внеличностной" социально-экономической активности, где педагог добивается профессиональной компетентности и мастерства.

Данное формирование возможно, при следующих условиях: построении модели инновационных преобразований по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов средствами психопрофилактической работы; обеспечении эффективной работы системы превентивных мер, направленных на создание психологически благоприятных условий сохранения личности педагога в образовательном пространстве.

Таким образом, целью работы является разработка и апробация комплекса мер, направленных на повышение уровня психологического здоровья педагогов ДОУ.

В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:

  • Определение объективных критериев, позволяющих оценить условия психологического здоровья педагогического персонала.
  • Проведение исследования состояния и динамики психологического здоровья педагогов.
  • Создание благоприятной психологической атмосферы, ситуации успешной профессиональной деятельности.
  • Выделение объективных оснований для разработки и внедрения программы работы с педагогическим персоналом.
  • Разработка программы развивающей работы с педагогами и их апробация.

Этапы работы по программе

Первый этап - организация развивающей работы с педагогами

1. Подготовка к проведению мониторинга психологического здоровья педагогов.

В соответствии с разработанной моделью педагога подобраны следующие диагностические средства программы:

  • Методика "Самооценка физического, психического и социального здоровья" С. Степанова
  • Методика "Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни" Н.Е. Водопьяновой.
  • Методика "Косвенного изучения системы самооценок" Е.Т. Соколовой, Е.О. Федотовой
  • Анкета для изучения профессионального самосознания и рефлексивных умений педагогов
  • Анкета "Самоменеджмент: насколько хорошо вы справляетесь со своей работой?"
  • Методика определения состояния психического здоровья персонала С.М. Шингаева
  • Типологический опросник К.Юнга
  • Социометрическая методика

2. Составление программы работы ДОУ

Подбор программно-методического обеспечения превентивной работы с педагогами (Приложение 1).

Второй этап - реализация программы развивающей работы с педагогами

Схема работы с педагогами в рамках реализации программы превентивной работы ДОУ представлена в Приложении 2.

Как видно из схемы, основными направлениями работы с педагогами являются психологическое просвещение, превентивная развивающая работа и психологическое консультирование.

Основными направлениями развивающей работы с педагогами являются следующие:

1. Аксиологическое направление предполагает развитие умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Реализуется посредством программы "Психологическая самопомощь". Также при работе по данному направлению активно используется совместная деятельность педагогов при работе над творческими заданиями.

2. Инструментальное направление предполагает развитие личностной рефлексии. Реализуется посредством программы "Тренинг педагогической рефлексии" (Смолева Т.О., Череда А.М.). Также при работе по данному направлению используются следующие формы работы:

  • Рефлексотворчество - семинары, психологические тренинги, индивидуальная работа, психодиагностика. На каждом занятии используются различные рефлексивные техники.
  • "Экран достижений". В конце каждого месяца деятельность педагогов анализируется совместно с педагогами по определенным параметрам. В конце года проводится итоговая рефлексия.
  • Самоанализ и анализ занятий.
  • Участие в работе мониторинговой службы.

3. Потребностно-мотивационное направление предполагает развитие умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, потребности в самоизменении и личностном росте. Реализуется посредством программы "Психологическая самопомощь". Также при работе по данному направлению используются следующие формы работы:

  • Конкурсы (например, конкурс уголков психологической разгрузки).
  • Работа в творческих группах ДОУ: "Школа передового мастерства", "Лаборатория психолого-педагогического сопровождения".

4. Развивающее направление предполагает развитие навыков саморегуляции. Реализуется посредством программ "Самоменеджмент педагога", "Работа по программе индивидуального педагогического поиска", "Психологическая самопомощь".

Психологическое просвещение и консультирование осуществляется с помощью групповых (семинары, групповые консультации) и индивидуальных (адресные индивидуальные консультации) форм работы. Основными целями психологического просвещения является повышение уровня профессиональной компетентности по вопросам сохранения и укрепления психологического здоровья. Реализуется посредством программы "Психологическое здоровье как цель и критерий психологической поддержки". Данная программа представляет собой цикл семинаров-практикумов. Программа предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Каждый педагог получает пакет методических материалов.

Целью программы "Работа по программе индивидуального педагогического поиска" является развитие исследовательских навыков педагога, развитие умений планировать, прогнозировать, предоставлять свою работу и обобщать свой опыт, оформлять рабочую документацию. Необходимость разработки данной программы обусловлена остротой практического запроса со стороны педагогов ДОУ. Данная программа представляет собой цикл семинаров-практикумов. Программа предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. В программе предусмотрены следующие этапы:

1. Теоретический этап - цикл из 3-х семинаров-практикумов. На данных семинарах рассматриваются основные этапы по программе индивидуального педагогического поиска. Педагоги учатся формулировать цели, задачи, предполагаемые результаты работы, планировать диагностическую и развивающую работу, анализировать и обобщать результаты работы, представлять свой опыт. Разбирается пакет необходимых документов. Каждый педагог получает методичку с материалами курса.

2. Практический этап - после каждого семинара педагоги получают практическое задание:

  • Составить план работы по программе ИПП на заданную тему.
  • Оформить документацию по проведенной диагностической и развивающей работе.
  • Составить творческий отчет на заданную тему.

3. Этап контроля и коррекции. Данный этап предполагает использование индивидуальных форм работы. После выполнения каждого практического задания педагог проводит самоанализ выполненной работы, затем работу анализирует ведущий программы, в случае необходимости дает индивидуальную консультацию по внесению корректив. Педагог продолжает работать над выполнением задания до полного усвоения материала в индивидуальном темпе.

Целью программы "Самоменеджмент педагога" является развитие умений самоорганизации и саморегуляции своей профессиональной деятельности. Данная программа разработана на основе проблемно-ориентированного анализа психологического здоровья педагогов и анализа практического запроса со стороны педагогов ДОУ. Программа предполагает использование информационно-коммуникационных технологий.

Программа представляет собой цикл из 6 семинаров-практикумов. На данных семинарах рассматриваются понятия самоменеджмент, таймменеджмент. Идет обучение основным навыкам таймменеджмента (педагоги проводят анализ видов деятельности и расходов времени, работают с поглотителями времени и т.д.) и самоменеджмента:

  • Постановка целей - понятие целей, критерии целей, методы постановки целей, варианты построения иерархии целей.
  • Планирование - принципы и правила планирования, способы планирования, планирование и управление временем.
  • Принятие решений - методы принятия решений (анализ АБВ, принцип Парето, принцип Эйзенхауэра и т.п.), критерии оценки задач, рекомендации по установлению последовательности задач
  • Организация и исполнение - принципы и правила эффективной организации рабочего дня.
  • Контроль - способы самоконтроля.

Каждый педагог получает методичку по программе курса.

Целью программы "Психологическая самопомощь" является развитие умения принимать самого себя и других людей, умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, развитие потребности в самоизменении и личностном росте. Данная программа разработана на основе проблемно-ориентированного анализа психологического здоровья педагогов и анализа практического запроса со стороны педагогов ДОУ. Программа предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Программа представляет собой цикл из 10 практических занятий.

  1. "Внутренний имидж". На данном занятии рассматриваются понятия Я-концепция, самооценка, самоотношение, внутренний имидж, его влияние на деятельность и жизнь в целом. Основные рекомендации по формированию положительного внутреннего имиджа.
  2. "Внутренний имидж" (продолжение). На данном занятии рассматриваются способы развития позитивного внутреннего имиджа: самоодобрение и т.п., предлагаются упражнения на развитие позитивного внутреннего имиджа ("Ода самому себе", "Коллаж достоинств", "Контраргументы", "Письмо себе, любимому", "Я - подарок для человечества" и т.п.).
  3. "Внутренний имидж" (продолжение). На данном занятии предлагаются упражнения на развитие позитивного внутреннего имиджа.
  4. "Саморазвитие". На данном занятии рассматриваются понятия саморазвитие, взаимосвязь саморазвития и ответственности, гармония развития личности, принцип личной ответственности, приводятся рекомендации для людей, стремящихся к саморазвитию
  5. "Психогигиена личности". На данном занятии раскрывается содержание понятия психогигиена личности, психогигиена педагога, психогигиена руководителя, саногенный потенциал личности, отношение к действительности, составляющие благополучия личности, психологическая устойчивость, согласованность жизненных процессов личности.
  6. "Контроль эмоций". На данном занятии рассматриваются понятия отрицательные эмоции (особое внимание уделяется таким эмоциям как гнев, обида, механизм их возникновения, прощение и его роль), их роль в жизни человека, различия между подавлением эмоций и управлением эмоциями, последствия подавления эмоций, принципы управления эмоциями, способы контроля нежелательных эмоций, специальные приемы косвенного выражения чувств (рисунок, письмо самому себе, пустой стул, ведение дневника и т.д.)
  7. "Практикум по управлению стрессом". На данном занятии рассматриваются специальные методы и техники по профилактике и управлению стрессом: глубокое дыхание, релаксация, визуализация.
  8. "Практикум по управлению стрессом" (продолжение). На данном занятии рассматриваются способы восстановления состояния внутреннего комфорта.
  9. "Психопрофилактика в ситуациях риска". На данном занятии рассматривается стратегия поведения в неблагоприятных ситуациях.
  10. "Что можно сделать для себя в течение дня". На данном занятии рассматриваются рекомендации по использованию психопрофилактических техник в течение дня. Обобщается материал курса.

Каждый педагог получает методичку по программе курса.

Большое внимание уделяется созданию благоприятной психологической атмосферы, ситуации успешной профессиональной деятельности. Основой работы по данному направлению является концепция когерентности, согласно которой детерминантами психологического здоровья в профессиональной среде являются:

  • Чувство соответствия между собственными возможностями и требованиями среды.
  • Адекватная оценка своих возможностей.
  • Переживание ситуации как важной и имеющей индивидуальный смысл и значение.
  • Чувство собственной значимости и эффективности своих действий.
  • Восприятие среды как значимой и доброжелательной, а также ожидание положительных результатов своей деятельности.

В качестве одного из средств решения этой задачи были выбраны типологический реинжиниринг и "Методика работы руководителя по обеспечению психического здоровья персонала" Шингаева С.М.

В соответствии с главными принципами, на которых основана управленческая деятельность руководителя организации по сохранению и укреплению психического и психологического здоровья сотрудников в рамках "Методики работы руководителя по обеспечению психического здоровья персонала" Шингаева С.М., используются следующие формы работы:

  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Четкая организация работы в организации, рациональный режим труда педагогов.
  • Организация рабочего места сотрудников с учетом эргономических требований.
  • Тесное взаимодействие руководителей с персоналом.
  • Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам психологического здоровья.
  • Использование системы материальных и нематериальных форм поощрения сотрудников для подкрепления эффективного для организации и полезного для педагогов стиля работы. Поощрения осуществляются по итогам каждого конкурса, проводимого в ДОУ, а также по итогам года (итог работы по "Экрану достижений"). Каждый год в ДОУ определяются, чествуются и награждаются личными подарками педагоги, показавшие наибольшую эффективность в профессиональной деятельности. При этом администрацией ДОУ четко аргументируются критерии определения победителей, подчеркиваются личные достижения каждого, отмечается прогресс педагогов (с анализом причин прогресса).
  • Организация коллективных праздников, нацеленных на поддержание здорового образа жизни.

По результатам итоговой диагностики можно констатировать существенные изменения показателей психологического здоровья в профессиональной деятельности педагогов ДОУ и сделать вывод о том, что разработанная программа оказалась достаточно эффективной для повышения уровня психологического здоровья педагогов.

Приложение 1.

Приложение 2.

Литература.

  1. Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования [Текст] / М. Ю. Михайлина. / Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. - СПб., 2003. Т.5.
  2. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст [Текст] / В. Э. Пахальян. - СПб.: Питер, 2006.
  3. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Электронный документ] - Режим доступа: http://www.psyinst.ru. - Загл. с экрана.
  4. Шагивалеева, Г. Р. Основы психологического здоровья [Электронный документ] - Режим доступа: http://www.egpu. ru. - Загл. с экрана.