Методика преподавания раздела "Проектирование в AutoCad" в курсе дисциплины "Основы проектной графики"

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Введение

Компьютерная программа AutoCAD изучается студентами специальности «Дизайн» (по отраслям) (дизайн интерьера и ландшафта) в курсе дисциплины «Основы проектной графики». В современных условиях умение работать в программе автоматизированного проектирования AutoCAD дизайнерам ландшафта и интерьера становится всё более актуальным.

Изучение данного раздела в курсе проектной графики связано с тем, что AutoCAD – одна из наиболее популярных программ автоматизированного проектирования.  Она позволяет создавать чертежи для проектов различных объектов. Такими объектами могут быть: архитектурные сооружения, предметы интерьера, различные сооружения в ландшафте и т.д.

Данный раздел имеет большое значение при изучении основ проектной графики. В ходе освоения AutoCAD студенты познакомятся с приемами практического вычерчивания различных видов чертежей, научатся создавать и редактировать самые различные документы. Полученные в ходе обучения AutoCAD знания и практические навыки студенты смогут в дальнейшем самостоятельно применять в различных областях современной деятельности: компьютерном дизайне, дизайне интерьера и ландшафта и т.д. Данный курс подготавливает студентов к изучению дисциплин «Автоматизированное проектирование» и «Дизайн-проектирование»

Данный раздел изучается после знакомства с теоретическими основами проектной графики, основами начертательной геометрии. После изучения основ работы с плоскими чертежами можно переходить к построению трехмерных моделей и их визуализации.

На изучение программы AutoCAD отводится 34 часа (17 занятий по 2 часа). Кроме этого студентам дополнительно предлагается самостоятельная работа на дом в виде практических заданий по созданию эскизов, либо поиска материала (рисунков элементов ландшафта и интерьера) в  сети Internet.

Цели и задачи обучения

Цель: подготовка студентов к самостоятельной, творческой работе, выполняя которую они должны продемонстрировать основные ЗУН при работе с программой автоматизированного проектирования AutoCAD.

Образовательные задачи: формирование основных понятий программы, отработка навыков рисования объектов и их редактирования, формирование умения работать с информацией, необходимой для решения поставленной задачи, формирование навыков пользования графическими возможностями программы в профессиональной деятельности.

Воспитательные задачи: воспитание внимательности, усидчивости, работоспособности, интереса к изучению программы, аккуратности и бережного отношения к технике, самостоятельности, творческого подхода в работе, желания экспериментировать, подготовка студентов к трудовой деятельности.

Развивающие задачи: развитие способности к самостоятельной работе, находить свои пути решения поставленных задач, развитие умения оперировать новой терминологией.

Методические задачи: поиск новых форм организации учебно-воспитательного процесса.

Основные принципы обучения, на которых строятся занятия: доступность, практичность, научность, связь с жизнью.

Требования к ЗУН

В результате изучения программы студент должен иметь представление о возможностях применения технологии двумерного и трехмерного моделирования, об эффективных способах и приемах построения двумерной и трехмерной модели объекта и создания на ее основе чертежа.

Студент должен знать:

  • интерфейс программы AutoCAD;
  • основы моделирования;
  • основы редактирования элементов проекта;
  • параметры составления чертежей и спецификаций проекта;
  • параметры настроек программы и сохранения документа программы в разных форматах.

Студент должен уметь:

  • самостоятельно работать в AutoCAD;
  • создавать элементарные и составные двумерные объекты;
  • редактировать элементарные и составные двумерные объекты;
  • создавать блоки, вставлять графические изображения и ссылки;
  • управлять свойствами объектов;
  • работать со слоями: создавать, редактировать, помещать объекты в созданные слои, управлять свойствами слоев при распечатке;
  • создавать и редактировать компоновки и выводить чертежи на печать;
  • создавать примитивные объемные фигуры и редактировать их.

Опорные знания

Необходимая предварительная подготовка: начальные навыки работы в операционной системе Microsoft Windows и знание теоретических основ проектной графики.

Тип занятий. Характер учебного материала.

Тип занятий – практические работы. Курс включает в себя фактический материал по изучаемой теме; набор практических заданий; методические указания по проведению занятий по каждой теме.

Учебный материал, используемый преподавателем при объяснении раздела, носит комбинированный характер, так как включает в себя описательный, информационный, обобщающий, практический и теоретический типы. Преподаватель рассказывает о  функциональных возможностях программы, объясняет назначение различных пунктов меню, обеспечивает студентов самостоятельной практической работой после изучения нового материала и домашним заданием, подводит итоги каждого проведенного занятия.

Каждое занятие разбивается на подтемы, которые сопровождаются презентацией, теоретическим материалом, иллюстрирующими примерами на компьютере, практическими работами, включающими в себя максимальное количество усвоенного материала и методическими рекомендациями к их выполнению.

Обучение по данному разделу предполагает постоянную связь со студентами, которые должны на каждом занятии отчитываться о выполнении практической работы.

Завершается раздел выполнением работы, представляющей собой проект (гостиной, кабинета, кухни или различных сооружений в ландшафте), выполненный в программе AutoCAD и распечатанный на принтере. Студенты самостоятельно подбирают материал, делают эскизы, выполняют чертежи в программе и распечатывают проекты.

Методическое обеспечение

  • Технические средства: мультимедийный компьютер, проектор + экран, компьютерный класс, сеть Internet.
  • Используемые программные средства: программа автоматизированного проектирования AutoCAD, графический редактор Photoshop, программа для конвертирования между графическими форматами Zan Image Printer.
  • Дидактическое обеспечение: презентации к уроку, методические указания к практическим работам, видеоуроки.

Учебно-тематический план

№ темы

Наименование темы

Всего часов

Практическая работа

1

Интерфейс программы AutoCAD. Настройка чертежа. Основы создания чертежа

2

2

2

Построение геометрических объектов (примитивов)

6

6

2.1

Системы координат. Рисование отрезков.

 

2

2.2

Построение примитивов: многоугольников, эллипсов, дуг

 

2

2.3

Построение примитивов: сплайнов, полос, фигур. Эскизное рисование

 

2

3

Настройки режимов и приемы практического вычерчивания.

4

4

3.1

Управление режимами рисования

 

2

3.2

Привязки

 

2

4

Редактирование объектов

4

4

4.1

Редактирование объектов: копирование, перемещение, поворот

 

2

4.2

Специальные методы редактирования: обрезка и удлинение линий. Редактирование свойств объектов

 

2

5

Слои и блоки

4

4

5.1

Создание слоев

 

2

5.2

Создание блоков

 

2

6

Создание текста

2

2

7

Простановка размеров на чертежах

6

6

7.1

Нанесение линейных, радиальных и угловых размеров

 

2

7.2

Размерные стили

 

2

7.3

Штриховка и заливка фигур

 

2

8

Получение твердой копии чертежа

2

2

9

Знакомство с 3D-возможностями программы

2

2

10

Итоговое занятие.

2

2

 

Итого:

34

34

Методика работы над разделом (Приложение 1)

Примеры презентаций к занятиям и практических работ:

  • Презентация к теме 1 (Приложение 2)
  • Практическая работа № 1  «Знакомство с интерфейсом программы AutoCAD. Настройка чертежа» (Приложение 3)
  • Презентация к теме 2.1 (Приложение 4)
  • Практическая работа № 2 «Системы координат. Рисование отрезков» (Приложение 5)

Итоги

С целью повышения эффективности усвоения компьютерной программы AutoCAD студенты на последнем занятии выполняют творческий проект, к которому готовятся в течение всего времени изучения программы. Студенты самостоятельно подбирают материал, выполняют чертеж и защищают проект. Оцениваются работы по рейтинговой шкале, где учитывается не только умение чертить в AutoCAD, но и  уровень творчества и самостоятельности. Защита работ происходит в форме самопрезентации.

Работы студентов (Приложение 6)

Курс прошел апробацию в 2008-2009, в 2009-2010 учебном году доработан. Весь накопленный методический материал вошел в учебно-методический комплекс дисциплины «Основы проектной графики».

Литература:

  1. Летин А.С., Летина О.С., Пашковский И.Э. Компьютерная графика: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2009
  2. Погорелов В.И. AutoCAD 2008: моделирование в пространстве для инженеров и дизайнеров. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007
  3. Рашевская М.А. Компьютерные технологии в дизайне среды: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2009
  4. Соколова Т. AutoCAD 2009. Начали! – СПб.: Питер, 2009

Видеоуроки:

  1. http://autocad-prosto.ru
  2. http://www.autocad-profi.ru