Итоговое занятие "Русская ярмарка"

Разделы: Внеклассная работа


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

№ п/п Информация об учебном занятии
  Область деятельности дополнительного образования детей декоративно-прикладное творчество
1 учреждение дополнительного образования МОУ ДОД "Центр детского творчества" Тарского муниципального района Омской области
2 Педагог дополнительного образования Рарич Светлана Витальевна
3 детское объединение Мастерская "Волшебные бисеринки"
  образовательная программа "Бисерное рукоделие"
4 возраст учащихся 9-16 лет
5 количество человек в группе 15 человек
6 продолжительность учебного занятия 45 минут
7 тема учебного занятия Итоговое занятие "Русская ярмарка"
8 место данного учебного занятия в образовательной программе детского объединения 1 год обучения, тема 6
9 тип учебного занятия Проверка знаний и способов деятельности
10 форма учебного занятия Ярмарка
11 цель учебного занятия Обеспечение проверки и оценки знаний и способов деятельности воспитанников
12 задачи учебного занятия Обучающие:
  • Раскрыть понятие ярмарки, повторить виды декоративно-прикладного творчества;
  • Формировать умение применять на практике изученный материал;
  • Раскрыть в ребёнке способность общения с людьми.

Развивающие:

  • Развивать воображение, творческое мышление;
  • Развивать творческие способности детей на занятии бисероплетением.

Воспитательные:

  • Развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка;
  • Формировать интерес к коллективной деятельности.
13 перечень вводимых понятий Ярмарка, торги, товар, народная игра, забава.
  Принципы обучения Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функции;

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога;

Принцип доступности обучения;

Принцип связи обучения с жизнью;

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.

14 Предполагаемый результат занятия: какими знаниями, умениями, навыками овладеют дети в результате изучения темы Повторение основных понятий. Сформируют представление о проведении ярмарки. Закрепят основные приёмы работы с бисером. Выполнят коллективную работу творческого плана.
15 Средства обучения (дидактические материалы, оборудование, ТСО, инструменты, материалы) Инструменты и материалы для бисероплетения: проволока, леска 0,15-0,17 мм, нитки ЛЛ; иглы для бисера, ножницы.

Готовые изделия из бисера, СD-диски с записями народных песен, магнитофон, карточки с заданиями, грамоты детям, благодарственные письма родителям, брошюры "Секреты бисероплетения".

Методы обучения

Дидактическая задача Методы обучения Способ организации учебно-познавательной деятельности детей
Обеспечение мотивации воспитанников к продуктивной деятельности. Метод стимулирования и мотивации - создание ситуации занимательности. Создание благоприятного психологического климата для творческой работы, беседа.
Актуализация опорных знаний, ориентированных на осознание ребёнком себя в социуме. Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Беседа.
Создание проблемной ситуации Метод проблемного обучения: постановка проблемного вопроса. Постановка проблемных вопросов и перевод их в проблемную ситуацию.
Получение детьми практического опыта в процессе совместного творческого поиска. Метод игры. Народные игры и забавы на ярмарке.
Анализ и оценка достижения цели занятия. Методы контроля и самоконтроля. Самооценка детьми собственной деятельности.

Ход учебного занятия по теме "Русская ярмарка"

Этапы Содержание работы Время (мин.)
1 Организационный (Комната оформлена под "ярмарку", торговые лавки заполнены разным "товаром": изделия детей из бисера - сувениры, украшения, многое другое. В центре ярмарки - стол с самоваром и калачами, блинами, сладостями. Играет мелодия "Ехал на ярмарку ухарь купец:". На занятие приглашены родители, бабушки и дедушки))

Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию.

Педагог:

Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты -
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим.
С ним чайку всегда попьём.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и открытый дом!

- Здравствуйте, люди добрые, да ребятишки славные! Благодарю вас, что пришли сегодня к нам на праздничную ярмарку, ярмарку необычную! Приглашаю всех на Праздничную площадь можно, только отперев замок, ключ от которого спрятан в сувенирах и игрушках, расположенных на столе перед дверью. Кто первым найдёт ключ, тот и откроет нам дверь на Праздничную площадь.

5 минут
2 Подготовительный Педагог: (играет ярмарочная музыка)

- Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Будьте как дома, не стесняйтесь,
По ярмарке нашей прогуляйтесь!

Пойдёте направо - будет забава!
Пойдёте налево - много смеха и гама!
Успеете отдохнуть и оторваться,
Пока гости собираются,
Проходи, честной народ,
Коробейник всех зовёт!

Эй, модницы - красавицы
Сюда, сюда скорей:
Это вам понравиться,
Купите поскорей:
Кошельки, шкатулки,
Бусы и серёжки,
Кольца и браслеты.
Всё понравиться у нас,
надевайте хоть сейчас.

5 минут
3 Основной Педагог:

- В старину говорили: "Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка". Это изречение, дошедшее до нас из глубины истории, может даже навести на мысль, что само слово "ярмарка" русского происхождения. Но его германские корни очевидны - jahr-markt, ежегодный рынок. Именно так с X века в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров. Такие "места съездов" существовали в германии, Испании, Италии, во Франции, в Англии. Ярмарки были связаны между собой, следовали одна за другой - и во времени, и в пространстве. Уже к XI-XII векам они стали не только местом оптового торга, но и главным каналом международной торговли. Эту роль они сохраняли до конца XVIII века.

- Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI веку, но, скорее всего. Они существовали и раньше. Возникали ярмарки всегда в самых неудобных местах - на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя - ярмарка! Приходилось останавливаться и, что поделаешь, торговать своим товаром. Поначалу на ярмарки тащили ненужный в хозяйстве хлам. Ну, например, зачем крестьянину 100 мешков зерна, когда он съедает за год от силы два-три? Или зачем кузнецу 500 подков, когда у него и лошади-то нету, а только кузница? Вот и заполнялись унылые ряды первых ярмарок барахлом.

- однако, таскать на себе ненужное барахло было делом нелёгким. Например, притащить из Рязани пятьсот возов с грибами в далёкий Ирбит, или притащить из далёкого Ирбита обратно в Рязань пятьсот пустых возов - дело нешуточное! В ход пошли лошади (о возможностях автофур в те времена ещё не догадывались). А где лошади - там и цыгане!

- О цыганской торговле лошадьми до сих пор ходят легенды! Десятки тысяч ворованных европейских лошадей ковыляли и колесили по российским дорогам (многие старше семи лет!), и никакой Интерпол ничего с этим сделать не мог. Спрос на лошадей всё возрастал, поскольку обычно крестьяне приезжали на ярмарку, чтобы купить лошадь или пропить деньги, скопленные на лошадь. Цыгане предлагали самый разнообразный тюнинг лошадей - перекрашивали седла, дуги, оглобли. Иногда они надували лошадей горячим дымом, и те висели над ярмаркой, покачиваясь и веселя народ громким ржанием.

По В.И.Далю, "ярмарка - большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями". Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе - торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI веке немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих "Записках о московских делах" он назвал этот торг привычным для себя словом "jahrmarkt" - ярмарка.

- В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: "Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки - Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская. Первая из них ведёт своё начало с XVI века и, благодаря счастливому географическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения её в Нижний Новгород (1817)".

Некий торговец Фурье первым предложил ввести торговые "ряды", расположив торговцев в линию и разделив покупателей и продавцов.

- У нас на ярмарке много разного товара. На каждом ряду есть название того или иного товара. Сейчас каждый из участников ярмарки будет подходить к волшебному сундучку и доставать задание с номером прилавка и рассказывать о товаре. Все кто знает об этом товаре ещё что-то, могут дополнять ответ.

  • прилавок №1 - инструменты для бисера;
  • прилавок №2 - история бисероплетения;
  • прилавок №3 - материалы для бисера;
  • прилавок №4 - простые цепочки;
  • прилавок №5 - серьги, кольца;
  • прилавок №6 - ожерелья;
  • прилавок №7 - картины из бисера;
  • прилавок №8 - пасхальные яйца;
  • прилавок №9 - браслеты и пояса;
  • прилавок №10 - цветы и насекомые; (Приложение 3)
  • прилавок №11 - инструкции по ТБ, гимнастика для глаз) (Приложение 2)
15 минут
4 Игровая часть Педагог:

- Спасибо вам, девочки, вы с интересом нам рассказали о таком прекрасном виде декоративно-прикладного творчества как бисероплетение, а сейчас мы хотим научить вас как же нужно хлопать нашим юным мастерицам. Я буду произносить слова, а вы должны либо хлопать, либо нет.

  • Кто пришёл повеселиться - хлопайте в ладоши!
  • Кто пришёл сюда покушать - хлопайте тоже!
  • Если вы ученики - хлопайте в ладоши!
  • Если вы родители - хлопайте тоже!
  • Кто из вас не любит скуку - хлопайте в ладоши!
  • Кто сюда пришёл поспать - хлопайте тоже!
  • Если кто-то любит холод - хлопайте в ладоши!
  • Если кто-то любит лето - хлопайте тоже!
  • Кто пришёл к нам поглазеть - хлопайте в ладоши!

- Следующий конкурс: надо заплести девичью косу. Коса ведь - девичья краса (звучит музыка " Ехал на ярмарку:"). Кто быстрее и красивее заплетёт косу, тот победитель.

- Сейчас я предлагаю всем продолжить нашу ярмарку. На ярмарке кроме торгов народ ещё и развлекался, предлагаю всем поиграть в русскую народную игру "Венок" (под музыку) (Приложение 1).

- Сегодня мы разучим старинную игру "Заря". (Приложение 1)

- А ещё ребятишки любили играть в такую игру как "Стадо". (Приложение 1)

Когда ярмарка заканчивалась, начиналась ещё одна потеха: участники устраивали бои "стенка на стенку".

Длилась ярмарка, как правило, месяц или два. Или три. А потому возвращения мужика с ярмарки семья ждала с нетерпением. Тот всегда возвращался с гостинцами. Детям - свистулек из акации, жене - платок или бусы, старикам - земной поклон. Всем хоть что-то, да доставалось!

 
5 Итоговый Педагог:

- Наша Тарская земля славится народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой родиной - Тарским Прииртышьем. Мы сегодня побывали с вами на настоящей русской ярмарке и узнали много нового. Что вы сегодня увидели на ярмарке? О чём можете рассказать?

- Пришла пора прощания и хочется сказать слова благодарности нашим мастерицам и их родителям (вручение грамот, благодарственных писем и брошюр "Секреты мастерства") Приложение 4.

Мир вам, люди дорогие, вы явилисьв добрый час.
Встречу тёплую такую мы готовили для вас.
Хлебосольством и радушьем знаменит наш Тарский край.
Здесь для вас и песни русские, и медовый каравай.
И места всегда почётные за обеденным столом,
ведь сегодня радость светлая входит в наш прекрасный дом!

(звучит песня В.Девятова "Этой ярмарки краски".

Ярмарка заканчивается чаепитием за общим столом.