Нравственное воспитание. "Как Петрушке подняли настроение". Занятие в средней группе детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках.
  • Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость).
  • Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении.
  • Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
  • Закреплять умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, речи, движений.
  • Вызывать чувства сопереживания, воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа:

  • Беседа о добрых и злых людях.
  • Упражнение "Расскажи о своём настроении".
  • Ситуации "Сломанная кукла", "Помирись с другом".
  • Слушание песни В. Шаинского "Улыбка"; музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского "Если добрый ты".

Подготовка:

Объявления - картинки: "зайчик, промокший на скамейке", "мишка с оторванной лапой".

Фотографии картинки: "девочки - злая, равнодушная, добрая".

Картинки: "зайка", "мишка", "лошадка", "девочки поссорились", "девочки помирились".

Запись музыки Т. Вилькорейской к танцу "Помирились", музыки В. Шаинского "Улыбка".

Ход урока

Дети сидят полукругом на стульчиках и замечают Петрушку рядом с игрушками. На доске развешаны объявления-картинки и фотографии-картинки. Воспитатель обращает внимание детей на Петрушку.

Воспитатель:

Сидит Петрушка, скучает,
Что случилось и сам не знает,
На заборе прочёл объявление,
И испортилось вмиг настроение.

Воспитатель берёт Петрушку.

Петрушка (грустно):

Поиграйте в мои игрушки,
Не мешайте грустить Петрушке.

Воспитатель: Дети, поздоровайтесь с Петрушкой!

Дети здороваются.

Воспитатель: Но как, же Петрушка мы можем играть, если ты не весел?

Петрушка: Здравствуйте ребята! Я очень рад вас видеть, но я не рад объявлению, которое весело на заборе вашего детского сада. Вот, прочитайте сами.

Воспитатель обращает внимание детей на объявления-картинки.

Воспитатель: Посмотрите дети, кажется, эти объявления-картинки об игрушках. Давайте попробуем их прочитать.

<Рисунок 1>

 

Дети:

Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка
Со скамейки слезть не мог
Весь до ниточки промок.

img2.jpg (6850 bytes)

<Рисунок 2>

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу -
Всё равно его не брошу
Потому что он хороший.

Воспитатель: Да, ребята, не очень хорошая ситуация.

Петрушка: Ребята, а у меня есть фотографии трёх девочек, только я не могу разобраться, какая из девочек бросила зайку, а какая оторвала мишке лапу.

Воспитатель: Хорошо, Петрушка, постараемся тебе помочь.

Воспитатель сажает Петрушку на стульчик и обращает внимание детей на фотографии-картинки.

<Рисунок 3>

Воспитатель: Посмотрите, какая вот это девочка?

Дети: Злая, жестокая, бессердечная, сердитая.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: У неё злое лицо.

Воспитатель: Как вы думаете, что сделала эта девочка?

Дети: Оторвала мишке лапу, бросила его на пол.

Воспитатель: А что ещё может натворить злая девочка?

Дети: Обидеть детей, подраться, отобрать и сломать игрушки.

Воспитатель: Что вы хотите сказать этой девочке?

Дети: Нельзя ломать игрушки, злая девочка - некрасивая девочка, никто не хочет дружить со злой девочкой и т.д.

Воспитатель: Как выручить мишку из беды?

Дети: Надо пришить ему лапу, погладить, обнять, рассказать сказку, поцеловать и т.д.

Воспитатель меняет картинку:

<Рисунок 4>

 

Воспитатель: Каким стал мишка?

Дети: Весёлым, довольным и т.д.

Воспитатель обращает внимание детей на вторую девочку:

<Рисунок 5>

 

Воспитатель: Как вы думаете, что сделала вот эта девочка?

Дети: Играла зайчиком, забыла про него и оставила его под дождём.

Воспитатель: Посмотрите на её лицо. На лице полное безразличие, ей всё равно, что зайка остался под дождём, что он намокнет и пропадёт. Такую девочку можно назвать равнодушной.

Воспитатель просит детей несколько раз повторить какая это равнодушная девочка.

Воспитатель: А что может натворить такая равнодушная девочка?

Дети: Не послушаться взрослых, бросит игрушки, бросить подружку в беде и т.д.

Воспитатель: Что вы хотите сказать этой девочке?

Дети: Надо беречь игрушки, любить их, слушаться взрослых, заботиться о людях и т.д.

Воспитатель: Как выручить зайку из беды?

Дети: Надо просушить, отогреть, обнять зайку, спеть песенку и т.д.

Воспитатель меняет картинку:

 

<Рисунок 6>

Воспитатель: Каким стал спасенный вами зайчика?

Дети: Радостным, весёлым, довольным и т.д.

Воспитатель обращает внимание детей на третью девочку:

<Рисунок 7>

Воспитатель: А эта девочка, какая?

Дети: Она весёлая, добрая.

Воспитатель: Как вы думаете, как она относится к своим игрушкам?

Дети: Любит свои игрушки, бережёт их.

Воспитатель: Какое стихотворение подходит для девочки, которая любит свои игрушки?

Если дети затрудняются, показать картинку:

<Рисунок 8>

Дети:

Я люблю свою лошадку
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Воспитатель обращает внимание детей на Петрушку и берёт его в руки.

Воспитатель: Ну вот, ребята, наш Петрушка повеселел.

Петрушка: Да, вот теперь я спокоен, что в вашем детском саду хорошие, добрые ребята. Они не ломают, не бросают, а берегут игрушки. Я не зря принёс целый мешок игрушек. Ой, только не знаю, как вы будете играть? Вы не будете ссориться из-за них? (ответы детей).

Воспитатель: Знаешь, Петрушка, у нас всё бывает! Но мы можем поссориться и тут, же помириться! Вот так!

Физкультминутка.

Воспитатель сажает Петрушку, приглашает детей на танец "Помирились".

Дети на коврике стоят спиной друг к другу, притопывают одной ногой, руки за спиной. Затем поворачиваются лицом друг к другу, весело кружатся в лодочке, обнимаются и улыбаются.

После танца дети садятся на стульчики.

Петрушка: Вот как хорошо у вас получается!

Воспитатель: Ой, Петрушка, у нас, кажется, непредвиденные обстоятельства. Познакомьтесь с двумя подружками.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку:

<Рисунок 9>

 

Воспитатель: Посмотрите на выражение их лиц. Как вы думаете, что случилось?

Дети: Они поссорились.

Воспитатель:

Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга
Помириться нужно нам.
Я её не обижала -
Только мишку подержала
Только с мишкой убежала
И сказала: "не отдам"!

Воспитатель: из-за чего поссорились девочки?

Дети: из-за игрушки, из-за мишки.

Воспитатель: А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями и из-за чего? (ответы детей)

Воспитатель: А как вы потом себя чувствовали?

Дети: Плохо, становится грустно, обидно и т.д.

Воспитатель: Когда поссоришься, то сразу портится настроение. А можно обойтись без ссор? Как?

Дети: Нужно уступать друг другу игрушки, играть по очереди, считалкой выбирать, кто будет играть первым, играть вместе, можно меняться игрушками и т.д.

Воспитатель: Подумайте, как девочки могут помириться?

Дети: Надо уступить игрушку. Обнять. Поцеловать. Погладить по голове. Сказать: "извини, пожалуйста" и т.д.

Воспитатель: А какие ещё слова можно сказать, чтобы успокоить обиженную девочку?

Дети: Прости, пожалуйста. Не грусти. Не расстраивайся, всё будет хорошо. Давай дружить.

Воспитатель: Запомните ребята, тот, кто виноват, должен уметь признавать свою вину и извиняться первым. Вот как это было в стихотворении:

Дам ей мишку, извинюсь
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: "играть давай"!

Воспитатель меняет картинку:

 

<Рисунок 10>

Воспитатель: Вот так девочки - подружки помирились.

Давайте представим, что вы обиделись друг на друга. Покажите своё настроение.

Дети показывают плохое настроение, воспитатель обращает внимание на лучшие мимические позы.

Воспитатель: А, чтобы помириться, лучше всего улыбнуться друг другу, ведь не зря говорят: "дружба начинается с улыбки".

Включается запись песни "Улыбка".

Воспитатель: Давайте подарим друг другу добрые улыбки. А для этого надо взять соседа за руки, посмотреть в глаза и улыбнуться.

Дети дарят друг другу улыбки.

Воспитатель: Почаще улыбайтесь и вам не придется ссориться. Я вижу, что у всех хорошее настроение и у Петрушки тоже.

Воспитатель берёт Петрушку.

Петрушка: Ребята, вы как добрые волшебники, злых и равнодушных научили быть добрыми, весёлыми и внимательными. Выручили из беды мои любимые игрушки. Помирили девочек подруг. И подняли мне настроение.

Петрушка указывает на мешок с игрушками.

Петрушка:

Поиграйте со мной в игрушки
Я веселый сегодня Петрушка!

Дети благодарят Петрушку и рассматривают содержимое мешка.