Урок-игра "Механическое движение". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели:

  • Образовательная – формирование умений решать различные виды физических задач по теме «Механическое движение».
  • Воспитательная – сформировать умения самостоятельной индивидуальной и групповой работы.
  • Развивающая – развитие творческой активности учащихся; развитие умений анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы; развитие личностных качеств.

Оборудование:

  • Мультимедиа со звуком (компьютер, проектор, экран, колонки), презентация (Приложение 1).
  • Папка с материалами для экспертов (Приложние 2).

План:

Этап урока Методы и приемы Время
1. Организационный момент – сообщение учителя. 2 мин
2. Актуализация знаний – фронтальный опрос;
– беседа;
– индивидуальная работа учащихся.
5 мин
3. Решение задач – сообщение учителя;
– решение задач различного типа;
– письменная работа в бланках отчета;
– обсуждение решения задач;
– групповая работа.
28 мин
4. Итог. Рефлексия. Домашнее задание. – беседа;
– сообщение учителя.
5 мин

ХОД УРОКА

(Звучит музыка из м/ф «Следствие ведут колобки» На экране презентация Слайд 1).

Учитель:Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке я приглашаю вас принять участие в расследовании  дела о похищении полосатого слона, которое ведут Шеф и Коллега – знаменитые сыщики из мультфильма «Следствие ведут колобки» в качестве экспертов – физиков.
Как любые эксперты в нашем расследовании мы будем руководствоваться определенным набором знаний. И сегодня нам с вами понадобятся знания по теме «Механическое движение».
Итак, давайте освежим в памяти то, что мы знаем о механическом движении.

(Фронтальный опрос)

Вопросы:

  1. Как называется изменение положения тела в пространстве относительно других тел? (Механическое движение)
  2. Как называется движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковое расстояние? (Равномерное)
  3. Как называется линия в пространстве, по которой движется тело? (Траектория)
  4. Как называется длина траектории? (Пройденный путь)
  5. Какими величинами характеризуется механическое движение? (Путь, время, скорость)
  6. Как связаны между собой путь, время и скорость? (V = S/t)

Учитель: Молодцы. Приступим к анализу. И первое, что мы сделаем – посмотрим реконструкцию событий с места преступления… Внимание на экран.

(Фрагмент м/ф «Следствие ведут колобки» – 00.30).

(Слайд 2). Итак, ночью из зоопарка злостным преступником Карбофосом был похищен редкий полосатый слон.   На месте преступления сыщики  обнаружили обрывок записки следующего содержания. (Слайд 3).
Вопрос: Как вы думаете, о чем идет речь в записке?
Учащиеся: О том, где спрятан слон.
Учитель: Согласна с вами, коллеги. Первое, что нам с вами предстоит сделать – это нарисовать для сыщиков план, как добраться до места, где держат похищенного слона. (Слайд 4). Приступим к работе.
(Учащиеся открывают папки и выполняют первое задание).
Учитель: Давайте, сравним, что у нас получилось.
(Сравниваются траектории, построенные разными группами учащихся и с тем, что выводится на экране). (Слайд 5).
Учитель: Что ж, продолжим изучение материалов дела. Какой путь предстоит преодолеть колобкам? (Слайд 6).
(Учащиеся рассчитывают путь, называют ответ и фиксируют его в отчете S = 16,5 км =16500 м).
Учитель: (Слайд 7). Просто отлично. Только вот мне кажется, что до места, где Карбофос спрятал слона можно добраться как – то быстрее… Посмотрите внимательно на ваш рисунок траектории. Как вы считаете? (Слайд 5).
Учащиеся: Да, можно.
Учитель: Тогда давайте упростим задачу сыщикам и скажем им, в каком направлении и как нужно двигаться, и какое расстояние нужно преодолеть, что бы как можно быстрее вызволить несчастного слона. (Слайд 8).
Учащиеся: Нужно двигаться по прямой на запад. Путь равен 4,5км или 4500м.
(Ответ учащиеся фиксируют в отчете).
Учитель: Отличная работа! Движемся дальше. Теперь нам предстоит выяснить, как лучше добраться до места: на велосипеде или пешком. (Слайд 9). Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
Учащиеся: Сравнить скорости.
Учитель: Правильно. Да вот, незадача. Значения скоростей указаны в разных единицах измерения, и сравнить их пока не представляется возможным. Что же нам делать?
Учащиеся: Надо перевести км/ч в м/с. И тогда можно их сравнить.
Учитель: Какие у меня в лаборатории умные сотрудники. Так и поступим. Чему же равна скорость движения на велосипеде?
(Учащиеся выполняют задание, фиксируют ответ в отчете).
Учащиеся: 5м/с.
Учитель: А из этого следует, что колобкам лучше воспользоваться…
Учащиеся: Велосипедом.
Учитель: Правильный вывод. (Слайд 10).  Мы почти закончили наш анализ, и нам осталось рассчитать, какое время займет у сыщиков, что бы добраться до места. Я думаю, мы с этим быстро справимся.
(Учащиеся рассчитывают время движения в бланках, фиксируют и называют ответ. t = 900с).
Учащиеся: Да, это займет 900с или 15 минут.
Учитель: Вот теперь я вижу, что мы сделали для колобков все что могли. Осталось заполнить отчет и отдать его сыщикам. Давайте сделаем это. (Слайд 11).
(Учащиеся заполняют отчет).
Учитель: Итак, какие выводы у нас получились, давайте сравним.
(Сравниваются выводы учащихся). (Слайд 12).
Учитель: Я думаю, что мы с вами отлично поработали. А вы как считаете?
Учащиеся: Да.
Учитель: Смогли ли мы помочь колобкам?
Учащиеся: Да.
Учитель: А какие знания о механическом движении нам в этом помогли?
Учащиеся: Понятия траектория, путь. Умения рассчитывать скорость и время движения.
Учитель: А может, вы мне скажите, какова была цель нашего урока, и удалось ли нам ее реализовать?
Учащиеся: (предполагаемый ответ)  Цель – научиться решать задачи по теме «Механическое движение». Да.
Учитель: Понравилось, ли вам работать экспертами.
Учащиеся: Да.
Учитель: Но на этом наша экспертиза не закончена, дома я порошу вас рассчитать время, за которое колобки доставят слона обратно в зоопарк, если по данным ученых зоологов известно, что шагом слон движется со скоростью 6км/ч, а при беге на короткие дистанции может развивать скорость до 36км/ч.
Учитель: Ну, я думаю, что мы с вами еще когда-нибудь попробуем себя в роли экспертов. А сейчас, мы должны попрощаться. (Слайд 13).
Большое спасибо за помощь в расследовании. До свидания, коллеги.