Организация процесса и контроль понимания чтения на начальной ступени обучения

Разделы: Иностранные языки


Изучение английского языка стало актуальным с раннего возраста. Для успешного обучения необходимо создать благоприятные условия. Раннее обучение требует использования разных вариантов и условий изучения.

Ранее школьное обучение английскому языку осуществляется на основе интуитивно-практического подхода. Трудность в том, что усвоение английского языка осуществляется в условиях искусственной языковой среды. Согласно программе в общеобразовательных школах на ранее школьное обучение отводится 2 урока в неделю.

Среди различных видов речевой деятельности при обучении английскому языку (говорение, чтение, аудирование, письмо, перевод) говорение и чтение играют доминирующую роль на уроке. Овладение чтением на уроках английского языка является сложным процессом. Реализация понимания при чтении возможна при наличии определенных факторов, определяющих этот процесс. Во-первых, ученик должен владеть определенным языковым материалом. Во-вторых, необходимо наличие определенных навыков и умений.

Чтение как вид речевой деятельности, предполагает развитие различных умений:

  • Формирование техники чтения вслух или про себя.
  • Развитие умения читать с извлечением основной информации.
  • Развитие умения читать с извлечением полной информации.
  • Развитие умения читать с извлечением нужной информации.

На начальном этапе обучения развитию умения читать соответствует следующее содержание языковых знаний:

  1. Овладение алфавитом, умение устанавливать звукобуквенные соответствия, правильный графический образ слова и соотносить его со значением; овладение основными правилами чтения; овладение определенной скоростью чтения с пониманием прочитанного; овладение средствами выразительного чтения (интонацией, паузированием и логическим ударением).
  2. Понимание и осмысление главных фактов текста, соответствующего возрастным особенностям и интересам учащихся.

Основоположник движения Whole Language Кеннет Гудман определил чтение как психолингвистический процесс, в котором читатель взаимодействует с текстом [1]. Чтение в философии Whole Language выступает как интегрирующий вид речевой деятельности, способствующей развитию мышления учащихся, их языковых умений за счет вовлечения школьников в активный творческий процесс языковой деятельности, во взаимодействие с текстом, книгой, учителем, друг с другом.

Согласно принципам подхода “Язык как целое”, при организации обучения чтению необходимо соблюдать следующие условия:

  • В ходе работы над текстом все языковые процессы (чтение, письмо, слушание и говорение) должны быть интегрированы.
  • Учащиеся должны читать интересные тексты, соответствующие их возрасту.
  • Тексты должны представлять собой целостные произведения (рассказ, сказка, стихотворение, роман).
  • Учащиеся должны иметь возможность обсуждать, делиться своими мнениями.
  • Задания, предшествующие чтению, должны представлять собой реальные возможности для коммуникации, для выражения мыслей, интересов и чувств читателей [2].

Для развития умения читать, можно использовать следующее задание KWL (Know Want Learnt) Chart. После объявления темы или названия произведения учащиеся аккумулируют свои знания о предмете, заполняя первую часть таблицы – Know, представленной на доске или плакате. Учитель поощряет обсуждение учащихся их знаний, а затем предлагает им высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать в данном тексте, и заполнить вторую часть таблицы – Want. После коллективного обсуждения более интересные идеи вносятся в эту часть таблицы.

Третья часть таблицы – Learnt – заполняется после прочтения всего произведения или его части.

KWL Chart

Know Want Learnt
     

Как же организовать контроль чтения? Организация контроля имеет большое значение, как для учителя, так и для учащихся, так как является важным стимулом в их дальнейшей учебной деятельности. Вопросы совершенствования контроля чтения являются важным неотъемлемым компонентом учебного процесса.

Контроль чтения нацелен на объективное определение уровня овладения учащимися лексическим, грамматическим, фонетическим материалом.

Контроль чтения регулирует процесс познавательной деятельности младшего школьника.

Учителю важно создать положительные эмоции в процессе чтения и снимать трудности, связанные с формированием навыков и умений в процессе чтения. Мотивационной стороной чтения должен быть интерес. Отсутствие интереса приводит к желанию не вчитываться в текст. Формулировка задания для контроля чтения оказывает значительное воздействие на запоминание.

Ученик будет читать по-разному в зависимости от того, какую задачу перед ним поставит учитель.

Правильно сделанная установка, из опыта работы доказано, обеспечивает учащимся процесс понимания прочитанного и направляет их внимание на извлечение нужной информации.

Задания должны носить игровой, занимательный, творческий характер. Только тогда они способствуют снятию трудностей и активизации мыслительной деятельности.

При обучении английскому языку на начальном этапе для контроля понимания читаемого возможно использовать разные приемы: ответить на вопросы, разделить текст на смысловые части.

На начальном этапе обучения прием пересказа неэффективен, из-за трудностей выражения мысли на английском языке. Пересказ в лучшем случае заменяется заучиванием текста, перегружая память.

Одним из средств контроля чтения является тест. Для контроля понимания в процессе чтения наиболее приемлемы такие виды тестов как: тесты на выбор правильного ответа из нескольких предложенных вариантов, тесты на установление начатого высказывания.

На начальном этапе обучения можно использовать рисование, чтобы привлечь внимание к чтению. Использование рисования является нетрадиционной формой контроля. Здесь проверяется уровень понимания прочитанного.

Hugh and his family Celebrate Christmas every year.

They like this holiday.

They decorate a Christmas tree, invite their friends, buy gifts and send greetings cards.

Hugh and his mother make a huge cake, Hugh and his family have a party. They wear fancy costumes and give gifts.

Рисунок является отражением восприятия извлеченной информации ребенка. Рисунок показывает степень сформированности языковых и речевых навыков. Младший школьник с желанием рассказывает о рисунке на английском языке. На начальном этапе в процессе формирования коммуникативных умений читать, целесообразно, использовать тесты с рисунками.

В качестве домашнего задания (с помощью учителя разбив текст на смысловые абзацы) можно предложить данные отрывки. Нарисованные к ним иллюстрации слабые ученики могут сопровождать определенными фразами из текста.

Big wild animals live in the city. They live in the city zoo, where some zoo animals, like the polar bear and penguin, are from cold lands. Some of them, like the monkey and elephant are from hot lands.

Other animals, like the red fox, are from the forest near the city. In a good zoo, the animals have a lot of rooms where they can run, climb, and jump.

The zoo animals have got things they like. Monkeys have got trees where they can play and climb. Bears have got cool caves where they can stay on very hot days.

The animal cages are like little rooms. They have doors and the animals can go out. When it is sunny, an animal can go out, but it can come in when it is cold and rainy.

A good zoo is a nice home for many of the animals. Zoo animals get nice food at the zoo. Many people work in the zoo. They look after the animals. They give food to the animals. They clean cages and caves.

People from other places can see wild animals in the zoo. Many people never go to the lands where the wild animals come from. And a city zoo brings the wild animals to the people.

Здесь размещены рисунки учащихся к данным текстам.

Данная работа позволяет ученикам не только развивать коммуникативные умения, но и формировать орфографические навыки.

В качестве контроля эффективно использование сюжетных картинок, которые после прочтения текста необходимо расположить в логическом порядке. Данную работу можно выполнять и индивидуально и группами.

Вот один из примеров.

  1. It is spring now. March, April and May are spring months. It is cool or warm in spring. The weather is fine.
  2. It is summer. June, July and August are summer months. It is hot in summer. It is usually sunny.
  3. It is autumn. September, October and November are autumn months. It is cool in autumn. It is often foggy. It is sometimes stormy. It is often rainy in autumn.
  4. It is winter. December, January and February are winter months. It is sometimes snowy in winter. Trees and roads are white, too. In winter the days are short.

Вашему вниманию предлагаются различные формы контроля, используемые на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

I. Прочитайте внимательно тексты. Какому животному, представленному на рисунках, соответствует текст загадки.

1. This animal has 4 legs. Its tail is long. It can be white, black and grey. It lives in the house.

2. This animal is small. It is not very brave. It is afraid of a wolf and a fox. It can be white and grey. It lives in the forest.

3. It is big and brave. It is brown. It lives in Africa. It is evil. It is dangerous.

II. Прочитайте внимательно текст. Назовите номер рисунка, на котором изображено самое большое и самое маленькое животное, о котором идет речь в тексте.

There are a lot of animals in the world.

The largest animal on the land is the African elephant. No land animal is larger than the African elephant.

The smallest animal on the land is the mouse.

III. Художник нарисовал несколько животных .Назовите животных, о которых идет речь в тексте.

 Hi, I am Hugh. On Sunday we did much in our home zoo. My father and my mother fed all the animals. I like our hamster and our guinea pig. I fed them and cleaned the cages.

IV. Прочитайте внимательно текст и назовите животных, о которых идет речь в тексте.

Hello, I’m Kirk. I like our school zoo. We look after the animals and the plants. Sam walks the dogs every day. I feed the hamster, the guinea pig and the turtle every day. They are my favourite animals.

V Художник нарисовал несколько животных, но перепутал их названия. Найдите его ошибки и отметьте знаком “+” там, где сделал все правильно, а знаком “ - “ там, где неправильно.

VI. Прочитайте слова, а затем сделайте к ним рисунки

A hamster, a guinea-pig, a turtle, a puppy, a rabbit.

Представленные виды контроля понимания читаемого на начальном этапе обучения способствуют созданию положительного отношения к чтению английских текстов, активируют речемыслительные процессы, устанавливают благоприятный психологический климат. Следовательно, проведение такого вида контроля понимания чтения на начальном этапе обучения повышает интерес младшего школьника к изучению английского языка.

Чтение – это не только средство обучения и контроля, но и удовольствие для обучаемых.

Список литературы

1. Береговская Э.М. “Чтение - средство, цель, удовольствие” // Иностранные языки в школе. -1998. - №3.

2. Винокурцева И.Г. “Приёмы организации интерактивного чтения в философии Whole Language (“Язык как целое”) // Иностранные языки в школе. – 2005. - №2.

3. Вострякова Н.А. “Цели урока иностранного языка и способы их достижения” // Иностранные языки в школе. – 2001. - №1.

4. Whole Language (“Язык как целое”) – современная гуманистическая философия образования и обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. – 2005. - №1.