Цель игры: развитие интереса учащихся к предмету, обобщение знаний по теме «Лексика», воспитание чувства коллективизма, обучение культуре работы в группе.
Задачи:
- прививать интерес к изучению русского языка;
- формировать внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний;
- обучать умению работать в команде;
- культивировать свойственную человеку жажду познания нового.
ХОД ИГРЫ
I. Вступительное слово учителя:
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К.Паустовский)
Для всего в русском языке есть великое
множество хороших слов и названий. В процессе
сегодняшней игры, я думаю, мы в этом не раз
убедимся.
Цель нашей игры, которая называется «В волшебном
мире слов» – повторить и обобщить знания по
одному из интереснейших разделов русского языка
– «Лексике».
Ведущий:
«В урочный день,
В урочный час
Мы снова рады видеть вас –
Веселых и находчивых друзей
Берите в руки карандаш,
Мы начинаем вечер наш,
Садитесь поскорей.
Пусть кому-то повезет,
А кому-то нет...
И не нравится вопрос,
И не сходится ответ,
Но все ж....
Берите в руки карандаш,
Мы начинаем вечер наш».
– Здравствуйте, дорогие друзья! В нашем состязании принимают участие 2 команды. Итак, скрестим шпаги находчивости, знаний и умений. Пусть победит сильнейший. Команды, прошу вас выйти и поприветствовать друг друга.
1-я команда:
«Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть».
2-я команда:
«Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет
Сегодня будет дружба
Владычицей побед».
1-я команда:
«И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания».
2-я команда:
«И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепче с ней».
Обе команды поют песню о КВНе (на мотив песни "Улыбка" В. Шаинского):
«Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори».Припев:
«Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить».
Команды приветствуют жюри и вручают им эмблемы с надписью:
«Вам и слава, и почет!
Все мы любим точный счет!»
Болельщики:
«За команду мы «болели»!
И помочь друзьям сумели!»
II. Представление команд («Виктория», «Знайки», «Дружба»)
А) приветствие;
Б) газеты; (газета «В волшебном мире слов»)
В) эмблемы.
III. Игра
1. Разминка: эпиграф зашифрован, в нем видны только половинки букв. Попробуйте прочитать зашифрованную здесь русскую народную пословицу, она станет сегодня девизом нашей игры. (Приложение 1) («Смекалка в каждом деле поможет») – 1 балл
После угадывания: «Итак, знания, смекалка и немного удачи – вот ваши главные помощники в сегодняшней игре».
2. Конкурс «Следствие ведут знатоки»
Каждой команде я задаю по 2 вопроса. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1) Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся греческими научными терминами, многие из нас носят греческие имена: Алексей – защитник, Макар – счастливый. Иной раз на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его, это испытать настоящее удовольствие, даже счастье. Назовите это блюдо. (Макароны)
2) Слово «полигон» по-гречески означает многоугольник. Изобразите как выглядит в плане здание американского Пентагона.
3) В «Руслане и Людмиле» читаем:
Но между тем, какой позор
Являет Киев осажденный
Не слишком ли суров А.С. Пушкин? Ведь речь идет о несчастье – почему же позор? (Зрелище)
4) Князя Олега прозвали Вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем? (От слова «кость»)
5) Испания… Яркое солнце, бой быков… Как далеко это все от нас. Однако, входя в свою квартиру, каждый из нас непременно проходит через такое место, которое могло бы напомнить ему об Испании и ее экзотических традициях. Что это за место? (Коридор)
6. В узбекском языке глагол куру означает «сохнуть». Какое существительное, образованное от него, заимствовано из узбекского языка русским и как приблизительно его можно перевести. (Курага – сушеные абрикосы без косточек)
3. Фразы-перевертыши (Приложение 2)
– Попробуйте каждое слово заменить антонимом, можно контекстуальным, и прочитать загаданные фразы. (Ответы: солнечный круг, небо вокруг; сильнее кошки зверя нет; с песней весело шагать по просторам)
4. «Художник понял все буквально»
Мы попросили художников организовать
небольшую выставку картин. Наши художники
постарались и выполнили заказ к сроку. Но то ли
волнения, то ли от незнания кое-что напутали.
– Скажи, что художники изобразили на картинах? (Фразеологизмы)
– Что такое фразеологизмы?
– Как художники поняли и изобразили
фразеологизмы? (Буквально, в прямом смысле)
– Замените фразеологические обороты синонимическими
выражениями(по 2 выражения команде):
солдат стоял на часах – находился в карауле,
охранял;
ее посадили под замок – заперли закрыли;
у нее на сердце лежал камень – испытывала
тяжелое чувство;
с головой ушел в книги – целиком, полностью
погрузился в чтение;
сидел на шее у отца – был на иждивении,
обременял;
сел в калошу – попал в неловкое положение.
5. «Переводчик»
а) Замените все слова в предложениях, кроме
служебных, синонимами. (Приложение
3)
б) Переведите ст.славянские по происхождению
слова на современный русский язык. (Приложение
4)
6. Домашнее задание
– Сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию в музей слов и названий.
1) Почему мы так говорим? (на этот вопрос ответит история)
- долгий ящик
- затрапезный вид
- ходить козырем
- казанские сироты
- концы в воду
- труса праздновать
2) Откуда эти названия? (Вы начали изучать географию. Знаете теперь названия всех частей света. А каково происхождение этих названий?)
- Азия. Это слово возникло от финикийского асу (восход), так назывались все страны к востоку от Средиземного моря. Впервые название Азия встречается в поэмах Гомера.
- Европа (от греческого Erebus – закат, мрак). Страна, где заходит солнце).
- Африка. Название это появилось у римлян, которые воспроизводили его от племени афри, жившего вокруг древнего Карфагена.
- Австралия (от латинского terraaustralis – южная земля). Исследователь Флиндерс после своего путешествия в 1800-1803 гг. предложил название Австралия, и оно закрепилось за этим материком, который ранее назывался Новой Голландией.
- Америка. Называется так по имени Америго Веспуччи, который первым из европейцев вступил на землю вновь открытого материка в 1499 г. И позже описал подробно Новый Свет. Колумб, которому приписывается открытие Америки, на самом материке не был, он открыл по существу только Антильские острова, находящиеся у берегов Америки.
- Антарктида. Шестой по счету материк, открыт русскими мореплавателями Лазаревым и Беллинсгаузеном в начале 19 века. Антарктида расположена в области Южного полюса. Название означает буквально «земля, противоположная Арктике». Арктикой же называется область Северного полюса (от лат. arktos – север, ночь).
Слушаем выступления команд. За домашнее задание – 3 балла.
7. Конкурс капитанов: разгадайте ребусы (изображение какого-либо слова или предложения при помощи комбинации букв, рисунков, цифр). 0,5 балла за каждый разгаданный ребус. (Приложение 5)
8. "Эрудит"
1) Объясните разницу в значении слов, составив словосочетания. За каждую пару слов – 1 балл.
– Как называются такие слова? (Паронимы) (Приложение 6)
2) Слова-палиндромы (перевертыши) (Приложение 7)
В данные тексты вместо точек вставьте существующие палиндромы – 3 балла.
9. Корректор
– Правильно ли истолкованы значения этих слов и сочетаний? Если неправильно, то в чем кроется причина ошибок? (По 0.5 баллов за словосочетание) Слова употреблены здесь в переносном значении, а толкование дано по прямому значению слов.
Прекрасный пол – "паркет"
Дать по шапке – "умело распорядиться
дефицитным товаром"
Наложить на себя руки – "исходное
положение в гимнастике"
Дать дуба – "выполнить план
лесозаготовок"
Не все дома – "время летних отпусков"
Медвежий угол – "место обитания
медведя"
– Найдите лишнее слово. Отредактируйте предложения. (По 1 баллу за правильный ответ)
1) Мальчик ушиб колено ноги.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Он написал свою автобиографию.
2) Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Стоя на крыльце, мимо меня проехали сани.
Вернувшись домой, начался дождь.
3) Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.
Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.
Подгоняемая лодка волнами неслась к берегу.
10. Веселый футболист
– Какие буквы и цифры составляют его фигуру? (9 букв и 6 цифр) (Приложение 8)
IV. Подведение итогов. Вручение призов