Раннее развитие ребенка: детские развивающие музыкальные игры. Занятие для детей раннего возраста "Птичий двор"

Разделы: Работа с дошкольниками


Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка его личности.

Л.В. Выготский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый – ребенок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет.  А  это значит, что именно родители – его самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка. Поэтому, по мнению М.И.Лисициной, в качестве решающего фактора формирования у ребенка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ними, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации.

Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребенка он может приобрести «психологические ценности», которые будут с ним всю последующую жизнь. Поэтому нельзя торопиться в развитии ребенка, форсировать его «взросление».  Следует подчеркнуть, что развитие – это не только новые  приобретения,  но и закрепление ранее достигнутого.  И в этом плане особое значение имеет вид деятельности ребенка на данном возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психическом развитии ребенка.

В периодизации  Д.Б.Эльконина выделяются несколько видов деятельности. Возрасту от 1 года до 2 лет соответствуют такие виды деятельности, как:

– предметно-орудийная (12-18 мес.);
– отобразительная игра (18-24 мес.).

Именно на эти виды деятельности мы опираемся, стимулируя развитие ребенка 1-2 лет. Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 2-х лет – предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение какого – либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Раннее музыкальное развитие детей, как и развитие речи ребенка, немыслимо без активного участия родителей.

На базе нашего детского сада работает Центр Игровой Поддержки и Развития Ребенка (ЦИПРР), где наряду с другими видами деятельности (изо, лепкой и др.) малыш получает музыкальное развитие. Мы стараемся организовать музыкальное воспитание таким образом, чтобы учитывались возрастные особенности детей, эмоциональное состояние малыша.

На сегодняшний день известны десятки эффективных систем раннего развития. Характерной особенностью методики наших занятий является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру.  

Наши занятия обеспечивают раннее музыкальное развитие, активное развитие речи у детей, развитие музыкального слуха и многих других способностей, о наличии которых родители могут и не подозревать!

Раннее развитие у детей – это залог их успешного будущего, легкой адаптации в любом коллективе и, наконец, счастливой жизни.
Информация, предложенная вашему вниманию, адресована всем, кого интересует развитие музыкальных способностей у детей, интенсивное развитие речи ребенка, пальчиковые игры, детские развивающие игры и гармоничное раннее развитие ребенка в принципе. Она предназначена для педагогов дошкольного образования (музыкальных руководителей, воспитателей, психологов).

Предлагаемый конспект занятия содержит сюжет (тему), поддерживающий интерес малыша на протяжении всего занятия. В конспекте раскрывается последовательность развития активных проявлений детей в разных видах музыкальной деятельности: развития эмоционального восприятия музыки, певческих интонаций,  развитие мелкой моторики рук в сочетании со словом, музыкально-ритмических движений под музыку. В структуру занятия включена сказка-шумелка, способствующая развитию слухового внимания малыша, развитию звуковысотного и тембрового слуха.

Конспект занятия для раннего возраста «Птичий двор»

Цели:

  • развивать умение ритмично ходить и бегать под музыку;
  • слушать песни в исполнении взрослого, подпевать звукоподражание;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • повторять знакомые пляски и упражнения;
  • развивать слуховое внимание, тембровый слух.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Здравствуйте, малыши! Сегодня мы будем  с вами здороваться необычно, а мамы будут нам помогать.

Здравствуйте, котятки!  (мяу-мяу ) – поглаживание рук
Здравствуйте, щенятки! (ав-ав) – сжимать и разжимать кулачки
Здравствуйте, цыплятки! (пи-пи-пи) – по ладошке стучать пальчиком
Здравствуйте, ребятки!  (здравствуйте) – раскрыть широко руки

Детям помогают воспроизводить звукоподражание мамы, если дети затрудняются это сделать.

Педагог: Дети! Вы так хорошо пропищали, прямо как настоящие цыплята! А посмотрите, кто на ваш зов пришел?

Выносим к детям Курицу, те разглядывают ее, гладят.

Педагог: А давайте мы сегодня так поиграем: вы будете цыплятками, а курочка – ваша мама-наседка. Согласны? Тогда отправляемся на птичий двор!

«Птички» (пальчиковая игра)

Птички полетели, – дети быстро машут кистями рук
Крыльями махали, – сжимают и разжимают кулачки
На деревья сели, – растопырили пальцы (деревья) и положили на колени руки
Вместе отдыхали – руки под щечку.

Курочка:

Молодые петушки!
Расправляйте гребешки!
Выходите за порог,
Ждут вас просо и горох!

«Петушок-проказник» муз.И.Пономаревой

Дети на 1 ч – шагают, поднимая колени, 2 ч – стучат руками по бокам (крылья)

Курочка:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

«Цыплята» (подпрыгивание и бег)

Дети на 1 ч – подпрыгивают, 2 ч – бегают, по окончании присели и клюют зернышки (по полу)

Педагог: Молодцы, цыплятки, наелись зернышек! А теперь посидите, отдохните, да послушайте, с кем еще любят дружить курочки и петушки.

Песня «Есть у солнышка дружок» авт. Тиличеева

1. Есть у солнышка дружок,
Голосистый петушок.
Хорошо, когда дружок
Голосистый петушок.

2. Есть у солнышка друзья,
Это мы,  и ты и я!
Хорошо, когда друзья,
Это мы и ты, и я!

Дети,  сидя у мам на коленях,  слушают песню, в конце исполняют звукоподражание «Ку-ка-ре-ку!»

Курочка: Я по извилистой дорожке принесла платки в лукошке. Посмотрите, вот какие: красные и голубые!

«Пляска с платочками» муз. Ануфриева

1. У кого у руках платочек, – идут по кругу с платочком
Выходи ко мне, дружочек.
И платочек всем покажет
И так весело помашет

Припев:  

Вот так вот, платок какой,
Покружись над головой (2 раза) – кружатся

2. Мы возьмем за уголочки
Наши яркие платочки, – поднимают и опускают платочки
И поднимем выше, выше,
И опустим ниже, ниже

Припев:

Вот так вот, платок какой,
Покружись над головой (2 раза) – кружатся

3. Сядем тихо мы в кружочек,
Спрячемся за свой платочек, – на корточках присев, прячутся за платок
А потом, а потом,                    – встают, опуская платок.
Всех ребяток мы найдем.

Припев:

Вот так вот, платок какой,
Покружись над головой (2 раза) – кружатся

4. Как похожи на цветочки – кладут платочки на голову
Наши яркие платочки,
И ребятки наши тоже
На цветочки все похожи.

Припев:  

Вот так вот, платок какой,
Покружись над головой (2 раза) – кружатся

Педагог: Все ребята молодцы, танцевали от души! А теперь пришла пора послушать сказку, которую нам  приготовила Курочка …

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»  (сказка-шумелка)

Используется ширма, игрушки би-ба-бо, музыкальные инструменты.

Однажды в курятнике, в гнезде за ящиком кто-то тихо пискнул. Вот так:
СВИСТЕЛКА
Курица-мама  подбежала к гнезду и стала слушать.
В самом большом яйце снова кто-то пискнул, чуть-чуть громче:
СВИСТЕЛКА
Курица осторожно постучала по яйцу.
ПОСТУЧАТЬ КАРАНДАШОМ ПО   СТОЛУ
Яйцо раскололось, и из него вылез маленький  цыплёнок:
СВИСТЕЛКА
«С днём рожденья, малыш», – сказала мама-курица.
«Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать», и она пошла из курятника во двор, вот так:
КОРОБОЧКА
А цыплёнок побежал за ней, вот так:
КОРОБОЧКА
Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке с кашей. И они начали её клевать. Вот так:
КСИЛОФОН  КРУГОВОЙ
Мама-курица сказала: «Стой здесь, я сейчас приду!», и куда-то ушла. И цыплёнок остался один. Он стоял, стоял и вдруг услышал  тихий звон.
ТРЕУГОЛЬНИК
«Как красиво звонят», – сказал цыплёнок. «Это потому, что у меня день рожденья?  Надо об этом всем рассказать.»  И он подошёл к  большой важной утке.
КАСТАНЬЕТЫ
«Слышите, как красиво звонят?» спросил цыплёнок.
ТРЕУГОЛЬНИК
«Это потому, что у меня день рожденья!». Но утка ничего ему не ответила. Тогда цыплёнок  подошёл к толстой свинье, которая  что-то ела из корыта.
КУБАСА
«Слышите, как красиво звонят?»
ТРЕУГОЛЬНИК
«Это потому, что у меня день рожденья!» Но свинья ничего не сказала.   Тогда цыплёнок подошёл к   кошке, которая вылизывала язычком свои лапы: «Слышите, как красиво звонят?».
Кошка сказала «Мяу» и тихонько пошла к цыплёнку поближе.
ТИХОНЬКО ПОСТУЧАТЬ подушечками пальцев
Но тут прибежала мама-курица и закричала: «Ну-ка  быстро домой!» И они пошли в курятник.
ПОСТУЧАТЬ ПО КОРОБОЧКЕ
А в курятнике бегало много  маленьких цыплят:
СВИСТУЛЬКИ   ДВЕ
«Слышите, как красиво звонят», – спросил цыплёнок.
ТРЕУГОЛЬНИК
«Это потому, что у нас день рожденья!», – запищали цыплята и захлопали крылышками. Вот так:
ПОХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ

Педагог:  А теперь давайте попрощаемся с Курочкой. Наше занятие окончено.

Дети прощаются с Курицей, уходят домой.