Организация работы в группе раннего развития для детей от 1 до 3-х лет

Разделы: Работа с дошкольниками


В нашей группе создана  предметно-развивающая среда, которая призвана наиболее полно раскрыть способности ребёнка и развить его. В группе представлены материалы на развитие разнообразных навыков и умений в игровой форме. Материалы лежат в доступной форме для ребёнка  и имеют яркий и привлекательный вид. Вся среда разделена на зоны:

зона воды, которая призвана развивать координацию, моторику, навыки экспериментирования, навыки самообслуживания, через естественную для ребёнка стихию. Дети переливают, моют, вылавливают, вытирают, взбивают и т.д.
зона «сыпучки», здесь представлены материалы для развития моторики, координации, навыков самообслуживания. Ребёнок пересыпает  ложкой, рукой, кувшином, совком, просеивает, сортирует и т.д.
зона развития мелкой моторики, где лежат разные материалы на развитие мелкой моторики: мозаики, баночки, палочки, природные материалы. Ребёнок сортирует, строит, закрывает, открывает и т.д.
зона развития сенсорных и элементарных математических представлений. Здесь подобраны материалы на развитие сенсорного восприятия, ознакомления с сенсорными эталонами развития органов чувств и развития  математических представлений.
зона развития речи призвана расширить словарный запас детей, повлиять на речевое развитие детей и развития их связной речи. Материалы презинтируются в зависимости от развития ребёнка. Предметы (игрушки  животных, муляжи  растений, предметы окружающего мира), карточки, с изображением этих предметов,  карточки обобщающих слов, карточки с новыми словами. Материалы для построения предложений, разные виды театров, и конечно книги.
зона развития творческих способностей, где ребёнок учится рисовать разными средствами, лепить, вырезать и делать аппликацию. Каждое занятие педагог предлагает ребёнку какое-либо  творческое занятие, но ребёнок в праве сам выбрать себе занятие. Поэтому на полках лежат полуфабрикаты ранее деланных работ, а также другие интересные для ребёнка варианты деятельности.

Если ребёнок устал или не хочет заниматься, он может пойти подвигаться или насладиться сенсорными ощущениями в сенсорной комнате под тихую мелодичную музыку.
У нас в группе малыши работают с мамой, педагог наблюдает, направляет и показывает ребёнку и маме как правильно надо работать с материалом, как правильно показать и объяснить ребёнку, какой материал лучше следующим показать ребёнку. Педагог для этого должен хорошо знать зоны ближайшего развития детей, чётко прослеживать, когда и чем надо пополнить среду, чтобы она осталась для ребёнка развивающей. А когда ребёнок научился доверять педагогу, пошёл на эмоциональный и психологический контакт с педагогом, только тогда педагог непосредственно занимается с ребёнком. В конце занятия педагог собирает детей и их родителей на «круг». Для этого у нас есть колокольчик и песенка для него:

«Тили бом, тили бом убираем всё кругом.
Тили бом, тили бом собираемся кругом».

Родители и дети убирают всё на места и собираются на ковёр в круг. Для того, чтобы собрать внимание детей педагог с детьми
собирает солнышко. Каждый ребёнок прикладывает свой лучик к солнышку, пока не соберётся всё солнышко. После этого проходит пальчиковая гимнастика на 3-4 мин.  в эмоциональной и игровой форме.

Комплекс пальчиковой гимнастики № 1

1. Есть у любого два кулачка               Пальцы сжаты в кулачки.
Хлопнул один по-другому слегка.      Стучим кулачками др.о др.
Ну а ладошки не отстают –                  Раскрываем ладошки.
Следом за ними весело бьют.             Хлопаем в ладоши.
Кулачки быстрей стучат,                     Сжимаем пальцы в кулачки
До чего стараются!                               Стучим кулачками.
А ладошки – тут как тут,                      Хлопаем в ладошки.
так и рассыпаются.

2. Что за скрип?                                    Сжимаем и разжимаем пальцы рук.
Что за хруст?
Это что ещё за куст?                             Показываем растопыренные пальцы.
– Как же быть без хруста,                    Сжимаем и разжимаем пальцы рук.
Если я – капуста?                                 Кистями рук показываем шар.
Мы капусту рубим, рубим.                 Кистями рук двигаем вверх-вниз.
Мы морковку трём, трём.                   Кулачком одной руки трём о ладонь – другой.
Мы капусту солим, солим.                 Пальцами изображаем действие.
Мы капусту жмём, жмём.                   Изображаем действие сжатия.

3.  Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки,                                    Показываем три пальца.
Две морковки,                                    Показываем два пальца.
Лука полторы головки,                      Наполовину загибаем средний палец.
Да капусты кочешок.                          Руками показываем шар.
Потеснись-ка ты, капуста!                 Кистями рук делаем движения вправо и влево.
От тебя в кастрюле густо!

Комплекс пальчиковой гимнастики № 2

1. Бежит ёжик по дорожке и видит:              Ладони соединены, пальцы рук переплетены.
Под высокой сосной                                       Ладошки домиком.
Скачет зайчик косой.                                      Из кулачка разгибаем указательный и средний пальцы.
Под другою сосной                                         Ладошки домиком.
Скачет зайчик другой.                                    Из кулачка левой руки разгибаем указ. и средн.пальцы.
Ушки длинные у зайки                                   Правой рукой проводим по пальцам левой руки.
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет                                   Указательным и средним пальцами левой руки двигаем вправо и влево.
Веселит своих зайчат.

2. Побежал ёжик дальше и увидел …           Ладони соединены пальцы рук переплетены.
Сидит балка на тележке
Продаёт она орешки: 
Лисичке-сестричке,                                         Поочерёдно разгибаем все пальцы, начиная с большого.
Воробью, синичке
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. Бежит ёжик дальше,                                      Пальцы переплетены руки каются.
видит мостик горбатый…                               Кисть левой руки согнуть мостиком. А правой положить сверху.
Так бодались два барана,                                 Оба кулачка «бодаются».
На мосточке утром рано                                   Хлопки на ударные слоги.
Уступить не захотели –                                    Снова «бодаются».
Вместе в речку полетели.                                 Ладони «уронить» на колени.

После этого проходит тематическое занятие на 5-7 мин., в зависимости от собранности детей. Тематика занятий разнообразная:

– расширение словарного запаса, ознакомление с обобщающими понятиями и т.д.;
– развитие сенсорных ощущений, и закрепление знаний сенсорных эталонов;
– творческие занятия;
– проведение разных видов театральной деятельности.

Главное, чтобы они проходили динамично, интересно, эмоционально, и задействовали всех детей. Например:

Комплекс занятий по ознакомлению детей с обобщающим словом «овощи»

Занятие 1.

Цели:

  • расширение сенсорных ощущений;
  • ознакомление с обобщающим словом «овощи».

Предварительная подготовка: подготовить обувную коробку, наполненную тёмной фасолью, и закопать в неё муляжи овощей по количеству детей, которые были детям уже знакомы.

Ход занятия: Воспитатель рассказывает, что у неё в коробке что-то спрятано и предлагает каждому ребёнку по очереди « откопать» то, что там спряталось. Каждый ребёнок достаёт овощ, и  вместе называют название каждого, при этом постоянно повторяем слово
« овощ».Когда достали все овощи,  воспитатель кладёт их все вместе,обводит рукой и говорит, что все они называются « овощи».

Занятие 2.

Цели:

  • расширение сенсорных ощущений;
  • закрепление  обобщающего слова «овощи».

Предварительная подготовка: приготовить настоящие овощи по 2 шт.: картофель, свёкла, морковка, огурец, помидор. Один овощ почистить и порезать на маленькие кусочки.

Ход занятия: Воспитатель вносит ту же коробку с фасолью (см. занятие 1), достаёт из неё овощи и называет каждый, обводит их рукой и говорит, что это овощи. Предлагает попробовать их на вкус. Ставит поднос, на котором стоят тарелочки с нарезанными овощами (на каждой тарелочке – один овощ). Кладёт к нарезанному целый овощ и называет его. Предлагает детям и их мамам попробовать каждый овощ, при этом каждый раз называет, например, «картофель».

Занятие 3.

Цели:

  • закрепление обобщающего слова «овощи»;
  • совершенствование навыков наклеивания готовых форм.

Предварительная работа: на формате А3 нарисовать тарелку, вырезать из бумаги овощи, по количеству детей. Подготовить материал для аппликации( клеёночки, клей карандаш, тряпочки)

Ход занятия: Воспитатель показывает нарисованную тарелку и предлагает её наполнить овощами.

– Смотрите, сколько я овощей принесла – показывает и называет каждый. Даёт детям по одному, и спрашивает, что она ему дала.
Мама вместе с ребёнком называют овощ.
Воспитатель приклеивает один овощ на тарелку и предлагает всем приклеить свои овощи. Мамы вместе с детьми приклеивают овощи.
В  конце занятия воспитатель вместе с детьми и мамами рассматривают работу, хвалит детей и говорит, какая  получилась тарелка с овощами. Работу можно повесить в группе, и дети долгое время будут смотреть и вспоминать, что это «овощи».
После серии занятий с обобщающим словом «фрукты», проводятся занятия по сортировке овощей и фруктов. Это могут быть занятия и с муляжами, и творческие с готовыми формами и даже с настоящими по определению вкуса.
На прощание педагог играет с детьми в подвижную игру малой подвижности, например «Зайка серенький сидит…» или хороводную « У Пети колокольчик, весёлый колокольчик…». Прощается с каждым ребёнком ладошкой к ладошке, и если ребёнок пошёл на тактильный контакт, значит он вам доверяет.