Урок истории в начальной школе по теме "Владимиро-Суздальская Русь. Основание Москвы"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Вид урока: изучение нового материала на проблемной основе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: развивающая технология.

Время проведения: пятый урок в разделе.

Цели урока:
1. Дидактические цели:
-создать условия для формирования общего представления о Владимиро- Суздальской земле, об основании и основателях Москвы.

2. Развивающие цели:
- продолжить развитие и становление:

  • интеллектуальных умений;
  • практических умений: работа с картой, лентой времени, дополнительной литературой;
  • положительных качеств личности ребёнка;

- расширить социальный опыт учащихся;
- обучать элементам творческой деятельности.

3. Воспитательные цели:
- воспитать любовь и интерес к истории;
- создать образный и эмоциональный фон для усвоения темы;  
- воспитывать гордость за нашу Родину, любовь к Отчизне, Москве как столице нашего государства, любовь к своему народу.

Оборудование:

  1. Карта «Древнерусское государство - Киевская Русь»
  2. Карта «Русские княжества в XII- начале XIII века».
  3. Ленты времени (классная и индивидуальные)
  4. Историческая игра «Соедини слова и символы с портретами князей».
  5. Тетради по истории.
  6. Дополнительная литература об основании и укреплении Москвы.
  7. Мультимедийный проектор, компьютер, слайды.

 Базовые понятия урока: кочевники, усобицы, ров, вал, посад, Кремль

Подготовка к уроку
Учащиеся должны:
1.Знать:
- имена князей Киевской Руси;
- их более важные дела в период княжения.
2.Уметь:
-выделять главное в прочитанном, в рассказе учителя;
- работать с картой, лентой времени.

Учитель должен:
- умело спланировать и организовать познавательную деятельность учащихся на уроке;
- создать проблемную ситуацию и организовать поиск для её разрешения;
- подготовить иллюстративные карточки, подготовить слайды об основании Москвы для демонстрации через мультимедийный проектор
-подготовить слайды о современной Москве для демонстрации через мультимедийный проектор;
- обеспечить высокий эмоциональный настрой детей на уроке.

Ход урока

I. Оргмомент
- Я желаю вам сегодня добра:
возьмитесь за руки, пошлите друг другу добрые пожелания. Если вам будет трудно, я помогу.
Создание внутреннего комфорта и удовлетворения.
II. Сообщение базовой темы.
Актуализация базовых знаний. (Портрет князя Олега)
- Назовите имя этого князя. Что вы о нём знаете?
- Древнерусское государство усилилось в последующие княжения, став единой сильной державой.
Систематическое повторение позволяет прочно и надолго запомнить учебный материал.
Игра «Соедини слова и символы с портретами князей».
- Проверим вашу работу. По ключевым словам и символам расскажите о том, чем прославился каждый князь.
III. Выход на тему урока
а) Изучение новой темы
На доске две карты:
№1 №2
- До середины XII века Древняя Русь имела название Киевская Русь. Почему? (показ по карте№1).
Учитель: А с середины XII века могучая Киевская держава распалась на отдельные княжества.
(Показ по карте №2).
(Обсуждение периода раздробленности Руси, насколько опасно для государства такое неустойчивое состояние.)
Почему это произошло? Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на 86 странице.
- С середины же XII века выросли прекрасные русские города: Владимир, Суздаль. Они расположились на северо-востоке от Киева за густыми лесами, оврагами, реками.
Обширное княжество возникло на северо-востоке от Киева. И называться оно стало Владимиро-Суздальская Русь (Слайд №2).
С главным городом Владимиром.
- Это княжество в середине XII века было очень сильным, т.к. находилось за огромными массивами леса, которые защищали его от набегов кочевников. Владимирские бояре гордились своей Владимиро-Суздальской землёй: (учитель ориентирует детей на последний абзац страницы 86. Абзац прочитывается.)
Игра развивающего характера. Отрабатывает познавательные умения, закрепляет и расширяет базовые знания учащихся. Это задание способствует развитию монологической речи, её точности, осознанности, структурной выдержанности, краткости, убедительности.

 

Продолжение обучения чтению текстов исторического содержания, сложных для восприятия даётся в пересказе учителя с фрагментарным чтением учащихся.
Физкультминутка
б) Поиск и формирование второй части темы «Основание Москвы»
(Слайд №3) - Какой город здесь изображен?
Как вы думаете, почему тема о Владимиро-Суздальской Руси продолжилась разговором о Москве. Выскажите свои предположения.
- Чуть позднее мы узнаем, правы ли в своих предположениях ребята.
Запишите в своих тетрадях тему «Основание Москвы» (Слайд №4).
По ходу моей мини-лекции вы составите опорный конспект.
- В начале XII века в Москва была крепостью Владимиро- Суздальской земли и играла большую роль, т.к. находилась на пересечении путей с севера на юг и с запада на восток (показ на карте).
Холм, который носил название Боровицкий, т.к. когда-то на нем шумел сосновый бор (отсюда и название Боровицкий). (Слайд №5)
Очень удобное местоположение. Поэтому его и использовали для строительства крепости.
Обратил внимание на это место Владимирский князь Юрий Долгорукий (портрет в учебнике на странице 88).
Он решил: «Пусть небольшая крепость в лесу сторожит окраины Владимиро-Суздальской земли». И обнесли воины Долгорукого холм валом, рвом, деревянными стенами. ( Слайд №6).

- При каком князе построили первую крепость? Запишите в тетрадь, правильно имя князя. (Слайд№7)
- Вокруг крепости располагался посад. (Слайд №8).
Задание подчёркивает внимательное, уважительное отношение к личности ребёнка.
Обучение краткому пересказу, требующему сжатия информации, умения выделить причинно-следственные связи, учитель учит приёмом составления опорного конспекта к устному пересказу. Такой конспект заставляет ребёнка, вспоминая учебный материал, самостоятельно конструировать предложения, помогает держать в памяти сюжетную линию.
Используя в динамике (показывая изображение стен Кремля, посада), учитель формирует у учащихся представления об исторических реалиях.
Исполнение требований орфографического режима.
в) Работа по учебнику на странице 88 над углублением понятия посад.
- Прочитать объяснение слова.
- Прокомментировать что значит «торгово-ремесленный».
- Много городов в северных землях основал Юрий Долгорукий, но Москва ему сразу полюбилась. Поэтому в 1147 г. он в своём письме пригласил в гости Черниговского князя «Прииде, ко мне, брате, в Москов». Это и есть первое упоминание о нашей столице, именно этот год считается годом рождения Москвы. (Слайд №9) 1147 г., запись даты в хронологическую таблицу в тетради.
 
г) Работа с лентой времени
-Какой это век? Показать на ленте времени демонстрационной, на индивидуальной записать дату.
- Москва в то время была окраиной Владимиро-Суздальского княжества. В отдалении от крупных городов. Поэтому мы и продолжили тему разговором о Москве.
В XIV веке, с 1325-1340 гг. при князе Иване Калите (показ портрета). Кремль обнесли стеной из дубовых (более прочных) брёвен (Слайд №10).
-Какой записью вы продолжите конспект?
- Во время пожара в Москве сгорел город и эти крепостные стены (Слайд №11).
- Внук Ивана Калиты Дмитрий (показ портрета) поставил прочные стены из белого камня, которые превратили её в мощную крепость. (Слайд №12)
Эти стены простояли 100 лет, но со временим и разрушилась и эта стена.
- За это время Кремль приобрёл вид города. Было построено много церквей и соборов. Правнук Дмитрия Иван III построил стены из красного кирпича (Слайд №13).
Эта стена была более мощная, с башнями, которые служили для своевременного обнаружения противника (пауза в мини - лекции).
- А Москвичи продолжали укреплять свой город. К середине XVI века они окружили каменный стенной посад. (Слайд№14)
В начале XVII века столицу обнесли высокими деревянными стенами (Слайд №15). Теперь Кремль стоял за четырьмя кольцами стен. Так основалась и укреплялась Москва.
Формирование временных преставлений детей. «Лента времени» - опора для рассуждений, справочное пособие, увлекательная игра.
IV. Закрепление изученного, проверка степени усвоения нового материала
а) Несколько учащихся читают опорные конспекты.
б) А теперь проверим себя, поработав с иллюстративной таблицей.
Указать стрелочками при каком князе были построены деревянные, кирпичные, белокаменные стены.
- Расположение стрелок должно соответствовать данной схеме (учитель показывает её).
- Дома продолжите работу над таблицей, используя фломастеры, краски. Сделайте её цветной.
Реализация принципа самостоятельности при индивидуальной работе.
Развитие общеучебного навыка: овладение методом сравнения.
Это задание активизирует деятельность памяти учащихся с учетом всех её компонентов: запечатление – сохранение – воспроизведение.
V. Работа с дополнительной литературой
- История Москвы очень интересна. Книг об истории Москвы немало.
На партах лежат книги по теме «История древней Москвы». Оцените в парах, что из данных книг можно использовать для подготовки к следующему уроку об основании Москвы. Вам в этом поможет оглавление (содержание).
VI. Домашние задание
- Дополнительный материал из книг, а также страницы 86-88 учебника.
При беглом просматривании материала ученики должны определить степень соответствия данной книги указанной теме, учесть возможность использования фрагментов книги для сообщений, обосновать свою точку зрения, доказать соответствие книги чтением или пересказыванием.
VII. Закрепление изученного
- В 1997 г. Москве было 850 лет.
- Какой это век? Покажите его на ленте времени. Карточка «1197г. 850 лет Москве» укрепляется на ленте времени.
- Обратите внимание на то, какой большой временной отрезок от основания Москвы до наших дней. Многое изменилось с тех далёких давних времён. Что же теперь представляет собой Москва? Сегодня Москва - один из красивейших городов мира (Слайд №№16 - 20)
VIII. Итог урок
Учитель:
-Чем вам понравился урок?
-Что больше всего понравилось?
Формирование представлений о современной Москве как столице нашего государства.
Рефлексия: формирование умения детей оценивать урок, степень участия в нём, познавательную ценность урока.