Урок русского языка для 4-го класса "Образование прилагательных"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

Образовательные:

- познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;

- показать способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.

Развивающие:

- расширять лингвистический кругозор учащихся;

- развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.

Воспитательные:

- формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности;

- формировать сознательную дисциплину.

Оборудование:

- учебник А. В. Поляковой, 2007 г. 4 кл.;

- демонстрационные таблицы:

1) “Имя прилагательное” (дерево-схема);

2) схемы-опоры с рисунками для образования прилаг.: звёздный, гусиный, колосистый, ежовый, слоновый, грушевый;

- мультимед. проектор;

- оверхед проектор;

- “капли” для поощрения уч-ся.

Ход урока

I. Организационный момент

- С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успешной работы.

II. Чистописание

- Догадайтесь с каким словом (названием месяца) связано чистописание.

Родина этого слова – древний Рим. Оно означает “теплый, солнечный”. Наши предки в древние времена называли этот месяц “цветень” (апрель).

- Запись даты, классной работы.

- Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой А.

А а АА аа ААА

- Запишите, продолжив закономерность.

- Прочитайте пословицу, объясните её смысл.

Апрель, апрель – на дворе звенит капель.

- Сегодня за правильные ответы вы будете получать капельки, количество которых к концу урока покажут уровень вашей работы.

- Спишите. Подчеркните орфограммы.

- Кто из писателей использовал её в своём произведении? (С.Я. Маршак)

- Как оно называлось? (Двенадцать месяцев)

III. Словарно-орфографическая работа

- Запишите названия всех двенадцати месяцев в тетрадь.

- Прочитайте орфографически, 1 отвечает.

IV. Повторение

1. Проверка домашнего задания №4 (с.72, упр.328) – разбор по частям речи и членам предложения (заранее подготовленный ученик).

2. Индивидуальная работа по карточкам (во время проверки д/з).

У доски работают два ученика.

- Просклоняйте: широкие просторы, апрельские деньки.

V. Работа над темой

1. Наблюдение над образованием имен прилагательных (презентация).

- Прочитайте (слайд №1):

ГЛУХО, НОЧНАЯ, ЗАСВЕТЛО, СНОВА, ЗИМНИЙ, АПРЕЛЬСКИЙ

- На какие две группы можно разделить данные слова? Запишите. (По частям речи имена прилагательные и наречия.)

- Сравните прилагательные и наречия по составу слова. (В прилагательных есть основа и окончание, а у наречий только основа.)

- А от какой части речи образовались эти наречия? (От имен прилагательных.)

- А как образуются наречия? (С помощью суффиксов и приставок.)

- Что вы знаете о правописании наречий? (В наречиях с приставкам из-, до- на конце а, с приставками в-, на-, за- пишется о.)

- Сравните способы образования наречий и прилагательных. Выделите основу у прилагательных.

- Как же образованы данные прилагательные? (От основ имен существа тельных: ночь, зима, апрель с помощью суффиксов -н, -ск.) (слайд №2).

Постановка цели урока.

- Кто догадался, о чём новом пойдёт сегодня речь на уроке?

(Сегодня на уроке поговорим об образовании имен прилагательных. Я думаю, о том, как образуются прилагательные от существительных)

(Учитель открывает тему урока на доске “Образование прилагательных от основ существительных”) (слайд №2)

- Мы рассмотрим способы образования прилагательных только пока от имени существительных. Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном.

(Дети рассказывают, используя схему-опору в виде дерева, которая есть на доске и у каждого индивидуально) (слайд №3)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

<Рисунок 1>

У: На какой почве выросли имена прилагательные зимний, ночная, апрельский? Какой способ образования мы рассмотрели?

Д: Мы узнали, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса -ск- и -н- (под “деревом” открывается запись: сущ. + -ск- и -н-) (слайд №4).

У: Как вы думаете, ребята, есть ли другие способы образования прилагательных от имени существительного?

Д: Я считаю, что есть. Бывают же прилагательные с другими суффиксами.

У: Давайте понаблюдаем. Я предлагаю записать ряд прилагательных по схемам и указать существительное, от которого оно образовано. При затруднении можно посоветоваться в паре.

На доске схемы с рисунками (слайд №5): Рисунок 2

<Рисунок 2>

У детей запись в тетрадях, 2 на пленке:

При проверке используется оверхед проектор.

У: Сравните основы однокоренных слов. Что заметили?

Д: Я заметил, что при образовании прилагательного к основе существительного добавляется суффикс.

У: При помощи каких суффиксов образуются прилагательные от существительных?

Д: При помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-.

У: Сделайте вывод о способе образования прилагательных.

Д: Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов.

У: Заполним почву под нашим “деревом прилагательным”

(Под схемой “дерева-прилагательного” появляются записи существительные + суффиксы) (слайд №6).

У: А теперь прочитайте правило на стр. 74 в учебнике и сравните с нашим выводом.

Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов: -ск-; -н-; -ист- (море – морской, лес – лесной, гора – горный, гористый).

(Дети читают правило и, сравнивая с нашим выводом, говорят, что мы нашли больше суффиксов для образования прилагательных от существительных)

VI. Физкультминутка для глаз (мультим. проектор)

VII. Закрепление

1. Образование прилагательных. Стр. 74, упр. 331.

- С помощью какого суффикса образованы прилагательные?

- Чем отличаются основы прилагательных и основы имен существительных? (У прилагательных в основу входит суффикс)

- Чем похожи основы? (Корнем)

2. Игра “Предмет - признак”.

- От данных имен существительных образуйте имена прилагательные. Река, вкус, ужас, скука, место, грусть, капуста, кость, радость.

- Выделите суффикс.

3. Придумайте по 2 имени прил. к каждой схеме:

VIII. Домашнее задание

Стр. 72, упр. 333.

IX. Итог урока

- Как образуются имена прилагательные? (Ответы уч-ся) (слайд №7).

Индивидуальная работа (работа на карточках для сильных уч-ся).

- Разберите слова по составу.

Июльский, дорожная, речной, футбольного, гористая.