Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Алексей Пантелеев "Главный инженер". Поход в "Музейный дом". Репродукция картины Александра Дейнеки "Окраина Москвы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Тип урока: комбинированный.

Цель: обогатить учащихся знаниями, раскрывающими прошлое, историю своего Отечества, способствовать воспитанию патриотизма.

Задачи:

  • формировать коммуникативную компетентность (первый уровень, аспект – публичное выступление) и информационную компетентность (первый уровень, аспект – извлечение вторичной информации) через работу с текстом;
  • развивать умение анализировать литературное произведение, адекватно понимать и оценивать прочитанное, анализировать средства художественной выразительности;
  • воспитывать культуру учебного труда, учить планировать и оценивать свою работу.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, карточки.

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Программное обеспечение: «Microsoft Office, PowerPoint».

Программа: УМК «Перспективная начальная школа».

Ход урока

I. Орг. момент

1. Психологический настрой на урок «Моё настроение»

– Здравствуйте ребята.

– Давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть вас на уроке.

– С каким настроением вы начинаете урок, готовы активно работать? Покажите мне своё настроение.

рис.1

(Слайд 2)

– Спасибо. У меня тоже хорошее настроение. Я думаю, что урок у нас получится интересным и увлекательным.

2. Слушание песни «Баллада о солдате» (стихи М. Матусовского, музыка В. Соловьёва-Седого)

(Приложение 1)

– О каком историческом событии идёт речь в этой песне?

II. Актуализация знаний.

– Какое историческое событие произошло в период с 1941–1945 год? (Великая Отечественная война)

(Слайд 3)

– Почему она так называлась? (Великая война, потому что в ней сражались с врагом люди разных национальностей, разных организаций, участвовали и взрослые и дети.)

– С кем сражался наш народ?

III. Введение в тему.

– Эпиграфом урока я взяла слова А. Невского: «Кто с мечом к нам  придёт, тот от меча и погибнет»

(Слайд 4)

– Как вы их понимаете? (Кто придёт к нам с войной, тот получит от нас достойный отпор. Немецкие войска без предупреждения напали на нашу страну , но не смотря на это в этой войне победил наш народ.)

– Прочитайте тему урока.

– Что бы вы хотели узнать по теме? (Почему автор в начале  рассказа говорит не только о награждении Лёши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?)

– Сегодня на нашем уроке мы продолжим  знакомиться с историческим прошлым нашей Родины, обогатим свои знания по этой теме; продолжим знакомиться с творчеством А. Пантелеева и А.Дейнеки.

(Слайд 5)

IV. Проверка домашнего задания. (Пересказ 1–4 части рассказа Алексея Пантелеева «Главный инженер».)

– Где происходит действие рассказа? (Действия рассказа происходит в Новой Деревне, которая расположена около города Ленинграда.)

– Рассказ написан в 1942 году. Пантелеев описывает ноябрь первого года войны, суровый и страшный период блокады Ленинграда. Ленинград представлял собой ужасающее зрелище. В городе царили голод и холод, его постоянно бомбили. Но город выстоял.

– Что изменилось в жизни Новой Деревни с приходом войны? (Военные действия сразу изменили облик деревни. «Около их дома – за огородами был пруд. На том берегу пруда в небольшой рощице стояла зенитная батарея. Почти каждую ночь батарея открывала огонь по немецким бомбардировщикам. От этого огня в домах давно уже не осталось ни одного стекла– окна были заколочены досками или фанерой, или заткнуты подушками.» Можно сказать, что деревенские жители оказались в непосредственной близости от фронта.)

– Как изменились интересы мальчишек и их поведение? (Деревенские ребятишки прекрасно понимают, что такое война. Появление настоящей зенитной батареи в их деревне производит сильное впечатление, ребята быстро выясняют про устройство и работу батареи во всех подробностях.)

(Слайды 6, 7)

– Осталось хоть что-то детское в этих мальчишках после того, как в их деревню пришла война?

– Радуются ли ребята обильному снегу, чем ещё, кроме наблюдения за батареей им интересно заниматься? (Война наложила на мальчишек неизгладимый след: им значительно интересней вылепить из снега зенитную батарею, а не снежную бабу.)

– К какой беде, чуть не привела такая, безобидная на первый взгляд, игра детей?

– Понимают ли мальчики всю суровость законов военного времени? Считают ли они, что должны нести такую же ответственность за свои поступки, как взрослые мужчины? (Дети понимают, что их детская неосторожность чуть не стала причиной трагедии, они готовы понести наказание за эту выходку. Леша полностью осознаёт свою вину и понимает взрослые законы войны, он не злится на Вдовина за то, что тот сообщил зенитчикам его адрес; он понимает, что его выходка заслуживает сурового военного суда, трибунала.)

– Какие чувства должен был испытывать Лёша накануне предполагаемого ареста? (Война вынуждает детей становиться взрослыми, в полной мере нести ответственность за последствия своих по-детски не обдуманных поступков: «Он чувствовал себя действительно виноватым.» Самое же сильное чувство пожалуй, – это чувство ожидающего позора: «А мысль о том, что судить его будут в Военном трибунале как какого-нибудь шпиона или предателя, совсем убивала его.» Во время войны не было большего оскорбления, чем обвинение в сочувствии или помощи врагу.)

V. Работа над новым материалом.

1. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы продолжим изучать произведение А. Пантелеева «Главный инженер». Нам предстоит ответить на вопросы:

– Почему рассказ так назван?

– Почему автор в начале рассказа говорит не только о награждении Леши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?

(Слайд 8)

2. Чтение по цепочке 5-7 частей.

3. Физ. минутка

(Приложение 2)

4. Работа в группах.

1 группа

  1. Найдите в тексте описание внешности полковника?
  2. Найдите в тексте подтверждение, что Лёша не пытается свалить свою вину на других, что он понимает, что чуть не сгубил и зенитчиков, и родную деревню?
  3. Для чего, по мнению полковника, нужны фальшивые сооружения, которые вылепили из снега Лёша и его друзья?

2 группа

  1. Найдите в тексте, что предложил строить Лёше полковник?
  2. Обладает ли Лёша такими чертами характера, которые необходимы для выполнения главного задания?
  3. Найдите в тексте, кто из героев вместе с Лёшей выполнял задание полковника?

3 группа

  1. Найдите в тексте, чем были награждены ребята за свои успехи в строительстве фальшивых объектов из снега?
  2. Найдите в тексте, что автор говорит о немецком лейтенанте Фридрихе Буше?

(Слайды 9, 10, 11)

5. Выступление групп.

6. Работа по содержанию.

– Достойно ли Лёша вёл себя беседуя с полковником?

(Слайд 12)

(На допросе у полковника Лёша изо всех сил пытается вести себя по– взрослому, достойно: «Только бы не заплакать»– ещё раз подумал Лёша и шагнул через порог.» Он не пытается приуменьшить свою вину или свалить её на других. С другой стороны, мальчик не бравирует своей храбростью и безрассудством, он и в самом деле понимает , что чуть не сгубил и зенитчиков, и родную деревню. Вероятно, по тому полковник просит именно Лёшу стать «главным инженером» по строительству ложных объектов, фальшивых зенитных батарей, которые необходимо сделать настолько точно и тщательно, чтобы противник принял их за настоящие военные сооружения.)

– Какие качества  Лёши помогли ему справиться с заданием? (Помимо качества лидера, руководителя, мальчик обладает честностью, прямотой, способностью нести ответственность и за себя, и за других людей. Он окрылён тем, что его не только не расстреляли, но и поручили действительно важное военное задание.)

– А сейчас ответим на вопросы которые мы поставили в начале урока (разрешение проблемы).

– Почему автор в начале и в конце рассказа говорит не только о награждении Лёши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?

– Какой приём он в данном случае использовал: сравнение или контраст?

(Слайд 13, 14)

(Рассказ начинается и заканчивается практически одинаково. О немецком лётчике автор пишет с насмешкой «Видели мы и фотографию этого отважного лётчика. До чего же, вы знаете, глупое, самодовольное и счастливое лицо у этого прославленного героя…» Автор в восторге от того, что такая несложная военная хитрость, придуманная простыми мальчишками, смогла обмануть « прославленного лётчика» и «отличного разведчика», а в месте с ним – и германских военных начальников. Очевидно, автор рассказа противопоставляет фашистских профессионалов-убийц и наших людей, обороняющих родную землю, пользуясь приёмом контраста. Про Буша он говорит «Где он теперь, этот Фридрих Буш?; про Лёшу: « А Лёша Михайлов жив , здоров, по-прежнему живёт в Новой Деревне и учится уже в 9 классе». Алексей Пантелеев использует приём контраста, чтобы подчеркнуть, что, несмотря на всё самодовольство, фашистской армии не удастся сломить силу духа защитников Родины. Недаром автор с гордостью пишет о Лёше и его товарищах. Такие произведения, как «Главный инженер», помогали людям пережить ужасы войны, продолжать надеяться на лучшее, на победу.)

7. Работа по картине А. Дейнеки «Окраина Москвы».

(Слайд 15)

– Даже в условиях тяжелейших испытаний художники не падали духом. Не отгораживались от действительности, не прервали творческой работы, не опустили рук.

Напротив, кисть, перо и карандаш в их руках стало грозным оружием борьбы с врагом.

В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряжённые и драматические произведения «Оборона Севастополя», «Окраина Москвы».

(Слайды 16, 17)

– Картина «Окраина Москвы» написана в ноябре 1941 года, в тот самый год, в котором происходит действие рассказа.

Рассмотрите репродукцию картины «Окраина Москвы».

– Что такое торчит из снега? (Это противотанковые «ежи». Рельсы вбивали в землю, чтобы вражеские танки не смогли проехать.)

– Судя по этим защитным сооружениям – «ежам» –, понятно ли, что враг подошёл совсем близко к Москве?

– По каким ещё приметам видно, что война подступила совсем близко к самой Москве? (Разрушенные бомбами здания, выбитые стёкла, пустынные, безжизненные улицы. Можно сказать, что поскольку Москва готовилась к обороне, с её окраин было эвакуировано всё население, небо окрашено отблесками далёких разрывов.)

Выделите с помощью рамки вертикальный фрагмент с грузовиком.

– Создается ли впечатление, что жизнь, несмотря на войну, идёт полным ходом? (В этом фрагменте грузовик оказывается почти в центре. Он представляется большим и значительным, наполняет улицу звуками, создаёт ощущение движения, жизни.)

Уберите рамку и снова посмотрите на картину.

– Что на переднем плане? Где теперь грузовик? Как же художнику удалось передать атмосферу напряжённой тревоги? (Глядя на картину, создаётся впечатление, что грузовик сейчас уедет и улица совершенно опустеет, станет совсем безжизненной, застывшей в тревожном ожидании. Атмосферу напряжённой тревоги усиливает и серое глухое небо, нависающие над городом тучи , конечно же, торчащие из снега заградительные «ежи».)

– Это по сути дела новый тип пейзажа, вобравший суровый и героический дух того времени. Картина рисует грозный, настороженный облик готового к обороне города.

Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась стальными «ежами», опустевшие дома с хлопающими ставнями словно замерли в ожидании часа решающей битвы. Злой порывистый ветер бессилен разогнать сумерки неба, уже окрашенного отблесками далёких разрывов. Стремительный бег прыгающего по ухабам грузовика довершает впечатление тревожного ожидания. И, хотя пейзаж лишён людей, их воля и решимость выстоять незримо присутствуют.

8. Работа в парах. (Компетентностное задание).

(Слайд 18)

Задание

На карточке записаны слова, характеризующие человека. Выберите, черты подходящие защитнику Родины. Расположите эти слова в сетке кроссворда и прочитайте выделенное слово.

рис.2

Трусость, патриотизм, решительность, слабость, бдительность, смелость, находчивость, безответственность, храбрость.

(Слайд 19)

(Выделенное слово «Победа»)

VI. Домашнее задание.

Стр. 130–146, ответить на вопросы

  • Составить план рассказа
  • Приготовить викторину
  • Выполнить иллюстрации

(Слайд 20)

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какое открытие для себя сделали?

VI. Рефлексия.

(Слайд 21)

– Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать. Поднимите сигнальную карточку соответствующего цвета.

  • Розовый – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!
  • Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
  • Голубой – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

– Кто хочет объяснить свой выбор?

– Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали на уроке.

– Спасибо всем. Урок окончен.

Список используемой литературы.

  1. Борисенкова О.В., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие.– М.: Академкнига/Учебник, 2009.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч.– М.: Академкнига/Учебник, 2009.