Интегрированный урок в 3-м классе "Родовые окончания имён прилагательных. В музеях хранятся известные пейзажи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование умения устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, определять род и число, правильно писать родовые окончания;
  • развитие памяти, внимания, расширение словарного запаса учащихся, творческого воображения;
  • воспитание чувства прекрасного на примерах произведений искусства; любви к родной природе, родному краю.

Оборудование:

  • «памятка-подсказка»-определение рода имени прилагательного;
  • репродукции с сельским, городским, индустриальным, парковым, .морским пейзажами;
  • репродукции А. К.Саврасова  и   И..И. Левитана
  • аудиокассета с записью произведения П.И.Чайковского «Времена года», Дебюсси «Спокойное настроение», вальс Ф.Листа;
  • сборник произведений поэтов-классиков;
  • венок для костюма «Весны».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

– Что мы называем именем существительным?
– Что мы называем именем прилагательным?
– Легко ли различить имя прилагательное и имя существительное?
– Каким образом мы их различаем?
– Какую роль играют имена существительные и имена прилагательные в речи?

III. Постановка темы урока

– Сегодня на уроке повторим о родовых окончаниях имён прилагательных  и нарисуете весенний пейзаж по представлению.

IV. Закрепление  изученного

– Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?
– Как определить род имени прилагательного? (Использовать «памятку-подсказку»)
– Какие родовые окончания имеют имена прилагательные? Приведите примеры.
– Допишите окончания  имён  прилагательных.

(Работа у доски и в тетрадях)

весенн... утро                    перв... проталины
мартовск... снег                 весен... ветер
красив... парк                    апрельск.... утро

– Докажите, что вы правильно написали окончания имён прилагательных.
– Какую роль имеют имена прилагательные в речи? (Помогают ярче и выразительнее представить предмет, для точности и красоты описания)

V. Работа с репродукциями

– Бывали ли вы в музее изобразительного искусства?
– Какие картины видели?
– Рассмотрите репродукции. Что вы видите на них?
– Что такое пейзаж? (Жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению природы, естественной или изменённой человеком )
– Что является главным в пейзаже? (Главным является природный мотив)
– Для чего художники изображают природу? (Чтобы передать определённое настроение, состояние, отношение к жизни)
– К разновидностям пейзажного жанра относятся: сельские, городские, индустриальные, парковые,  морские пейзажи.

(Все пейзажи перед глазами детей – на доске)

– По художественно-образной сущности пейзажи могут быть эпическими, романтическими, лирическими. Внимательно рассмотрите репродукции. Обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

Включить музыкальное произведение П. И. Чайковского  «Времена года». Дети рассматривают  эти пейзажи.

– Какой из пейзажей понравился? Почему?

Образ весны.

Выходит девочка с венком на голове. В руках сборник произведений поэтов-классиков,  иллюстрированный пейзажами известных художников.  К  ней присоединяется  ещё  одна ученица. Они читают произведение И.Л.Бунина «Апрельский вечер».

1-я ученица.

Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лёг.
Спят грачи, далёкий шум потока
В темноте таинственно заглох.

2-я ученица.

Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозём.
И струится чище над полями.
Звёздный свет в молчании ночном.

1-я ученица.

По лощинам, звёзды отражая
Ямы светят тихою водой;
Журавли, друг друга окликая,
Осторожной тянутся гурьбой.

2-я ученица.

А весна, в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая, –
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в тёмные поля.

– Понравилось произведение, которое прочитали девочки? Чем?
– Встретились ли имена прилагательные в этом тексте?
– Назовите словосочетания имени прилагательных с именем существительным. (Апрельский,  светлый вечер,  холодный сумрак, далёкий шум, осторожной гурьбой тёмные  поля) 
– Для чего автор использовал эти словосочетания? (Для точности и красоты описания)

VI. Рассматривание репродукции  А.К.Саврасова «Грачи прилетели» и работа по ней.

– Андрей Кондратьевич Саврасов был одним из основоположников русской пейзажной живописи. В 1871 году он написал одну из лучших своих работ «Грачи прилетели».
– Какое настроение вызывает картина? (Оттенки грустного, печального настроения)
– Какой главный образ? (Весенняя природа, грачиные гнёзда)
Запишите в тетрадях эти словосочетания.
Перечислите, что вы видите на репродукции.
– Подберите имена прилагательные к этим именам существительным, которые помогают более точно, ярко и выразительнее представить предмет. (Корявые берёзы, серый снег, старая церковь)
– Запишите в тетрадях эти словосочетания.Какие краски преобладают на картине? (Жёлто-голубые, серовато-коричневые, голубовато-серые)
– Что сразу задерживает взгляд? (Деревья с многочисленными грачиными гнёздами)
– Что на ваш взгляд было дорого художнику? (Грачи. Они обрадовали художника своим прилётом . Он сумел показать своё волнение и радость птиц. Здесь изображён не очень броский уголок,  но для грачей он самый дорогой . Это их родина, и выводить своё потомство они будут только здесь.)
– Опишите грачей. Какие они?
– Подберите антонимы – имена прилагательные.

драчливые – мирные
радостные –  печальные
спокойные –  крикливые
шумные – смирные
счастливые – грустные
ленивые – трудолюбивые

Составьте предложение о граче. (Трудолюбивый грач крепко держит в клюве маленькую веточку.)
– Найдите в предложении словосочетание имени существительного с именем прилагательным. Найдите главные и второстепенные члены предложения. Определите род, число имени прилагательного.

 (Предложение записать с комментированием)

VII. Физминутка

Пришла весна

Весна, весна!  Пришла весна!
(Хлопки в ладоши)
Тепло на крыльях принесла
(Прыжки на месте)
И вот на самом солнцепёке
(ходьба на месте)
С поднятой гордо головой
Расцвёл подснежник голубой.
(руки в стороны)
Он весь пушистый, серебристый
(взмахи кистями рук)
На солнце маленький стоит.
(присесть, покачать головой)
Посланец он весны надёжной.
Он не боится холодов.
(наклоны туловища)
За ним придут цветы другие
Он первенец среди цветов.
(повороты туловища вправо и влево)

VIII. Рассматривание репродукции Исаака Ильича Левитана

– И.И.Левитан написал эту картину, когда был в гостях у своих друзей.
– Какой день изобразил художник? (Тёплый, солнечный)
– Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? Какое у вас возникает настроение? (Радость, свежесть, спокойствие, поэтичность)
Назовите предметы, которые вас сразу чем-то заинтересовали. (Лес, деревья ,снег, лошадь)
– Попробуйте подобрать к этим  именам существительным такие имена прилагательные, которые помогли бы вам увидеть эти предметы ярче, выразительнее.
снег  (синеватый, рыхлый) лес (тёмный ,зелёный) деревья (стройные, тоненькие) лошадь (рыжая, усталая).
– Представьте, что выоказались бы в этом месте. Что бы вам захотелось сделать? (Покататься на лошади, побегать по рыхлому снегу, убежать в лес и подышать свежим воздухом, любоваться красотой, погреться под лучами солнца)

IX. Практическая работа (зарисовка пейзажа по представлению)

«Весна» предлагает выйти по одному представителю с каждого ряда и выбрать задание для практической работы.

Задание:

1 группа – радостный и праздничный пейзаж.
2 группа – мрачный и тоскливый пейзаж.
3 группа – нежный и певучий пейзаж.

– Вспомните, какое настроение можно создать холодными, тёплыми, глухими, звонкими цветами. Какое настроение может получиться при их смешивании.
– Не забудьте о переднем, среднем и дальнем планах .Объекты на переднем плане крупнее. Объекты второго и дальнего плана по мере удаления в глубину пространства уменьшаются.

(Включить музыкальное произведение Дебюсси «Спокойное настроение», вальс Ф.Листа во время самостоятельной работы)

X. Итог урока. Выставка лучших работ

– Чему учились на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– Чей пейзаж соответствует теме задания?