Семинар для воспитателей "Традиция проведения новогодних каникул"

Разделы: Работа с дошкольниками


План.

1. Вход воспитателей по карточкам.
2. Сообщение цели и задач, мотивация.
3. Педагоги занимают места, в соответствии   карточкам.
4. Психолого-педагогическая разминка («елка»).
5. Ввод  куклы-ребенка  («Вани»)
6. Задание: рисуем взрослого и ребенка.
7. Характеризуем взрослого и ребенка во время проведения новогодних каникул.
8. Вопросы. «А знаете ли, Вы?» (Применение буклетов).
9. Работа со словарем (Определение словам).
10. Выбор слова «традиция».
11. «Мозговой штурм» (Создание Банка «Идей»).
12. Самооценка действий участников.
13. Игра «Чудесный мешочек» (Определение символов традиций).
14. Итог семинара.

Цель. Выявление уровня компетентности педагогов, повышение практической подготовки в осуществлении формирования уровня знаний и представлений воспитанников об истории и культуре русского народа через традиции.

Задачи.

1. Способствовать повышению уровня компетентности педагогов в решении проблемы развития и воспитания дошкольников по формированию исторических фактов и культурного наследия.
2. Выработать конструктивную позицию в предварение работы  по проведению традиции новогодних каникул.
3. Повысить творческий потенциал, дать возможность проявить интерес, познание в осуществлении проведения традиции новогодних каникул.

Организационно-подготовительный этап.

1. Обоснование выбора темы семинара, подлежащей изучению игровыми методами.

– определение педагогического замысла деловой игры.

2. Определение ведущего метода игрового обучения для данного занятия

– определение последовательности игровых и неигровых фрагментов;
– выработка правил игрового поведения;
– разработка инструмента деловой игры;
– определение критериев успешных действий и их оценки.
– составление алгоритма собственных действий ведущего.

3. Составление основного игрового сюжета, подготовка системы проблемных ситуаций для игровых фрагментов.

– написание плана проведения деловой игры.

1.  Этап подготовки

Разработка игры:

– план деловой игры
– общее описание игры
– подготовка материального обеспечения

Ввод в игру: постановка проблемы целей

– регламент, правила
– формирование групп

2. Этап проведения

Групповая работа над заданием:

– работа с источниками
– мозговой штурм

Межгрупповая дискуссия:

– выступление групп
– защита результатов
– правила дискуссии

3. Этап анализа и обобщения

– выход из игры
– анализ, рефлексия
– выводы, обобщения
– рекомендации.

Педагоги под музыку входят в зал. При входе им вручаются карточки, посредством которых,  они входе мероприятия делятся между собой. Затем, проходят, занимают места. Музыка выключается. Старший воспитатель начинает выступление. 

ХОД ИГРЫ

Старший воспитатель. Уважаемые коллеги, гости! Сегодня, накануне волшебного, сказочного, всеми любимого праздника Нового года, мы встретились, чтобы включить в нашу жизнь традиции проведения новогодних каникул.

Вновь на пороге Новый год,              Пусть каждый день ваш будет светлым,
Он молодой звездой взойдет!             Приятным, радостным и щедрым!
Пусть дарит счастье и успех               Пусть будет ярким, динамичным
Улыбки, юмор, добрый смех!             Во всем удачным и отличным!

– Уважаемые педагоги! С этой приятной волны вдохновения и начнем нашу  игру.
Одним из направлений работы коллектива нашего дошкольного образовательного учреждения на текущий год является «Формирование уровня знаний и представлений воспитанников об истории и культуре русского народа через традиции». Ведь все мы согласны, что важную роль в этом вопросе играет педагог. И сегодня мы создадим и обогатим наш «Банк идей», и наполним его нашими идеями по поводу проведения новогодних каникул.  

(Старший воспитатель  проходит к своему столику, на котором располагается новогодний сувенир, подставка «Банк идей» –  садится и продолжает).

Старший воспитатель. В каждой стране есть свои законы, свои традиции, свои любимые праздники. Все они разные, неповторимые, привязанные к определенным датам и событиям, сформировавшиеся под влиянием религией и объявленные правителями много лет и даже веков назад. Однако есть один праздник, который отмечается во всех уголках земного шара, всеми народами, праздник, объединяющий людей нашей планеты и дарящий им ожидание чуда, веру в прекрасное будущее. Конечно же, это Новый год.
Традиция празднования Нового года очень давняя традиция и не только в России, но и во всем
мире, ей уже несколько веков. А вот традиция проведения новогодних каникул в России  молодая,
ей всего то с десяток с небольшим лет. И хорошо, что она существует для детей и их родителей и
наших педагогов. И это самое интересное время.
Коллеги, приглашаю занять места за игровыми столами.

Психолого-педагогическая разминка

I. Старший воспитатель.  Новый год! Новый год имеет запах. Новый год имеет вкус. Он окрашен музыкой. Он окрашен играми. Давайте вспомним. Какая же она была елочка в вашем детстве. Предлагаю вашей группе: «Мандаринчик» и вашей группе: «Елочка» (показывает, когда обращается) написать на листах ваши ассоциации. Ключевое слово ель, елка. Дается время 3 мин. (После того, как воспитатели задание выполнят, группы по очереди начинают называть слова)
Старший воспитатель. И так, какая же она наша елочка? (Показывает на елку, стоящую в зале, где проходит мероприятие)
Воспитатели: (Например: пахучая, зеленая, веселая, играющая, смолистая, стройная, маленькая, карликовая, холодная, таинственная, крутящаяся, вертящаяся, укрывающая, сказочная, волшебная и др.).  
Старший воспитатель. Коллеги, а на кого направлена традиция проведения новогодних каникул?
И кто самое главное действующее лицо?
Воспитатели.  (Дети, ребенок)
Старший воспитатель. Конечно же, это ребенок.
Посмотрите (держит перед собой куклу-мальчика) какой он? А у него  имя есть?  Давайте назовем его. Какое имя дадим нашему ребенку?
Воспитатели. (Ваня)
Старший воспитатель. А с кем же наш Ваня будет проводить свои новогодние каникулы?
Воспитатели. (С родителями, с воспитателями, с взрослыми, со старшим братом, сестрой и т.д.)
Старший воспитатель. Уважаемые коллеги! (На столах лежат листы бумаги, фломастеры). Нарисуйте, пожалуйста, ребенка в период новогодних праздников (обращается к команде «Мандаринчик»). А вашему столу (обращается к команде «Елочка») задание: «Нарисуйте  взрослого в период новогодних каникул». Схематично. (Время 2-3 мин.)
Старший воспитатель. Готово, коллеги. (Берет листы, крепит их на мольберте, чтобы всем было видно). Посмотрите, какой ребенок? Дайте характеристику вашему ребенку.
Воспитатели (из группы «Мандаринчик») …веселый, озорной, с игрушками, в подарках, в маске , не спящий, ожидающий, отправляющийся в гости и др.
Старший воспитатель.  Да, действительно ваш ребенок такой.
Ну а что же ваш взрослый. Посмотрите, какой он? Дайте характеристику своему взрослому.  Пожалуйста,  ваш стол «Елочка» зачитайте.
Воспитатели (из группы «Елочка») ....озабоченный, уставший, внимательный, но все таки с улыбкой, он готов к проведению новогодних каникул, погруженный в воспоминания, с ностальгическим настроением
Старший воспитатель.  Дорогие коллеги, вот Вы сами и сказали, дали характеристику ребенку. Он у Вас вот какой, мы сейчас это услышали.
А Ваш взрослый, вот какой.
А есть ли у них точки соприкосновения, есть ли у них что-то общее?
Воспитатели (Конечно же,  есть. Они из одной семьи, они понимают друг друга. Они сын и отец. Они младший брат и старший брат. Взрослый – это ребенок, который вырос.)
Старший воспитатель. Пока наш Ваня со своим папой  готовятся к новогодним каникулам, мы с Вами, коллеги продолжим.

II. Старший воспитатель. Переходим к следующему заданию: «А знаете ли Вы ?»
В выполнении задания Вам помогут  не большие  буклеты, которые я приготовила для Вас.

А знаете ли Вы?

1. При каком правителе в России появилась традиция праздновать Новый год с елкой?  (При Петре Первом)
2. Из какой страны была привезена традиция празднования Нового года? (Из Германии)
3. В каком году в России благодаря царскому указу впервые праздновался Новый год? (В 1700г.)
4. Только в России считается исконно-русской традицией, генетически заложенной в наших биоритмах со времен наших предков. Ведь именно в эти дни по старому стилю встречали Новый год. (Старый Новый год)
5. Что является символами Нового года? (Елка, Дед Мороз и Снегурочка)
6. Перечислите по порядку названия зимних праздников, которые затягиваются на несколько недель в период празднования Нового года. (25 декабря – Западное Рождество, с 31декабря на 1 января – Новый год, с 6 на 7 января – Православное Рождество, с 13 на 14 января – старый Новый год, с 18 на 19 января Крещение Господне).
После того, как мы зарядились некоторыми знаниями, коллеги, а  скажите-ка мне, пожалуйста, знаете ли Вы, что обозначает например, слово «маскарад»?
Вы можете использовать вот эти словари терминов, которые находятся у Вас на столах.  Отвечать могут желающие.
(Старший воспитатель задает еще 2-3 вопроса). А какое еще слово  вызвало у Вас интерес? (Ответ педагога). Уважаемые коллеги, а что же обозначает слово «традиция»? (Зачитывается ответ)

Старший воспитатель. Но если традиция просто повторяется, то со временем теряет свою живость. К традиции, как и к живому существу, надо прислушиваться, как она живет, бьется ли ее сердце? Все время нужен поиск, когда, с одной стороны, есть ритм повторения, а с другой, все время происходит что-то новое.
Выбор тех или иных традиций в работе с родителями, зависит, прежде всего, от самого воспитателя, чем он сам богат, что ему интересно, чем он может поделиться с другими.
И  у нас с Вами зародилась и укрепилась новая традиция –  «Традиция проведения новогодних каникул».

III. Старший воспитатель. А сейчас «Мозговой штурм», направленный на создание «Банка идей» по проведению новогодних каникул. Идеи принимаются все самые разнообразные. Коллеги, напишите,  какие мероприятия  вы  можете организовать, затем реализовать их, что вы будите проводить с детьми и их родителями в период новогодних каникул.
(Например, внедрить традиции на территории детского сада на начало новогодних  каникул)
Старший воспитатель: А теперь, уважаемые коллеги,  оцените свои идеи  вот по этой оценочной шкале (на доске вывешивается шкала) Пересмотрите снова все  предложения с точки зрения их соответствия двум критериям – оригинальности и возможности реализации.
(Идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для ее реализации в данный момент просто нет.) (Время этапа – 20 минут).

Оценочная шкала

«++» – очень хорошая,  оригинальная идея.
«+» – неплохая идея.
НР – невозможно реализовать – 0 балла;
ЛВ – легко выполнить – 1 балл
РР – реально реализовать – 2 балла
ТР – трудно реализовать – 3 балла

Старший воспитатель. Пожалуйста,   ваш представитель и ваш (обращается к педагогам)
Воспитатели.  (Например, семейное чаепитие в детском саду – легко выполнимое – 1 балл, идея «Час народной игры» – 3 балла и т.д.
Старший воспитатель. Вот мы и оценили наши идеи. Замечательно «Банк идей» пополнен. Считаю, что наш «мозговой штурм» оказался продуктивным. Нам необходимо в ближайшее время оформить самые лучшие идеи и раздать в группы педагогам для воплощения их в работе с родителями. И наш Ваня со своим папой  и мамой обязательно прейдет  к нам в детский сад весело провести время всей семьей в период новогодних каникул.
Уважаемые педагоги,  в завершение нашего мероприятия предлагаю сыграть в «Чудесный мешочек» («Обозначь традицию»). Здесь в мешочке (показывает) находятся разные традиции, которые есть у русского народа, у Сибиряков, у нас у Кемеровчан.  От Вас требуется выйти, вынуть из «Чудесного мешочка» символ,  и определить к какой традиции он относится.
Воспитатели достают следующие символы традиций, например: крашенное яйцо (Пасха); ручка – символ традиции ко «Дню знаний»; дед Мороз, елка – символ Нового года. У каждой традиции есть свои символы.

Рефлексия

Старший воспитатель. А теперь, Уважаемые педагоги! Я хочу услышать: «Что Вы получили сегодня для себя? Взяли, ли Вы   что-то новое, интересное для себя?» (Ответы воспитателей)
Старший воспитатель. Уважаемые коллеги, дорогие гости!  Хотелось бы завершить наше мероприятие следующими строками:«Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или «ваша» семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома».
Уважаемые коллеги я надеюсь, что Вам сегодня было интересно! Спасибо всем за внимание!

Список используемой литературы

1. Интерактивные методы в организации педсоветов в ДОУ. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Санкт-Петербург – 2009.
2. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении. Подготовка и проведение. К.Ю. Белая
3. Сердце отдаю детям. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении.
Н.Ф. Дик. Ростов на Дону – 2005.
4. Дошкольное образование. Словарь терминов. Айрис пресс. – М.: 2005.

Приложение 1