Урок "Родной край" по окружающему мира. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Эпиграф

“Край родной, навек любимый, где найдёшь ещё такой”.
А. Пришелец

Цели:

1. Закрепить знания детей об истории возникновения нашего посёлка.

2. Обобщить знания детей об истории создания в нашем посёлке школы.

3. Познакомить детей с экологическими проблемами нашего посёлка, учить детей бережно относиться к природе родного края.

4. Закрепить умение устного пересказа, аналитического чтения, развёрнутого ответа на вопрос, диалогическую и монологическую речь.

5. Развивать и укреплять познавательный интерес школьника к окружающему миру, внимание, память.

6. Осознание зависимости благополучия среды от поведения человека, формирование умения предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

1 проблемный вопрос: “Как возник наш посёлок?”

Частный вопрос: “Что необычного в происхождении нашего посёлка?”

2 проблемный вопрос: “Кто строил нашу школу?”

Частные вопросы:

1. “Кто подарил нашей школе школьный звонок?”

2. “Чем он являлся?”

3. “Почему именно рында с корабля стала школьным звонком?”

3 проблемный вопрос: “Какие экологические проблемы стоят перед нашим селом?”

Частные вопросы:

“Отчего гибнет речка?”

“Почему исчезает рыба в нашей речке?”

“Что делается нами, чтобы спасти речку и рыбную молодь?”

“Какое отрицательное воздействие человека привело к экологической проблеме нашего поселка?”

“Какая красота пришла на смену полноводной реки?”

Оборудование: слайды, фотографии, карточки, выставка рисунков.

I. Организация класса.

Я рада встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Умные ваши ответы с удовольствием послушаю я.
Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок

II. Вступительное слово учителя.

Чтение эпиграфа “Край родной, навек любимый, где найдёшь ещё такой!”. А. Пришелец

Эти слова трогают любого человека, которому дорог уголок, где он родился. Вы, ребята родились в красивейшем месте нашей Родины – Астраханском крае, в дельте реки Волги. Наш посёлок уникален тем, что на речке, которая протекает вдоль посёлка, растёт уникальный цветок лотос. А ещё он уникален тем, что он совсем молодой. Ему исполняется только 57 лет.

На доске вопросы.

- А что было на территории посёлка до его образования?

- Что необычного в его происхождении?

- Какие экологические проблемы стоят перед нашим селом?

- Отчего гибнет речка?

- Почему исчезает рыба в нашей речке?

- Что делается нами, чтобы спасти речку и рыбную молодь?

III. Выступление историков.

История посёлка Старо-Волжский.

Посёлок Старо-Волжский расположен на территории Астраханской области, Икрянинского района. Раскинулся он в дельте реки Волга, на одном из чудеснейших островов, где была полноводная речка, в реке плескалось много рыбы: осётр, белуга, севрюга, белорыбица, вобла, лещ, судак, сазан, щука.

Посёлок Старо-Волжский возник на территории бывшего лагеря для заключённых. Во время войны этот лагерь был эвакуирован из города Астрахани. На территории лагеря были построены пекарня, ремонтная база судов, корпуса, кузница, столовая, больница, теплица, подсобное хозяйство, электростанция, которая действует и поныне. Лагерь окружали сторожевые башни. Территория обнесёна колючей проволокой. Заключённые были осуждены по разным статьям, были среди них и “политические”. Осуждённые вели своё хозяйство, ловили для фронта рыбу. Охрана лагеря и их семьи жили в бараках, которые сохранились до сих пор. После войны обслуживающий персонал стал расти. В 1953 году посёлок наш обрёл имя, и стал называться Старо-Волжский, так как он расположен на русле старой Волги. Лагерь перенесли, а на его месте был создан Чулпанский дом престарелых, директором которого долгое время работал Егоров Н. Я. Посёлок рос, строился. Он расположился, как и все сёла нашего района, вдоль речки. По берегам стояли ветряки, с помощью которых население поливало свои сады и огороды. Старо-Волжский славился своей чистотой и садами. Сюда переезжали люди из близлежащих сёл. В посёлке построили библиотеку, клуб, детский сад, школу. На берегу реки танцевальную площадку и парк. Установили пристань. За селом построили овощной приёмный пункт, куда свозили овощную продукцию близлежащие колхозы. В последствии дом престарелых переименовали и создали на его территории Старо-Волжский психоневрологический дом-интернат. В нашем селе проживают больные люди, которые нуждаются в помощи и местное население работает в интернате. Территория интерната благоустраивается. Посёлок тоже принимает благородный вид, так как в нашем селе есть работа. Молодёжь остаётся в посёлке, ремонтирует дома. Правда, строительства новых домов практически нет. Растёт население нашего посёлка. Он газифицирован, почти в каждом доме телефон, интернет в школе и во многих домах. В посёлке построены магазины, действует школа, почта, детский сад, клуб, фап, интернат для проживающих.

Летопись Старо-Волжской основной общеобразовательной школы.

Старо-Волжская основная общеобразовательная школа образовалась в 1949 году в посёлке, у которого не было названия.

Далёкие трудные послевоенные годы. Но люди думали о детях, о будущем. Школа получила название Чулпанская школа №2. Работало в ней 3 учителя: Грачёв П. Я., Грачёва Е. И., Цыганкова А.П. Первым директором был Грачёв П. Я. Построили школу политзаключённые, которые отбывали срок, здесь в лагере. В школе не было водопровода, отопление было печное, топили опилками. Капитан парохода “Менжинский” - отец одного из учеников - Хлопников, к сожалению не знаем имени и отчества подарил школе рынду с парохода. Её использовали вместо звонка. В 1953 году школа была преобразована в семилетнюю. В школе обучалось 220 человек. Работала она в 2 смены. При школе был заложен сад. Инициатором закладки сада был Войнов Виктор Петрович. С 1953 года в школе стала работать техслужащей Касыкина Анастасия Семёновна. Она большой друг детей, верный помощник учителей. Всегда могла придти на помощь учителям и ученикам. В 1953 году посёлок стал называться Старо-Волжский и школа Старо-Волжской семилетней. В школе сменилось много директоров: Шапошкиков, Шишкин, Белинский, Войнов В.П., Сивашов Д.А, Юдакин Д.С., Дружинин А.Т., Щетинкин А.Н., Токмамбетов С.М. Учителя, которые вкладывали душу в своих учеников, давали им знания: Грачёва Е.И., Алёхина Л.А., Бубнова М.И., Колбасина Н.К., Савеличева Н.П., Новосёлова М.Г., Семченко И.П., Щетинкина В.М., Петрова Л.Н., Полканова Т.И., Грачёв В.П., Аглеева З.Р., Камшилина Р.А., Горянина Л.А., Алексеев В.К., Золина Г.Н, Астапова Г.М.

Долгое время техслужащими работали Круглова А.П., Мартынова В.М., Гребенщикова З.И. Работали в нашей школе замечательные люди, которые воспитали не одно поколение.

С приходом в школу бывшей выпускницы директора Утепбергеновой Р.И., школа стала менять свой облик. Печное отопление сменилось электрическим. Потолки и стены подшили сухой штукатуркой. Это произошло в 1991 году. В школу был подведён зимний водопровод, сделан слив. От этого в школе стало тепло, чисто, уютно. В ней действует музей. Школа озеленена. В 2005 году школу обнесли железным забором, заложили новый сад. В настоящее время в ней работает дружный коллектив учителей: Утепбергенова Р.И., Храпова В.И., Арефьева Т.Г., Кузьмина М.А., Масленникова З.М., Парамонов Ю.Ф., Кащеева Е.В., Бондаренко О.В., Коваленко С.Н.

Выпускники нашей школы работают в разных уголках нашей Родины и за её пределами, но они часто приезжают в школу. Школа может гордиться своими детьми.

МОУ “Старо-Волжская основная общеобразовательная школа”

i

Школьный музей

IV. Выступление юной поэтессы Парамоновой Снежаны.

Родное село

Выросла я в Старо-Волжском,
Маленьком, тихом селе.
Речка журчит под окошком,
Птицы поют в вышине.
Старую Волгу люблю я,
Лотос, чилим, камыши...
Весело плещутся в речке
Окунь, сазан и лещи…

V. Работа в группах. Выполнение заданий по карточкам.

Ответить на проблемные вопросы.

Рассказать о современном селе, о школе.

VI. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали.
Великанами все стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

VII. Выступление эколога.

Я живу в Астраханском крае, в посёлке Старо-Волжском, на берегу прекрасной реки Старая Волга. Край наш чудесный и удивительный. По берегам рек богатая растительность, растёт у нас водяной орех, цветёт лотос. Степь весной благоухает от разных цветов: цветут ирисы, маки, тюльпаны, ромашки. Богат наш край и животными, и птицами, и рыбами. Он богат ярким солнцем и просторами лугов. Но вот эта красота меркнет перед бедой, которая случилась с нашей речкой. Старая Волга стала зарастать рогозом, чилимом, лотосом и обмелела. Речка была полноводной и глубокой. По ней ходили: ракеты, метеоры. В посёлке был овощной приёмный пункт. За овощами приходили большие сухогрузы, они могли свободно передвигаться по речке. Весной, когда был сильный паводок, берега реки не укрепили, а начали валить валы. Нужно было положить или бетонные плиты, или сделать деревянные укрепления, или хотя бы укрепить берег мешками с песком или глиной. Но этого не сделали! Самосвалы сыпали песок и глину прямо на берег реки. Посёлок от паводка спасли, а речку погубили, потому что весь песок и глина оказались в реке. В результате речка обмелела. Посередине реки выросла коса, которая постепенно увеличивается. В речке стал расти рогоз, чилим, лотос. Да красивы лотосовые поля! И многие люди рады этому, приезжают полюбоваться красотой. Но ведь речка погибает, её нужно спасать! В Волге ловили и редкую рыбу - белорыбицу. Это одна из рыб семейства лососевых. В нашей речке уже нет больших уловов воблы, леща, сазана, судака, селёдки, белорыбицы, а красная рыба совсем исчезла. Чем славилась речка, этого уже нет! А ещё недавно работала тоня “Старо-Волжская”, которая славилась богатыми уловами. Да и посёлок кормился рыбой, а сейчас окуней то трудно наловить. Мне очень больно видеть, как зарастает речка! Кому это нужно, чтобы она погибла? Ведь мы простые люди, чем мы можем помочь беде? А это требует больших финансовых затрат. В советское время речку углубляли. На ней работали землеройные машины, которые высасывали песок и глину со дна. Сейчас такие работы не ведутся, поэтому и гибнет река. И мне жаль, что судоходная, глубокая, полноводная река превращается в ерик. А мы чем можем помочь – только тем, что посадить деревья, чтобы не осыпались берега. Делаем это каждую весну. Очистить берега от мусора, расклеить обращения с призывами. В нашей школе работает экологический отряд. Очистив берега, мы опять сталкиваемся с горами мусора, потому что мусор с территории села не вывозится. Нет мусорных баков. Да и люди сами не заботятся о чистоте берегов. С эти вопросом мы обращались к главе администрации нашего села Иванову В.В. “Да только воз и ныне там!”.

Ещё одна экологическая проблема, которая стоит перед нашим посёлком это пустующие поля за селом и тоже связана с гибелью нашей речки. Когда-то за селом были сенокосные угодья, где односельчане и колхозники косили сено. А какое было сено! Душистое, ароматное! Но пришла программа построить вокруг села орошаемый участок. Закипела работа, построили гидромелиоративные сооружения. Через село проложили огромные трубы, которые ни как не украшали посёлок. Стали сажать на полях рис, овощные культуры. Всё бы хорошо, только сбрасывали в речку воду, содержащую удобрения, с рисовых полей. Отчего рыба в реке исчезла. Удобрение вносили с самолётов, что тоже нанесло вред посёлку и речке. Пролетело время и сейчас вокруг села уже не увидишь ту пышную растительность! Не сажают уже ничего на полях. Забросили орошаемые участки, часть земли стала солёной, на которой уже ничего не растёт. Часть земли превратилась в пустыню. И как только задует восточный ветер, песок несётся с огромной скоростью в речку!

Отчего тоже речка мелеет. Помогите нам спасти речку!

В школе создан группа “Голубой патруль”. Она занимается спасением рыбной молоди во время паводка. Ребята вылавливают из ям, канав мальков и выпускают их в реку.

Летом наш патруль работал,
Молодь рыбную спасал.
Прокосил каналы, речки,
Пел, купался, отдыхал.
Конкурсы, беседы, песни
За работой каждый час
Время мы не замечали
Дело спорилось у нас.
Мы спасли сазана много,
Воблы, карпа и леща.
Помогли природе выжить –
Будет жизнь их хороша!

Арефьева Т. Г.

VIII. Работа в группах.

- Что надо сделать, чтобы решить экологические проблемы нашего села?

IX. Повторение пройденного. (Викторина, тест).

Учитель.

- Чем богат Астраханский край?

Наша викторина посвящена рыбе.

Викторина.

- На какой рыбе ездит водяной в русских народных сказках? (Сом)

- Какая рыба носит название города? (Судак, Елец)

- Какая рыба кроме золотой, способна выполнять человеческие желания? (Щука)

- Каким орудием лова рыбы пользовался пушкинский старик? (Неводом)

- Какая рыба носит имя человека? (Карп)

- Какие продукты можно использовать для приготовления блюда из рыбы? Как оно будет называться?

Вспомните пословицу о рыбке. (Без труда не вынешь и рыбку из пруда)

Какие слова говорил волк, сидя у проруби? (“Ловись, рыбка, большая и маленькая”)

Тест

Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?

а) личинка

б) малёк

в) головастик

В какое время года рыбная ловля бывает запрещена?

а) весной

б) осенью

в) зимой

Назови животное, которое относится к рыбам:

а) дельфин

б) бегемот

в) карп

Домашнее задание.

Составить проект “Каким ты представляешь наше село в будущем?”

X. Оценивание.

XI. Рефлексия.

- Что тебе понравилось на уроке?

- Какой вид деятельности был тебе более интересен?

- Кто с полной уверенностью может сказать, что он не испытывал трудностей на уроке?

Я рада за вас!

Литература

1. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. М.: “Вако”. 2006.

2. Газета “Педсовет”. № 6. 1999.

3. Газета “Педсовет”. № 4. 2001.