Урок литературного чтения в 4-м классе «Александр Кушнер "Сирень"» по программе развивающего обучения Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать устную речь;
  • расширять словарный запас;
  • прививать любовь к чтению;
  • воспитывать чувство прекрасного на примере литературного произведения, произведений искусства (живописи).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент, сообщение темы и целей урока

II. Рассказ учителя. Просмотр презентации о П.П.Кончаловском, А.С. Кушнере <Приложение 1>.

III. Первичное чтение

IV. Впечатления учащихся

V. Словарная работа(на доске записаны слова, работа с толковым словарём Ожегова).

– лиловой (цвета фиалки или темных соцветий сирени)
– треуголки (устар.) (форменный головной убор, сужающийся кверху и расширяющийся с боков).
– допотопная (устарелый, старомодный, отсталый)

VI. Чтение произведения учащимися

VII. Ответы на вопросы

– Сколько строф в стихотворении? (3)
– Прочитайте 1-ую.
– Какие определения поэт даёт сирени? (Фиолетовая, белая, лиловая, ледяная, голубая, бестолковая, острые листья как треуголки, и, как облако, стелется тень.)
– Для чего? (Разная, неповторимая)
– «Ледяная»? (Оттенок, ощущение влажного холодка в тени)
– А как ещё поэт называет сирень и почему он использует это слово? (Поэт создаёт впечатление яркого солнечного света и мягкой тени).
– Найди нужные строчки и подумай: листья так блестят на улице или в доме? А тень, которая напоминает облако, падает от букета или от целого куста?
– Объясни строчку «Летний полдень разбит на осколки»: о каких осколках идёт речь? (Поэт сравнивает листья сирени с осколками. — Листья — острые, треугольной формы, да ещё «блестят» на солнце, как стёклышки!)
– Удаётся ли поэту передать впечатление большого душистого куста в окружении пчёл?
– Как он добивается того, чтобы мы их слышали?
– А нравится ли поэту букет, написанный Петром Кончаловским?
– Подтвердите, что художник помог поэту увидеть красоту живой сирени.
– Помогали ли тебе художники увидеть красоту окружающего мира? Приведи, если сумеешь, конкретный пример.

VIII. Отражение полученных впечатлений в рисунке. Конкурс рисунков

IX. Подведение итогов урока

X. Домашнее задание