Урок русского языка в 4-м классе "Глагол как часть речи"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  1. Обобщить знания о глаголе как части речи;
  2. Отрабатывать навыки определения времени глагола, числа. Правописание родовых окончаний глагола в прошедшем времени;
  3. Развивать устную и письменную речь;
  4. Воспитывать любовь к родному языку, другим народам через поликультурный компонент. (слайд 1)

Наглядность: учебник,  линейка, карандаш,  слайды.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Слово учителя

А) В священных книгах есть упоминание о том, что люди в древности разговаривали на одном языке и были дружны. Пытаясь быть выше Бога, стали строить высоко- высоко в небо Вавилонскую башню. Бог прогневался, разрушил башню  и дал им разные языки . У нас в России граждане говорят более чем на 100 языках. А вот русский язык стал языком межнационального общения. // (слайд 2  Вавилон)

Б) И сегодняшний урок я хочу начать с высказывания русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой
И мы сохраним тебя
Русская речь,
Великое русское слово. // (слайд 3 Ахматова А.А.)

3. В) Упражнение в чистописании

- Как вы понимаете смысл этих строк?

  • запишите эту фразу в минутке чистописания. Обратите внимание на правильное соединение букв (нижнее им и верхнее мы);
  • выделите орфограмму.

4. Повторение пройденного

1)Если перевести слова речь и слово // (слайд 4 Речь и Слово)
(показываю из стихотворения)на греческий язык , то мы услышим известное нам слово ГЛАГОЛ. И тема нашего сегодняшнего урока «Закрепление пройденного по теме «Глагол». 

2) Подберите однокоренные слова к слову глагол // (слайд 5 Однокоренные слова)
Глагол- глаголить, разглагольствовать.
Может быть кто   слышал лексическое значение этих слов? // (Слайд 6 Лексич. ) Работа со словарём Даля.

3) Глаголить – говорить
Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.

В древности были ещё слова с тем же корнем например:  Глаголица // Рубрика «Путешествие в прошлое». (слайд 7 Глаголица)
Глаголица - одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал святой Кирилл Философ для записи церковных текстов на славянском языке. Первое упоминание о глаголице относится к 863 году.
Глаголица являлась, в основном, азбукой для передачи церковных текстов и тайнописи до Крещения Руси. После Крещения Руси стали использовать кириллицу.

5. Работа с предложением

А сейчас запишем предложение с этим словом и сделаем синтаксический и морфологический разбор.
Глаголица была первой славянской азбукой .// (слайд 8 Разбор предложения)

6. Обобщение

Итак, ребята мы узнали с вами о глаголах, которые исходят из глубины веков.

7 .  А сейчас мы с вами немножко поиграем.

Игра «Короткий, ответик».

  1. Глаголы обозначают. (Действие , состояние)
  2. Отвечают на вопросы.
  3. Постоянный признак глагола.(вид, спряжение)
  4. Непостоянный признак глагола.(время)
  5. Глаголы спрягаются т.е. изменяются по лицам и числам.
  6. Глаголы какого спряжения имеют личные окончания ешь, ет, ем, ете. Ут, ют -1 спр.
  7. Перечислите время

Молодцы
А все наши ответы можно записать в таблицу. // (слайд 9 Таблица)

8.  Переходим к следующему этапу работы. В начале урока мы говорили о     том. Что народы у нас разные , а вот смысл у пословиц одинаковый.
А сейчас проверим личное окончание глаголов.

Пословицы (Слайд 10)

Татарская. послов.
С хорошим другом горы свернёшь, с плохим другом горя хлебнёшь.
Узбекская послов.
3л.ед.ч
Друг в лицо смотрит, а враг- вослед.

Русская послов.
3л.ед.ч
Дружба правдой крепнет.

 Подчеркните личные окончания. В скобках укажите лицо и число.
Запишите понравившуюся пословицу.

Физ.минутка музыкальная (про глагол и про тире и про дождик на дворе…)

9. Работа с учебником с. 107 Упр. 4 по вариантам:

1 вар.2 вар.
Слушаешь - 1 скл.
Думаете - 1 скл.
Изучаем - 1 скл.
Спрашиваете - 1 скл.
Лечит - 2 скл.
Требуешь - 1 скл.

Ребята недалеко время , когда вы будете сдавать ЕГЭ. Сейчас мы с вами проведём работу, которую можно считать началом подготовки к ЕГЭ.

10. Тест

1. Глаголы изменяются по числам?
а ) изменяются;
б) не изменяются.

2.Слова которые отвечают на вопросы что делает? Что сделает? Обозначают глаголы …
А) единственного числа;
Б) множественного числа.

3.Перед глаголами бывают :
А) Предлоги;
Б) приставки;

4. Сколько лиц имеют  глаголы?
А) 1 лицо
Б) 2лица
В) 3лица

Оценки. Д/З стр. 107 упр.5 (Слайд 11)

Сегодня на уроке мы с вами не только повторяли всё о глаголе как части речи, но и коснулись такой великой темы как слово ,язык. Которые нам ещё раз доказали значимость русской речи и величины русского слова.

И в конце нашего занятия я хочу вам прочитать стихотворение С.Я. Маршака «урок родного языка». Это стихотворение не теряя своего смысла звучит на 3 языках . Я хочу вам прочитать на чувашском и русском языках. А на  татарском языке вы прочитаете дома и  в переводе на русском языке дома найдите в стихотворении глаголы и разберите их.

На русском языке
Мир всем народам на свете,
Всем есть простор на планете
Свет и богат и велик
Наши российские дети
Так изучают язык!
На чувашском языке.
Петем халохсем валли тенче
Пурне те, пур щул Щер щинче
Щуто, пуянлох, паллох
Пирен Ращей ачисем
Шапла веренеще челхене!
На татарском языке
Тынычлык улдәге бөтен халыкка
Планетада иркенлек бар барсына,
Дөнья бай да ул, бөек тә
Безнен рәссәй балалары
Шулай телне өй рәнә.(Слайд 12)

11. Итог урока:

- Какую часть речи сегодня повторяли?
- Что обозначает глагол?
- Что особенного запомнилось, о чём сегодня расскажите своим родителям?
- Для чего нужно изучать русский язык? У вас на столах смайлики- покажите какое у вас сейчас настроение?
Какие трудности и каккая важность встретилась в уроке?