Урок русского языка "Причастие. Обобщение пройденного". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

Образовательная:

  • Повторить и закрепить знания о причастии.
  • Повторить и закрепить ранее изученное.

Развивающая:

  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся.
  • Совершенствовать речь учащихся.

Воспитательная:

  • Выработка норм поведения на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания о причастии.

3. Повторение о причастии

- Что такое причастие?

- На какие две группы делятся причастия?

- Какие причастия называются действительными?

- Какие причастия называют страдательными?

4. Проверка домашнего задания.

- Именно с действительными и страдательными причастиями было связано ваше домашнее задание.

- Назовите сл/соч с действительными причастиями.

- Назовите сл/соч со страдательными причастиями.

Лечащий врач надеющийся на лучшее рекомендуемая книга организованная экскурсия выталкиваемая воздухом озаряемый солнцем лающая собака лепечущий малыш дремлющий пассажир тающий снег разыскиваемый преступник разрисованная тетрадь порхающая бабочка дышащий ароматом прогнозируемый результат пожаренная рыба

- Наши действительные причастия стоят в каком времени?

- Какие суффиксы имеют действительные причастия настоящего времени?

- От чего зависит выбор суффикса?

- Назовите страдательные причастия прошедшего времени, которые записали?

- Сколько -НН- с суффиксе написали?

Почему?

- Назовите суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.

5. Словарная работа (Правописание -Н-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных)

- Посмотрите на доску.

Соленые огурцы

Ношеный костюм

Жареная рыба

Сушеная петрушка

Груженая баржа

Крашеная скамья

- К какой части речи относятся эти слова?

- Сколько -Н- пишется в суффиксах отглагольных прилагательных?

-А если бы это были причастия, то сколько бы -НН- писали?

- Страдательные причастия имеют полную и краткую форму.

- В полной форме сколько -НН-?

- В краткой форме?

- Перестройте эти сл/соч так, чтобы у вас получились причастия. Запишите их.

- Замените причастия в полной форме причастиями в краткой форме. Запишите их

- Какими членами предложения являются краткие причастия?

Какими членами предложения являются полные причастия?

- Что такое причастный оборот?

- Как он обособляется на письме?

6. Синтаксический разбор сложного предложения. Морфологический разбор причастия.

Дорожки сада усыпаны гравием, хрустевшим под ногами, а растущие по бокам липы бросали на нее тень.

- Морфологический разбор растущие

7. Работа по развитию речи.

- Каким оборотом можно заменить причастие с определяемым словом?

- Замените придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом. Обозначьте его графически.

* Травы, которые мы сорвали на лугу, сушились на чердаке.

* Мало кто поймет восторг, который охватил меня.

* Сотни людей глазели на обезьяну, которая уселась на крыше.

* Из расселины, что превратилась в небольшой овраг, бьет ключ.

* Калиныч отворил нам избушку, которую кто-то украсил пучками сухих душистых трав.

- Проверим правильность выполнения задания

8. НЕ с причастиями.

- Нам осталось повторить правило правописания НЕ с причастиями.

- Вспомните его.

- Запишите сл/соч в столбик -

непрекращающийся дождь -

не покрашенный нами забор -

ошибка не замечена -

не скошенная летом трава -

неизученная планета -

не мытая мною посуда -

давно не проветриваемое помещение -

ответ не проверен -

не запрещенный, а дозволенный прием-

- Измените сл/соч так, чтобы НЕ писалось наоборот. Запишите рядом измененные сл/соч

9. Проверочная работа.

- Настало время применить свои знания самостоятельно.

Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Графически обозначьте причастия и причастные обороты.

Фруктовый салат. Способ приготовления.

Очище:ые консервирова:ые ананасы нареза:ые кубиками уложите на серебря:ое блюдце. Возьмите банан смеша:ый с мандаринами привезе:ыми из-за границы и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только что среза:ую грушу. Все это ассорти заправьте витаминизирова:ым йогуртом.

10. Итог.

11. Домашнее задание.

- Причастия пришли к нам из старославянского языка. К сожалению, в устной речи мы часто вместо причастия употребляем глагол, от которого оно образовалось.

- Еще Пушкин писал: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метет и прочее, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом:"

- В этих словах Пушкина обращается внимание на выразительность причастия, без которого речь будет бедной и вялой.

- Ваше домашнее задание будет связано именно с тем, чтобы заменить оборот "который + глагол" причастными оборотами.

- Когда вы справитесь с заданием, то у вас получится отрывок из романа М.Лермонтова "Герой нашего времени".

Домашнее задание.

В тексте замените обороты "который + глагол" причастным оборотом. Запишите преобразованный текст, сохраняя знаки препинания.

Славное место эта долина! Со всех сторон неприступные горы, скалы, которые обвешал зеленый плющ, желтые обрывы, которые исчертили промоины, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, которая шумно вырывается из черного ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея, своею чешуёю.